Особенности античной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

Основная задача моей работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие цивилизация в доисторическую эпоху……………………………4
Возникновение античной цивилизации……………………………………..5
Основные особенности древнегреческой цивилизации и их культуры….13
Заключение…………………………………………………………………...19
Списк использованной литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат тани .docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры саратовской  области

ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств»

 

 

 

 

Особенности античной цивилизации

 

 

 

 

 

                                                                    

 

                                                                                       

 

реферат выполнила

студентка музыкального отделения

1 курса по специальности

хоровое дирижирование

Кибкало Татьяна

реферат проверила :

 

 

                                               Саратов 2013

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………3

Понятие цивилизация в  доисторическую эпоху……………………………4

Возникновение античной цивилизации……………………………………..5

Основные особенности  древнегреческой цивилизации и  их культуры….13

Заключение…………………………………………………………………...19

Списк использованной литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введене

Все большее число людей  осознает, что приобщение к историческому  прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость  исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями  древнего мира были древнегреческая  и древнеримская цивилизации. Они  занимали расположенные географически  близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между  собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому  для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской  цивилизации очень удобно применять  один из наиболее важных методов исторического  исследования – сравнение.

Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны  и оказывают большое влияние  друг на друга. Цивилизации Древней  Греции и Древнего Рима позднее стали  основой для возникновения европейской  цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. “Без того фундамента, который был  заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы”. Исследование культуры и быта этих цивилизаций  помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать  её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает  выбор данной темы.

Основная задача моей работы – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

 

Понятие цивилизация  в доиндустриальную эпоху

Под античной культурой понимается культура древних Греции (с I тыс. до н.э.) и Рима. Греческий и латинский  языки, произведения искусства, мифология  и философия, научные знания и  еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История  мирового искусства переполнена  воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные  литературные жанры, многие философские  системы, главные принципы архитектуры  и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими (от лат. Classicus - «образцовый», «Первоклассный» - отсюда произошло название художественного стиля XVII-XVIII вв. - классицизм, т.е. ориентированный на античность).

Греческая культура развивалась  стремительно: всего за два-три столетия она проделала огромный путь от архаики  до классики.

Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Во-первых, античная Греция никогда  не была единым политическим целым, а  представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств-полисов, располагавшихся на Балканском полуострове  и островах Эгейского и Ионического  морей.

Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая  пронизывала все сферы жизни  древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и  пр.). Смыслом этого соперничества  было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей  понятию «калокагатия» (в переводе с греч. - прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, осчетающий в себе военные качестве (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис - очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

 

Возникновение античной цивилизации

Античная цивилизация  может быть определена как дочерняя по отношению к цивилизациям Передней Азии и как вторичная по отношению  к Микенской цивилизации. Она  возникла на периферии ближневосточного культурного комплекса в зоне влияния сирийско-месопотамской и египетской цивилизаций. Поэтому ее рождение можно рассматривать как следствие социальной мутации, происшедшей в Восточном Средиземноморье при особом стечении целого комплекса обстоятельств.

К их числу в первую очередь  следует отнести цивилизаций  – Древнеегипетской и Месопотамской  – зоны влияния которых неизбежно должны были пересечься. Их многовековое параллельное развитие оказывало перекрестное воздействие на соседние народы. В результате образовалась зона мощного социо-культурного напряжения, включавшая в себя Ближний Восток, Анатолию и Восточное Средиземноморье (Эгеида, Балканы, Крит). Египет и Месопотамия постепенно обрастали культурной периферией, развивавшейся под их непосредственным влиянием и зачастую контролем: Ливия, Куш, Ханаан, Финикия, Анатолия, Урарту, Мидия, Персида. Сближение зон влияния двух цивилизаций привело к возможности их объединения, которая с переходом к железному веку стала реальной. Попытки создания "мировых" держав Ассирией, Урарту, Вавилонией, Мидией были способом придать этому процессу определенную форму. Его смогла завершить Персидская держава Ахеменидов. Она стала политической формой единой Ближневосточной цивилизации. Ее логическим центром стала Вавилония, поэтому Египет навсегда сохранил обособленное положение, которое он периодически пытался оформить политически, и особую культуру.

Качественные изменения  внес третий фактор – переход Ближнего Востока и Средиземноморья к  железному веку. Распространение  железа было, хотя и меньшей по масштабам, чем переход к производящему  хозяйству или промышленному  производству, но заметной технологической  революцией в истории человечества. Она привела к окончательному отделению ремесла от сельского  хозяйства, а следовательно, развитию разделения общественного труда, специализации и качественному изменению в человеческих отношениях, которые лишь с этой поры стали принимать форму экономических.

