Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:17, доклад
Важнейшими признаками государственности традиционно признаются: наличие определенной территории, границы которой установлены и, насколько возможно, охраняются; отделение власти от народа и формирование государственного аппарата, включающего в себя, как правило, аппарат управления и карательный аппарат; систематизированное налогообложение; наличие идеологии, используемой для обоснования и подтверждения полномочий правящей верхушки. Такая идеология в Средние века имела в странах Европы исключительно религиозный характер. Важнейшим признаком государственности является также применение норм писаного права, не являющегося ни в коем случае простой записью норм обычного права. Как правило, наличие всех названных и иных признаков, менее определяющих, но порой придающих государственному образованию присущую только ему специфику, позволяет говорить о завершении процесса образования государства.
Русская Правда известна в трех основных редакциях: Краткая Правда, составленная в XI в., Пространная Правда, составленная в XII веке, и Сокращенная Правда, появившаяся путем переработки Пространной в XV столетии. В составе Краткой Правды, в свою очередь, принято выделять Правду Ярослава, составленную около 1015 г., и Правду Ярославичей, появившуюся во второй половине XI в.
Русская Правда – важнейший исторический источник, позволяющий не только реконструировать правовые отношения в древнерусском государстве, но и получить представление о социальном составе населения. Самой многочисленной группой населения были свободные общинники – людины, или люди (отсюда сбор дани со свободных общинников называется «полюдьем»). Людины жили сельской общиной – вервью. Вервь обладала определенной территорией, внутри верви выделялись экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения – смерды. Полагают, что это полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось в случае отсутствия сыновей князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения численно росла за счет свободных общинников, утрачивающих экономическую независимость. Третья группа населения – рабы. Они известны под двумя названиями: челядь и холопы. Челядь – это раннее название, холопы – исторически более позднее. Различались рабство полное и неполное. Источники полного рабства – плен, самопродажа в рабство, брак с рабом (рабыней), поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным (полевым) старостой при незаключенном договоре. Неполные рабы (закупы) появились в XII в. Закуп – это, по-видимому, общинник, попавший в долговую кабалу по получении от князя или боярина ссуды (купы). Он мог быть слугой в доме или работником в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он возвращал себе свободу, вернув долг. Средства он мог добывать и на стороне, господину запрещалось препятствовать закупу идти «искать кун». В отличие от холопа, закуп был субъектом государственного права.
Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи (ряд – договор). Судя по Русской Правде, они были мелкими служащими в княжеском или боярском дворе. По истечении срока договора (ряда) такой служащий, возможно, становился свободным. Другая небольшая группа – изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса (холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви). Возможно, изгои пополняли ряды городских ремесленников и даже княжескую дружину, особенно во время военных походов.
Согласно Русской Правде, довольно многочисленной группой населения Руси были ремесленники, причем как сельские, так и городские. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в. в них насчитывалось около 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники производили тогда до 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только пушнина, мед, воск, пенька, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, стекла. С ростом городов, развитием ремесла связана деятельность такой постоянно растущей в Киевской Руси группы населения, как купцы, называемой также гостями.
Русской
Правдой руководствовались
Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека – 5 гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийство княжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесение увечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенном усилении государства. Согласно Правде Ярослава допускалась, хотя уже и ограничивалась кругом ближайших родственников, кровная месть. Правда Ярославичей ее безусловно запрещала и заменяла вирой.
По
мере развития государственности и
феодальных отношений в Киевской
Руси становились очевидны и те противоречия,
которые, накапливаясь, приводили к
переменам в общественных сношениях.
Русь стояла на пороге феодальной раздробленности,
пережитой и другими
В русских источниках X–XII вв. термин «немцы» обозначал зачастую не только немцев в собственном смысле слова, но и вообще представителей всех народов, проживавших к западу от русских земель. Только в эпоху политической раздробленности в русском языке появились термины для обозначения итальянцев, французов, немцев и представителей некоторых других народностей. Наиболее постоянными были, пожалуй, контакты Киевской Руси с германцами: в Центральной и Северной Европе.
