Оттепель Хрущева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ личности Хрущева - частичная характеристика будущего главы СССР, но не характеристика эпохи «оттепели». Исходя из этого при подборе литературы для данной работы, возникли некоторые сложности. Многие литературные источники содержат в основном описание и анализ «оттепели», как периодов истории СССР. Отчасти это связано с 20-летним молчанием вокруг личности Н. С. Хрущева.

Содержание

Введение. 3
I. Начало пути к власти. 6
II. Хрущев - соратник Сталина. 10
III. Хрущев. Военные годы.. 12
VI. Реформы периода 1953-1964 гг. 16
Заключение. 31
Библиографический список. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Хрущев.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались  у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные  настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью  закупок американского зерна. Эта  временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для  поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время  как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого обмена получили новый и, казалось, неиссякаемый источник личного обогащения.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959- 1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного  производства был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

СССР превратился  в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство.

Особенно быстро развивались  промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. 


 

 Объем их производства вырос  в 4-5 раз.   

Предприятия группы Б (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы  промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких  темпов можно было достичь, только активно  используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста  страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов  о неизбежном затухании темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки  судить о социализме по аналогии с  капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в  СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал  отставать от потребностей времени.

Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых  тяжелым ручным и малоквалифицированным  трудом. Эти проблемы обсуждались  на пленуме ЦК в 1955г., на котором был  определен курс на механизацию и  автоматизацию производства. Через  несколько лет было названо и  главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный  спутник Земли. Затем космические  ракеты понесли в космос животных, облетели Луну.

А в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин.  


Покорение космоса  потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был  не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда  советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в  далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса  человечества.  

Впечатляющими для советских  людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола Ленин, открытие Института  ядерных исследований.


Безусловно, это  были крупные события. Но ничего тогда  не говорилось об опасностях, которые  несет массовое освоение ядерной  энергии, о необходимости строжайшего  соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных  объектах. Не узнал советский народ  и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой произошло  заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей  облучились, свыше десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной  зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить еще  долгие десятилетия.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый  рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные  управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации  управления экономикой для такой  огромной страны поначалу встретила  положительные отклики. Однако в  характерном для административно-командной  системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный  одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую  ситуацию в стране: разрушить ведомственную  монополию, приблизить управление к  местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные  связи, в итоге - ускорить экономическое  развитие. Управление же оборонной  сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы  не высказывались, поскольку она  исходила от самого Хрущева.

Следует сказать, что организация совнархозов  дала некоторый эффект. Сократились  бессмысленные встречные перевозки  грузов, закрывались сотни дублировавших  друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся  площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс  технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено  в строй в три раза больше новых  типов машин, агрегатов, приборов, чем  в предыдущую пятилетку. Произошло  существенное сокращение административно-управленческого  персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики  не произошло.

Вместо поисков  материальной заинтересованности каждого  работника в результатах своего труда были проведены изменения  в нормировании и оплате. Результатом  этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты, и рост числа повременщиков. И без того невысокие материальные стимулы к труду стали резко  снижаться. Обещания же, многократно  повторяемые с высоких трибун, о росте заработной платы приводили  к тому, что рабочие в массовом порядке стали подавать заявления  о том, что заработная плата должна быть повышена всем без исключения, как это говорил Хрущев. Стала  получать распространение выводиловка , т. е. подгонка заработной платы до определенного уровня.  

Наибольший успех гражданский  сектор экономики имел на направлении  жилищного строительства.


Стройиндустрия  переходила на типовую архитектуру  и крупно-панельное домостроение из сборных железобетонных конструкций, что значительно повышало производительность строителей и позволило в кратчайшие сроки изменить облик городов. С 1956 по 1963 год было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.  

В СССР массового  жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили  жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную  благоустроенную квартиру для многих были почти не сбыточной мечтой. Темпов, которыми велось жилищное строительство  в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого  периода.

XXI съезд - еще  одна попытка радикального ускорения.  Реформа, произведенные перемены  привели к замешательству в  управленческом аппарате, сбоям  в выполнении шестого пятилетнего  плана. Однако признать это  и вносить необходимые коррективы  руководство страны не стало.  Было найдено другое решение:  заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. семилетним планом на 1959-1965 гг. Тогда недостача первых лет  пятилетки покроется новыми планами.  В качестве обоснования данной  меры приводились масштабы хозяйства,  необходимость установления длительной  перспективы экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости  сделать решающий рывок обеспечения  народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы А. Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд  знаменовал собой точку отсчета  неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее  десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в период развернутого строительства коммунистического  общества.

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и  перегнать наиболее развитые капиталистические  страны по производству продукции на душу населения. Заглядывая в будущее, Хрущев прикидывал, что это произойдет примерно в 1970 году. Затронул в своем  докладе Хрущев и некоторые вопросы  теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его  мнению, решился вопрос о возможности  построения социализма в одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был  и XXII съезд КПСС. На нем была принята  новая программа партии. XXII съезд  КПСС был одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н. С. Хрущева, и началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной  жизни, резкое усиление культа личности самого Хрущева. Была потеряна главная  линия на децентрализацию управления народным хозяйством.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу:

в области экономической - построить материально-техгическую  базу коммунизма (т. е. выйти на первое место в мире по производству продукции  на душу населения; достигнуть наивысшей  в мире производительности труда;

обеспечить самый  высокий в мире жизненный уровень  народа);

в области социально-политической - перейти к коммунистическому  самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего  развитого человека. Исторические рамки  программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов  образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились  к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью  обеспечив народ качественными  продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью  удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную  квартиру;

наконец, ликвидировать  малоквалифицированный и тяжелый  ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах  ничего утопического не было. Они стали  таковыми после ввязывания СССР в  новый тур невиданной прежде гонки  вооружения, решившей их материальной базы.

Новое руководство  нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок  за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных  стран.

Важной вехой  в укреплении отношений между  социалистическими государствами  было создание Организации Варшавского  Договора - Союза, провозгласившего своей  целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения  нашей страны со странами Запада. Был  заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком между Востоком и Западом  явился карибский кризис, вызванный  размещением Советским Союзом ядерных  ракет на Кубе. Кризис, поставивший  мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров  и достигнутых на них компромиссов. После этой кульминации холодной войны начался медленный процесс  улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных  отношениях была реальной и позволила  людям многих стран по-иному взглянуть  друг на друга.

1962-1964 гг. остались  в памяти многих людей как  годы внутренних неурядиц и  роста напряженности. Ухудшилось  продовольственное снабжение растущего  городского населения. Цены оказались  замороженными. Причиной этого  было резкое повышение закупочных  цен, которые стали обгонять  розничные.

Симпатии простых  людей к Хрущеву стали ослабевать. Осенью 1963 г. разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т. к. целина ничего не дала. Появились талоны на хлеб.

Повышение цен, появление  новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в  экономике страны в целом. Темпы  роста промышленности стали замедляться. Замедлился технический прогресс. Обнаружившиеся сбои в работе промышленности Хрущев и его окружение пытались выправить  путем дрейфа к воссозданию централизованной бюрократической командно-административной системы сталинского типа. Хрущев, с одной стороны, стремился перестановками в партаппарате улучшить ситуацию в  экономике, а с другой - столкнуть  две части партаппарата, чтобы  политикой "разделяй и властвуй" обезопасить самого себя. Партийный  аппарат резко вырос. Стали делиться обкомы, комсомольские и профсоюзные  организации. Вся реформа свелась  к раздуванию аппарата партийных, государственных  органов. Распад власти был налицо.

Информация о работе Оттепель Хрущева