Изменение экономической  основы всколыхнуло все общество Ближневосточной цивилизации, которое  было вынуждено подвергнуться в  той или иной степени перестройке  с целью приспособления общественных форм к потребностям новых производственных отношений. При этом, если изменения  в традиционных центрах концентрации цивилизационного поля были сравнительно невелики, периферия оказалась в  ином положении. Сравнительная слабость популяционного поля на периферии привела  во многих местах к его полному  уничтожению во время перестройки, что выражалось в ликвидации городских  и дворцовых центров, выступавших  в роли социо-культурных ячеек цивилизационного поля. Одновременно пришла в движение буферная между цивилизацией и первобытным  миром зона, что выразилось в передвижениях арамеев, народов моря, дорийцев, италиков, пеласгов, тирренов и др. Причиной этих передвижения стала интенсификация социо-культурного воздействия цивилизации на свою этническую периферию, имевшая объективной целью дальнейшее расширение цивилизационного поля. Таким образом, в Восточном Средиземноморье возник исторический феномен, именуемый современными историками темными веками или временным возвратом к первобытности.

С переходом к железному  веку на первый план в качестве ячеек организации социального поля выдвинулись вместо дворцов микенской эпохи общинные организации. Повышенная плотность населения и малоземелье делали борьбу за землю главным организующим началом общественного развития. Территориальная близость противников друг к другу и ориентированность на одинаковые ландшафтные зоны не способствовали складыванию иерархии соподчиненных общин. Вместо этого возникали более простые формы организации общин: полное покорение одних общин другими (Лаконика), объединение в союз равных вокруг единого центра (Беотия), синойкизм – слияние в единый коллектив (Аттика). Новая организация приводила либо к консервации первобытного принципа противопоставления своих чужим (Лаконика), либо к переносу его на более масштабное объединение представителей разных племен. Таким образом, складывавшиеся в VIII-VI вв. до н.э. государственные образования на населенной эллинами территории формировались в тесной зависимости от условий природно-географической среды и сохраняли стойкую связь с первобытной категорией общинности. Не случайно поэтому характерным признаком античной цивилизации, определявшим соционормативные принципы и ориентацию общественной культуры, была автономная городская гражданская община (полис).

Становление цивилизации.

Формирование автономных городских гражданских общин  происходило параллельно с расширением  популяции эллинских полисов  в Средиземноморье и Причерноморье. Превращение объединений сельских и родовых общин в однотипные гражданские коллективы было сложным и длительным процессом, растянувшимся на VIII-VI вв. до н.э. В соответствии с традициями бронзового века первоначально на роль объединителя родовых сообществ претендовали архаические цари (басилеи). Однако их претензии не были подкреплены ни их ролью организаторов ремесленного производства, ни их значением религиозного символа коллективного единства. К тому же изменился характер военной организации, в которой на смену колесничему войску пришла конница. Поэтому с началом железного века в обществе резко повысилась роль родовой аристократии, контролировавшей жизнь простолюдинов – своих младших сородичей. На смену объединениям общин вокруг дворцовых центров бронзового века пришли родовые коллективы, в которых роль хранителя традиций и объединяющего начала для коллектива играла аристократия. Родовая собственность была экономическим рычагом ее власти, а труд сородичей – ее экономической опорой, которая позволяла иметь досуг для совершенствования в военном деле и образования. Мощь аристократической конницы также базировалась на содержащем ее труде всего родового коллектива.

Поэтому претензии басилеев на роль реальных правителей формирующихся  полисов оказались несостоятельны: они безнадежно и повсеместно  проиграли в конкурентной борьбе с опиравшейся на родовые коллективы аристократией. Около VIII в. до н.э. власть басилеев была ликвидирована почти во всех полисах Греции и повсеместно установилось коллективное правление аристократии. Во всех других общественных структурах переходного между первобытностью и классовым обществом строя борьба родовой аристократии и царской (княжеской, королевской) власти заканчивалась победой последней. Большие по сравнению с Грецией размеры протогосударственных объединений других областей и эпох позволяли архаическим властителям опереться на народ и подчинить себе родовую аристократию. На значительных территориях всегда складывалась иерархия общин, противоречия между которыми позволяли царской власти выступать в роли арбитра. В небольших по размеру греческих полисах на ранней стадии их развития практически не было свободных людей, не входивших в родовые коллективы и не подчиненных родовым владыкам. Условия же существования в обстановке постоянной угрозы внешнего мира ("война – общая работа", по выражению К.Маркса) формировали равенство прав отдельных родов и представлявших их аристократов. Так было положено начало той социальной мутации, которая привела к установлению в эллинских полисах особого общественного строя.

Три последующих века греческой  истории были наполнены борьбой  между аристократическими кланами, связанной с концентрацией земельной  собственности, демографическим ростом и экономическим развитием. Результаты этих процессов оказались существенными  как для внутреннего развития отдельных полисов, так и для  развития полисной цивилизации в  целом. Борьба аристократических группировок  и обострявшееся из-за концентрации земельной собственности малоземелье  стали причиной периодических выселений  полисных жителей в колонии. Они  несли с собой становящиеся привычными формы полисного общежития. К  тому же на новой территории эллины зачастую оказывались в окружении  чуждых по культуре людей, так что  поневоле должны были держаться за принципы общинного порядка. Поэтому  их поселения по всему побережью  Средиземного и Черного морей  принимали форму полисов, общинные черты которой на новых землях проявлялись еще более четко  в связи с большей свободой от родовых традиций. Великая греческая  колонизация VIII-VI вв. до н.э. явилась формой расширения полисной цивилизации, первоначальный центр которой находился на Ионийском и Эолийском побережье Малой Азии вместе с сопредельными островами.

Информация о работе Особенности античной цивилизации