Российско-германские отношения пережили длительную историю. Уже с середины X века германский император Оттон I и правительница Киевской Руси княгиня Ольга впервые установили дипломатические отношения между своими государствами. Отношения эти оказались с самого начала не лишенными противоречий.
Немцы тяготели к римской, западной церкви, а Русь поддерживала постоянные связи с Византией и Болгарией. Крещение первые русские христиане принимали, видимо, чаще здесь, как это было, например, с княгиней Ольгой.
Попытка Оттона I послать бенедиктинского монаха Адальберта из Трира в качестве епископа всех русских при княгине Ольге потерпела провал, а в дальнейшем угрозы из Рима еще более укрепили киевских князей в стремлении защитить новую веру и свое достоинство.
Русские стали обращаться к Библии, поскольку она была переведена Кириллом и Мефодием на славянский язык уже во второй половине IX в. При германском дворе прочесть Библию могли только грамотные люди, знающие латинский язык, ведь переводов ее на национальные языки не существовало. Перевод Библии на немецкий язык был сделан лишь пять веков спустя Мартином Лютером.
Но все же культурные и торговые связи между Киевской Русью и Священной Римской империей постепенно налаживались. Уже в начале XI в. немецкий епископ Титмар фон Мерзенбург с восхищением отзывался о Киеве как о большом городе, где было 400 церквей, а хронист Адам фон Бремен, посетивший Киев в том же столетии, находил его похожим на Византию.
Киевские князья внимательно следили за тем, чтобы при формировании военно-политических и торговых связей учитывались, в первую очередь, их национальные интересы. Вошло в обычай заключение династических браков между членами семей правителей Киевской Руси и представителями правящих домов других государств с целью усиления территориального и политического господства. Эта тенденция сохранялась в позднее Средневековье, когда заключались династические браки Московских князей, а потом царей и императоров с германскими правителями вплоть до XX в.
Так, князь Владимир Святославич после смерти своей жены, византийской принцессы Анны, женился на дочери немецкого графа Куно фон Эннингена. Три сына Ярослава Владимировича (Мудрого) были женаты на немецких принцессах. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда в 1079 году вышла замуж за германского императора Генриха IV.
Один из исследователей Киевской Руси, прибалтийский немец Вальтер Шубарт, хорошо знавший ее обычаи и порядки, в своей книге «Европа и душа Востока» попытался наметить особые черты двух типов русских людей, живших в то время, с учетом их религиозности и психологии.
По мнению В. Шубарта, живущих на Руси людей можно разделить на два типа: прометеевский (героический) и иоанновский (мессианский). Первый тип более характерен для германцев, в том числе и выходцев из Скандинавии, второй тип – для славян. В. Шубарт замечал, что «прометеевский героический человек» усматривает в мире хаос, который ему следует преобразовать с помощью своей организующей силы; страдающий жаждой власти, этот человек удаляется все дальше и дальше от бога и все глубже уходит в мир вещей. Поэтому-то германские народы на своем историческом пути приходят к секуляризации, т. е. уменьшению роли церкви. Постепенно их жизненное чувство – героизм – ослабевает, а конец – трагичен.
Напротив, «иоанновский мессианский человек», полагал В. Шубарт, хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которая ощущается в его душе. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, а настроение примирения и любви. Этот человек не стремится властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Поэтому им не движут подозрение и чувство ненависти, и он полон доверия к сущности вещей.
Не эти ли противоречия в национальных чертах характера немцев и русских являлись одной из причин постоянных конфликтов двух народов в течение всей истории их взаимоотношений?
Известный русский историк С.М. Соловьев в своей книге «Чтения и рассказы по истории России» отмечал, что в начале новой европейско-христианской истории два племени приняли господствующее положение и удержали его за собою навсегда: германское и славянское, племена-братья одного индоевропейского происхождения. Они поделили между собой Европу. В этом начальном делении, в этом начальном движении – немцев с северо-востока на юго-запад, в области Римской империи, где уже был заложен прочный фундамент европейской цивилизации, и славян, наоборот, с юго-запада на северо-восток в девственные и обделенные природой пространства, – в этом противоположном движении лежит различие всей последующей истории обоих племен.
Различий
этих действительно оказалось