Особенности культурного развития СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

История культуры является составной частью истории общества. Учитывая нынешнюю гуманитаризацию образования, большое внимание уделяется изучению отечественной истории. Более того, каждый образованный человек несомненно обязан знать историю свой страны. А.Платонов называл культуру духовным опытом народа, поэтому большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю. Данная тема всегда будет актуальной, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную «картину» культурных процессов в нашем обществе, а, значит, позволяет более глубоко и разносторонне посмотреть на историю Отечества.
Цель исследования — выявление особенностей развития культуры России в Новейшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Период НЭПа стал знаменательным в науке. В начале НЭПа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. Имена многих ученых получили мировую огласку, например, И. М. Виноградов, В. А. Стеклов, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман,  А. Ф. Иоффе, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов, И. В. Мичурин и другие.

1920-е  годы были также особенно продуктивны  в художественной культуре. Писатели  и другие творческие работники  с переходом страны к НЭПу  также стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Возникало большое количество творческих литературных объединений (Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (1920),  «Кузница» (1920)  «Серапионовы братья» (1921), «Октябрь» (1922),  «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922), Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП, 1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литературная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации пролетарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926), Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей с головным отрядом — Российской ассоциацией пролетарских писателей (1928). В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е гг. были созданы выдающиеся произведения литературы. Были посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» и «Восемнадцатый год»; В. Вересаев — «В тупике», «Пушкин в жизни». С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Снегина», «Черный человек». М. Горький, проведший большую часть 20-х гг. за границей, написал «Мои университеты», «Дело Артамоновых». Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» и «Мятеж», А. Серафимовича «Железный поток», И. Бабеля «Конармия», М. Булгакова «Белая гвардия», М. Шолохова «Тихий Дон».

В живописи в первой половине 20-х гг. также активно работало множество группировок и направлений: Ассоциация художников революции (АХР, 1922) - И. Бродский, Г. Ряжский, К. Юон; «Общество московских живописцев» - Р. Фальк, И. Машков, А. Лентулов, И. Грабарь. В 1925 г. выпускниками первого советского художественного вуза - ВХУТЕМАСа - было основано «Общество художников-станковистов» (ОСТ). Работы остовцев (А. Дейнеки, Д. Штеренберга, А. Лабаса, Ю. Пименова, А. Тышлера и др.) были современны и по форме, и по содержанию. Безупречной профессиональной культурой, умелым сочетанием традиции и новизны отличались произведения  П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, создавших в 1924 г. новое «Общество художников 4 искусства».

Постепенно отрабатывался «единственно верный» критерий и в архитектуре. Творческое соревнование между «конструктивистами» (братья А. и В. Веснины, М. Гинзбург) и «рационалистами» (К. Мельников, Н. Ладовский) в первой половине 20-х гг. явилось мощным стимулом для создания блестящих проектов: Дворец труда, Дворец культуры им. Лихачева в Москве (братья Веснины), павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 г. (К. Мельников), генеральный план реконструкции Москвы (А. Щусев и Н. Жолтовский). Стремление перестроить советский быт вдохновляло многих художников-дизайнеров (В. Татлина, Л. Попову, А. Родченко, С. Степанову) на поиски современных моделей мебели, интерьера, тканей.

Значительных успехов в своем развитии достигло искусство кино. Поддержанный властью, советский кинематограф занял прочное место в новой культуре. Начало «золотому десятилетию» Великого Немого положили документальные фильмы Дзиги Вертова («Шагай, Советы», «Шестая часть мира», «Человек с аппаратом») и Л. Кулешова («На Красном фронте», «Необычайные приключения мистера Виста в стране большевиков»), которые зафиксировали реальные события революционных лет. В середине 20-х гг. появилась целая плеяда зрелых мастеров, снявших кинофильмы, достойные мирового уровня: С. Эйзенштейн (триптих «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь»), А. Довженко («Звенигора», «Арсенал», «Стачка»), В. Пудовкин («Мать»).

Новый импульс в своем развитии получил театр. К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, А.Я. Таировым были созданы шедевры драматического искусства: «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева и др.

