Отношения Византия – Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Тема взаимоотношений Руси и Византии заинтересовала меня своей масштабностью по отношению к становлению Русской государственности. Ведь Византия была главным торговым партнером Руси, а после принятия христианства и главным союзником. Не без помощи Византии Русь смогла заявить о себе на международной арене как о могущественном государстве, способном на крупные военные и дипломатические шаги.

Содержание

Введение 3
Отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков. 5
Олег. 5
Игорь. 6
Ольга. 7
Святослав. 9
Война с Византией 970—971г. 9
Князь Владимир. Крещение Руси. 11
Русско-византийская война 988 года 11
Крещение Руси 12
Ярослав Мудрый 14
Владимир Мономах 14
Следы Византии во времена правления Ивана III. 16
Влияние Византии на русскую культуру. 16
Москва – третий Рим. 18
Заключение. 20
Список литературы: 22

Вложенные файлы: 1 файл

русь-византия.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Однако византийский историк  Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

Историки выдвигают различные  версии, объясняющие поход Владимира  на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами». Выдвигалась другая версия, что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

По разным средневековым  источникам осада Корсуни заняла от 6 до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года.

Крещение  Руси

Согласно «Повести временных  лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

 

Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!


 

Многие историки относят  крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля».

Из византийских хроник о  «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника».

Ярослав Мудрый

Отношения Руси с Византией  в годы правления Ярослава Мудрого  были сложными. Византийцы нарушали торговые договоры, и в 1043 году князь отправил в поход своего старшего сына. Это  было последнее военное столкновение Руси с Византией.  Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за обиду, князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. Поход был неудачным. В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор. По которому воевода Вышата был отпущен и вернулся в Киев, ущерб монастырю в Афоне возмещён. Заинтересованность Византии в мире была вызвана новой угрозой её северным границам. С конца 1045 года печенеги стали совершать набеги на болгарские владения империи.

Русь снова становилась  союзником Византии, уже в 1047 году русские отряды сражались в составе её армии против мятежника Льва Торника. Более того, вскоре союз был скреплён браком князя Всеволода Ярославича с византийской царевной, которую русские летописи называют дочерью императора Константина Мономаха. Что значительно повысило престиж древнерусского государства.

Владимир  Мономах

Сын киевского князя Всеволода  Ярославича и греческой княжны Анны (Марии), дочери византийского императора Константина IX Мономаха, Владимир II Всеволодович Мономах родился в 1053 году. Своим  прозвищем он обязан деду по матери, но сохранилось сказание, по которому он в походе на генуэзцев, занявших Тавриду, победил в "честном поединке" правителя-богатыря города Кафы, за что и был прозван Мономахом, то есть "единоборцем".

В годы правления Владимира  Мономаха появилась легенда, будто византийский император прислал Владимиру знаки царского достоинства - венец и бармы (накидку на плечи и оплечья), а митрополит Неофит венчал его на царство. Позднее московские государи венчались венцом, который назвали шапкой Мономаха, что символизировало преемственность русских правителей от византийских императоров.

Около 1114 года на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV – Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии – последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наемных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать – теперь уже в «интересах» сына Лжедиогена II – Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, вскоре, смогла вернуть  себе придунайские земли, так как  вскоре Мономах послал на Дунай ещё  одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое неудачно осадило Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году русско-византийские переговоры увенчались заключением  династического брака: внучка Мономаха стала женой византийского императора.

 

Следы Византии во времена правления  Ивана III.

Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. По мнению историка Николая Карамзина именно Софья Палеолог принесла с собой герб в виде  двуглавого орла, который стал гербом Руси.

Влияние Византии на русскую культуру.

Византия сыграла немалую  роль в развитии русской культуры. Прежде всего, это связано с тем, что Русь  приняла христианство.

Во второй половине IХ века создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Братья Кирилл (827-869 годы) и Мефодий ( 815-885 годы) прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках - греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к ХI веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

Переводная литература способствовала обогащению и развитию русской оригинальной литературы. Но она не предшествовала русской литературе, а сопутствовала  ей. Многие из переводных произведений появились тогда, когда уже существовали оригинальные произведения русской  литературы.

Музыка.

Византийская эстетика оказала  огромное влияние на музыкальную  культуру Киевской Руси, надолго определив  путь развития русской музыки. Церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой.

Живопись.

Древнерусская живопись христианской Руси играла в жизни общества очень  важную роль. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить  в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской  живописи и лежит великое христианское «слово».

В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконы  эти на Руси копировали, им подражали.

Архитектура.

Больших высот достигла архитектура. Ее развитие также неразрывно связано  с принятием христианства. До принятия христианства все постройки в  древнерусских городах возводились  из дерева. И вместе с новой религией на Русь пришла и каменная архитектура.

Самая первая каменная церковь  – это Десятинная церковь в  Киеве, которая была заложена князем Владимиром сразу после возвращения  из Корсуни в 989 году.

Византийский крестово-купольный  храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Десятинная церковь  в Киеве была выполнена византийскими  архитекторами.

Архитектурным убранством Киев пытался подражать Константинополю. При Ярославе мудром ведется активное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие византийские мастера.

Москва  – третий Рим.

"Москва — третий  Рим", политическая теория 16 в.  в России, обосновывавшая всемирно-историческое  значение столицы Русского государства  Москвы как политического и  церковного центра. Теория "Москва — третий Рим", изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, из-за уклонения от истинной веры, является Московская Русь — "третий Рим" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти").

Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания. Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть, связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.

Представление о Москве как  о Третьем Риме сложилось среди  русских людей XVI века на почве политических и религиозных воззрений в  связи с явлениями общеевропейской  истории.

До XV века Русь себя считала покорной дочерью Константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флоренская уния пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое.

После падения Константинополя, православной вере нужен был новый  центр, новый Рим, и этим третьим  Римом стала Москва. Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Ивана III на Софии Палеолог, племяннице, и как бы наследнице, последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание Казанского и  Астраханского ханств) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд:

  • о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха.
  • о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа.
  • о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего не достоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.

 

Заключение.

Для Руси влияние византийской цивилизации значило больше, чем  для любой другой европейской  страны, за исключением, возможно, Италии и, конечно, Балкан. Вместе с ними Русь стала частью греко-православного мира; то есть, говоря в терминах того периода, – частью византийского мира. Русская Церковь была не чем иным, как ветвью византийской Церкви; русское искусство было пронизано византийским влиянием. Но, в отличие от государств, непосредственно граничащих с Византией и принявших христианство,  Русская Православная Церковь, благодаря отдаленности, не испытывала сильного давления и в 1448 году стала автокефальной, благодаря чему Русь могла выбирать своего митрополита без участия Константинополя. Это обстоятельство повлияло на дальнейшее осмысление независимости Русской Церкви и идеи преемственности Московской Руси по отношению к наследию Рима, Византии, Православного Царства.

Для Византии отношения с  Русью тоже не были пустым звуком. Византия не однократно обращалась к Руси за военной помощью.

Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военную помощь.

Русь помогала подавить восстания  в  Византии, и в отличие от других государств только князья Руси никогда официально не посягали на титул Василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене. Христианская Русь оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска.

Информация о работе Отношения Византия – Русь