Особенности культурного развития СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

История культуры является составной частью истории общества. Учитывая нынешнюю гуманитаризацию образования, большое внимание уделяется изучению отечественной истории. Более того, каждый образованный человек несомненно обязан знать историю свой страны. А.Платонов называл культуру духовным опытом народа, поэтому большинство людей, интересующихся прошлым России, прежде всего через историю культуры познают отечественную историю. Данная тема всегда будет актуальной, поскольку исследование позволяет сформировать достаточно целостную «картину» культурных процессов в нашем обществе, а, значит, позволяет более глубоко и разносторонне посмотреть на историю Отечества.
Цель исследования — выявление особенностей развития культуры России в Новейшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г. В 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).

Однако для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших кадровых потерь. Перед учеными открылись легальные возможности получить работу в зарубежных университетах и научных институтах. Высокий авторитет советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательского труда в СССР привели к заметной «утечке мозгов», особенно в физике, математике, химии и биологии.

Событием огромной культурной важности стал фактический отказ государства от агрессивного атеизма. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы, открывались духовные школы, семинарии. В 1988 г. было зарегистрировано 176, а в 1989 г. — 460 новых православных объединений, и в начале 1990 г. в РСФСР действовало 3120 православных приходов. Возрождению интереса к религии и церкви способствовало празднование в 1988 г. тысячелетия крещения Руси. Возрождались и другие конфессии, исторически существовавшие в России. Восстанавливались старые и открывались новые мусульманские мечети, иудейские синагоги, буддийские пагоды. Важным событием 1990 г. стало принятие союзного и российского Законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», закреплявшие новый характер государственно-церковных отношений. Признание важности религиозной традиции в жизни общества нашло отражение во включении дня Рождества Христова в число национальных праздников России. Впервые в новом качестве он был отпразднован 7 января 1991 г.

Бурные перемены происходили в кинематографе.  С «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. Тарковского, А. Германа, А. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985—1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полу доку ментальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым». Кино в числе первых среди других видов искусства столкнулось с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшая на содержание художественного творчества.

Во второй половине 1980-х гг. новый образ обретал и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли театральные эксперименты С. Кургиняна (театрстудия «На досках»), М. Розовского (театр-студия «У Никитских ворот»), В. Беляковича (театр-студия на Юго-Западе). Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше... дальше... дальше!», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. Резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино.  Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли.

Это  пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались преимущественно невысокого художественного качества ленты и постановки Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

 

 

 

 

 

 

    1. 1991 — наши дни

 

Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука), возникают международные и российские фонды поддержки культуры, зарубежное и отечественное спонсорство, расширяется культурный плюрализм. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века.

Государство, отказавшись от роли руководителя и гарантированного заказчика в сфере культуры и искусства, резко снижает их финансирование. Здесь, как и в промышленности, усиливается отток кадров в сферу предпринимательства, торговли, услуг; возрастает «утечка мозгов», востребованных на западном рынке труда, – ученых, специалистов, творческой интеллигенции, спортсменов.

В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», положивший начало реформированию российской средней и высшей школы. В законе декларировался отказ от командно-административного управления системой народного образования, приоритет гуманистических принципов в обучении и воспитании, адаптивность системы образования. Средним и высшим учебным заведениям была предоставлена определенная академическая свобода. Главной своей задачей государство считает сохранение единого образовательного пространства страны.

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. Первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти». Шоу-бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, эротику, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

Снятие идеологических преград позволило России резко активизировать культурные связи с миром. Наряду с западной массовой культурой, со всеми ее негативными явлениями, расширение контактов с зарубежными странами в целом оказало позитивное влияние на российскую культуру. Современные средства международной информации (спутниковое телевидение, интернет) значительно раздвинули культурные горизонты, сделали мировые культурные события мгновенным достоянием и граждан нашей страны.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.

Культуре современной России, как и многому другому в сегодняшней жизни страны, трудно дать однозначную оценку. В представлении одних, она находится в состоянии глубокого кризиса, для других же культурный плюрализм явился важным достижением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев отличительные черты каждого из периодов, можно сказать, что некоторые из них имеет больше сходных черт чем другие. Общую линию развития мы можем проследить с 1917 по 1986 год. 