Крупные симфонические произведения создали композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрасс, В. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе имени Ф. Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев, И. Козловский, М. Максакова.

 

 

    1. Конец 1920-х — начало 1950-х

 

 

Культурное развитие страны в эти годы связано с именем И.В.Сталина, который, одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть, завершившейся к концу 1920-х годов разгромом оппозиционных течений, стал главой государства. Огромное влияние на культурное развитие оказала Великая Отечественная война 1941-1945гг.

Эти годы можно считать апогеем «культурной революции». Неграмотность в стране  практически была ликвидирована: по данным переписи 1939 г., 81,2% жителей СССР умели читать и писать (в 1913 г. — 27%). Продолжало расти число школ, техникумов, вузов. Вначале 40-х г. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся, по темпам и объему подготовки специалистов.

Также была изменена национально-языковая политика государства. Правительственное постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» от 13 марта 1938 г. обязало ввести с сентября обучение языку во всех нерусских начальных школах со второго класса и во всех неполных средних и средних школах — с третьего.

Продолжается активное развитие науки. П. Л. Капица  создал первый в мире гелиевый ожижитель (1934), предложил метод ожижения газов с использованием цикла низкого давления (1939), открыл сверхтекучесть гелия (1938). Объяснение сверхтекучести было дано Л. Д. Ландау (1941).  14 июня 1940 г. Г. Н. Флеров и К. А. Петржак (лаборатория Курчатова) открыли явление спонтанного деления урана. Были открыты явления комбинационного рассеяния света на кристаллах (1928, Л. И. Мандельштам и Г. С. Ландсберг); квантовую теорию этого явления разработал И. Е. Тамм, а метод обнаружения космических лучей — Д. В. Скобельцын (1929); обнаруженное особое свечение чистых жидкостей под действием гамма-лучей получило название «Эффект Вавилова—Черенкова» (1934); полная теория эффекта представлена И. Е. Таммом и И. М. Франком (1937).  В 1934 г. опубликована монография Н. Н. Семенова «Химическая кинетика и цепные реакции».

Большую работу проделали во второй половине 30-х гг. советские геологи и географы.  В конце 30-х гг. СССР занимал первое место в мире по выявленным запасам нефти, гидроэнергии, торфа, железной и марганцевой руд, цинка, свинца, апатита, калийных солей. Под руководством Н. М. Тулайкова составлялась новая почвенная карта страны. В 1939 г. была опубликована сводка по почвам СССР в трех томах.

Значительно скромнее в сравнении с естественными и точными науками были достижения гуманитарных наук, в наибольшей степени испытывавших на себе давление господствующей идеологии. Укрепляла свои позиции в мире советская математика. И. М. Виноградов, Д. Ф. Егоров, С. Н. Бернштейн, Н. Н. Лузин, А, Н. Колмогоров, Л. С. Понтрягин, Н. Н. Боголюбов внесли крупнейший вклад в развитие новейших разделов математики и ее приложений. В 1939 г. была опубликована работа Л. В. Канторовича «Математические методы в организации и планировании производства», где давалась общая постановка задачи линейного программирования и метод ее решения.

Менее значимыми оказались достижения  в гуманитарной и художественной сфере. Литература, искусство, кино переживали процесс организационной и идейной унификации. Идеология «социалистического наступления» характеризовалась свертыванием многообразия процессов духовной жизни, присущих 20-м гг., и утверждением монополизма, вождизма и культового сознания. В апреле 1932 г. ЦК партии принял постановление о перестройке литературнохудожественных организаций, призванное преодолеть их раздробленность, кружковую замкнутость и «отрыв от политических задач современности». В литературе и искусстве насильственно насаждался «творческий» метод «социалистического реализма», который требовал изображать действительность в «социалистической перспективе» и превращал деятелей литературы и искусства в апологетов социализма.

Многие произведения, созданные в традициях «социалистического реализма», проникнуты духом вульгарной политизации, классовой вражды и ненависти. Однако разнообразие приемов художественного творчества в рамках единого метода, творческий талант позволяли создавать масштабные художественные произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд литературы, музыки, кинематографии, живописи, оказавшие огромное воздействие на общество и формирующие в нем новые идеалы, интересы, потребности, стандарты, стереотипы поведения.