Для данного отрезка времени, в первую очередь, было свойственно насаждение марксистско-ленинской идеологии - «идеологии рабочего класса», которая в 1977 была закреплена Конституцией СССР в качестве официальной. Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма.

Во-вторых, пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни, которая целенаправленно и централизованно проводилась под руководством КПСС. Официально она называлась идеологической работой, просвещением масс, в ее основе лежал марксизм-ленинизм. Главными ее идеями являлось сочетание свободы, социальной справедливости и патриотизма.

В-третьих,развитие массовой культуры, через которую и велась идейная  пропаганда. СМИ, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства — все это служило способом влияния на сознание людей. Однако, массовая культура оставила после себя богатейшее советское культурное наследие, которое любимо и почетаемо по сей день.

В-четвертых- жесткая цензура, которая контролировалась специальными государственными учреждениями. Цензура контролировала все внутренние официальные каналы распространения информации (книги, периодические издания, радио, телевидение, кино, театр и т. д.) , информацию, поступающую извне (глушение зарубежных радиостанций, вещающих на языках народов СССР, скрупулёзный контроль печатной продукции зарубежных СМИ на предмет «антисоветчины») и носила прежде всего идеологический характер.

В-пятых, бурное развитие образования и науки. За сравнительно маленький отрезок времени в стране была ликвидирована неграмотность, открыто огромное количество школ и вызов, техникумов и ПТУ. СССР стал образованнейшей страной в мире. В этот период времени СССР вышел на первое место по числу научных открытый. Особенно отчетливо это можно заметить в области физики, особенно ядерной, химии, биологии, а также в освоении космического пространства.

В-шестых, борьба с церковью. Велась активная пропаганда атеизма, который по другому называли «научно-материалистическим мировоззрением».  Известно высказывание Ленина о борьбе с религией: «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс». До 1939 года политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась в административном порядке органами государственной власти, в частности НКВД, осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников.

С 1986 года страна была нацелена на новый курс развития, поэтому развитие культуры сильно отличается. Все вышеуказанные процессы, кроме активного развития массовой культуры, пошли на спад: ослабла цензура, резко уменьшилось финансирование науки, государство отказалось от атеизма и насаждения идеологии.

Однако, несмотря на жесткий государственный контроль, художественные произведения 20 века (и «полочные» в том числе)  любимы и по достоинству оценены, люди, невзирая на все «барьеры»,не потеряли веры в Бога, советская наука уважаема мировым научным сообществом. Культура СССР, не лишенная искусственно созданных элементов, все равно является самобытной, народной, потому что, как бы сильно не влиял на нее партийный аппарат, она создана советскими людьми, искренними, патриотичными и верящими в свою страну.

Можно сделать вывод о том, что культура России в Новейшее время очень противоречива. Она сочетает жесткий контроль извне и внутреннюю свободу, надежду на светлое будущее, которое и предстоит воплотить в жизнь нынешнему правительству и народу.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Орлов А.С.,Георгиев Н.Г.,Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2002. -520 с. 
        2. Красильников А.В., Л.Ф. Масс, В.Л. Соскин. “Культурная революция и духовный процесс”. Москва - Московский рабочий - 1998 г
        3. Георгиева Т.С., История русской культуры. М.,1998.
        4. Карпушина С.В. История мировой культуры. М.: Феникс, 1998. 
        5. Исаев И.А. История отечества. М.: Юристъ, 1998. 
        6. Антипов А.Д. История России XX век М.: Эксмо 2000
        7. Измаилова Н.Л. Российская культура 20века М.: Прогресс 2005
        8. История России XX — начала XXI века под редакцией академика РАН Л. В. Милова/  электронный ресурс (http://www.telenir.net/istorija/istorija_rossii_hh_nachala_xxi_veka/p1.php ) 
        9. Маркова А.Н. История России. Учеб. Пособие для вузов / А.Н. Маркова. - М., 2002.
        10. Зуев М.Н. История Россия: Учебник для вузов / М.Н Зуев. - М., 2000.
        11. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
        12. Щетинов Ю. А. История России 20 век. М., Манускрипт 1995.
        13. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007
        14. Зезина М.Р. История русской культуры / М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин. - М.: Дрофа, 2002.  
        15. Симкина Н.Н. Культура России в 20 веке: Учеб. пособие / Н.Н. Симкина. - Брянск: БГТУ, 2004. - Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2000

Информация о работе Особенности культурного развития СССР