Утверждению основ новой идеологии и культуры служили не только созданные в 30-е гг. единые организации творческой интеллигенции (союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов), но и цензурные органы (Главлит, Главискусство, Главрепертком), осуществлявшие идеологический контроль за деятельностью творческих организаций, проведением выставок, конкурсов, выпуском кинофильмов, репертуаров театров. Этим же целям служили «чистки» библиотек и передача на «спецхранение» научных трудов, художественных и публицистических произведений, не укладывающихся в новую систему ценностей. Сознательное игнорирование этих установлений, как и отклонение художников от партийной линии, вело к исключению из союза, лишению возможности обнародования произведений (а значит, и материальных благ), прямым репрессиям.

Особый подъем художественной культуры явился во время войны. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.).  Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».  В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Однако в послевоенное время «железный занавес» снова опустился на страну. Основной целью советской идеологии в то время  являлась, как и прежде, апологетика советского строя, идеалов советского общества и беспощадное осуждение всего, что этому не соответствовало.

Беспощадной критике подверглись многие известные советские писатели (например, А.Ахматова и М.Зощенко). Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов. Уничижительные оценки давались творчеству режиссеров Л. Лукова, С. Юткевича, А. Довженко, С. Герасимова; композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Всем им вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма.

    1. Середина 1950-х — середина 1960-х

 

 

Данный период времени в истории России неофициально называют «Хрущевской оттепелью». После смерти Сталина и прихода к власти Н.С.Хрущева начались процессы освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля, мелочной регламентации спецслужбами, преодоления догматизма. Относительная терпимость к плюрализму мнений, литературно «художественных и научных школ в 50—60-е гг. по-разному проявлялись в различных областях культуры и психологии масс.

С наименьшими потрясениями «десталинизация» сказывалась на развитии естественных и технических наук, системе образования. Колоссальные успехи советской науки, которые в ряде приоритетных направлений превосходили мировой уровень, еще больше подняли престиж ученых в обществе. Материальная основа науки непрерывно расширялась. С начала 50-х до конца 60-х гг. расходы на науку выросли почти в 12 раз. К этим годам относится мировое признание большей части всех советских работ, удостоенных Нобелевских премий в области точных и естественных наук: изыскания академиков Н. Н. Семенова (1956), П. А. Черенкова, И. М. Франка и И. Е. Тамма (1958), Л. Д. Ландау (1961), Н. Г. Басова и А. М. Прохорова (1964). Позднее нобелевскими лауреатами стали П. Л. Капица (1978), Ж. И. Алферов (2001), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (2003). Крупнейшими достижениями науки и техники того времени стали: создание турбореактивного пассажирского лайнера Ту-104 (1955), запуск самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); испытание на космодроме Байконур 21 августа 1957 г. ракеты межконтинентальной дальности Р-7, позволившей осуществить запуск в космос искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.); спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (конец 1957 г.); ходовые испытания атомной подводной лодки (июль 1958 г.); создание в 1959 г. первой отечественной крылатой ракеты, стартующей с подводной лодки (генеральный конструктор В. Н. Челомей); полет Ю. А. Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.); осуществление 30 октября 1961 г. беспрецедентного по мощности (50 мегатонн) взрыва водородной бомбы над Новой Землей (испытанием доказана возможность конструировать на основе предложенного принципа заряда практически неограниченной мощности); создание системы залпового огня «Град» (1962); запуск в 1962 г. маневрирующего автоматического искусственного спутника Земли серии «Полет» — прототипа перехватчиков искусственных спутников; пуск Белоярской и Ново-Воронежскской АЭС (1963); вывод на орбиту первого многоместного космического корабля «Восход-1» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (1964).

После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения: Вестник истории мировой культуры, Мировая экономика и международные отношения, История СССР, Вопросы языкознания и др. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

Заметные изменения произошли в художественной жизни страны. В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.   Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писателей и поэтов.

Информация о работе Особенности культурного развития СССР