Перестройка учебного процесса в МФИ: связь теории с практикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

В марте 2009 г. наш вуз отметил свое 90-летие, а в 2010 г. получил статус Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь, анализ которого помогает в дальнейшем движении вперед. В «Стратегии и программе развития Финансового университета», утвержденных Ученым советом в2010 г., отмечается: «…мы ценим прошлое, но основываясь на достигнутом, строим будущее». Обратившись к истокам Финуниверситета, изучив собственную историю, мы лучше понимаем причины и характер структурных преобразований, происходящих в настоящее время, особенности формирования профессорско-преподавательского коллектива Университета, значение научных и методических достижений.

Содержание

Введение 2
1.Преобразования Московского Финансового Института в 1985-1991 гг. 5
1.1. Перестройка учебного процесса в МФИ: связь теории с практикой 6
1.2 Студенческая жизнь 11
1.3 Научная работа в МФИ 13
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                            2

1.Преобразования Московского Финансового Института в 1985-1991 гг.                5

1.1. Перестройка учебного процесса  в МФИ: связь теории с практикой                   6

1.2 Студенческая жизнь                                                                                                  11

1.3 Научная работа в МФИ                                                                                             13

Заключение                                                                                                                       15

Список используемой литературы                                                                                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В марте 2009 г. наш вуз отметил свое 90-летие, а в 2010 г. получил статус Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь, анализ которого помогает в дальнейшем движении вперед. В «Стратегии и программе развития Финансового университета», утвержденных Ученым советом в2010 г., отмечается: «…мы ценим прошлое, но основываясь на достигнутом, строим будущее». Обратившись к истокам Финуниверситета, изучив собственную историю, мы лучше понимаем причины и  характер структурных преобразований, происходящих в настоящее время, особенности формирования профессорско-преподавательского коллектива Университета, значение научных и методических достижений. Огромную роль в превращении вуза в ведущий финансово-экономический образовательный и научный центр сыграли его ректоры. Именно они обеспечили преемственность развития, придали новые импульсы движению вперед нашего вуза.

Основы отечественного финансово-экономического образования были заложены в 1890–1910 гг., когда в России началась индустриальная модернизация, связанная с именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. В то время сформировались материальные и интеллектуальные ресурсы, без которых существование финансово-экономического вуза невозможно. Спустя сто лет, в начале XXI века Россия вступает в эпоху новой модернизации, в соответствии с которой развивается Финансовый университет. Его история делится на четыре этапа. Первый этап пришелся на период 1920 – середина 1940-х гг. Это было время  становления  финансово-экономического образования в нашей стране как самостоятельной отрасли в условиях создания плановой модели экономики. Накапливался опыт, формировался профессорско-преподавательский корпус, разрабатывались методики обучения, создавались первые научные работы, учебные программы и учебники. На протяжении двух десятков лет шла реорганизация финансовых вузов, отражавшая поиск путей оптимальной подготовки кадров для форсированного осуществления индустриализации.

Второй этап, начавшийся после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., характеризуется возрастанием и укреплением качественных и количественных параметров учебной и научной деятельности. Тогда главной целью являлась подготовка дипломированных специалистов для социалистической экономики. Важным новым явлением в жизни вуза явилось установление тесных связей научных исследований с потребностями государственных органов власти и управления, промышленных предприятий и банков. Многие выпускники тех лет заняли руководящие посты в финансовых учреждениях СССР.

Третий этап истории вуза неразрывно связан с перестройкой советской экономики, началом экономической реформы 1987–1989 гг., зарождением рыночных отношений. В соответствии с потребностями нарождавшегося в России  рынка  произошли  глубокие  преобразования  в структуре вуза и организации учебного процесса, исследовательской деятельности преподавателей. Коренным образом изменилось содержание дисциплин. В 1991 г. Московскому финансовому институту был присвоен статус Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В 1990-е гг. Финансовая академия успешно осуществляла подготовку высококвалифицированных специалистов для новой экономики. Наши выпускники тех лет работают во многих отраслях экономики, занимают ведущее положение в крупнейших компаниях и государственных органах России.

Сегодня Финансовый университет вступает в четвертый, качественно новый этап своей истории. Вузу предстоит стать инновационным научно-образовательным центром в финансовой сфере и максимально содействовать решению задач модернизации национальной экономики. Выпускники благодаря тем знаниям, которые получают в Университете, должны стать конкурентоспособными не только на российском, но и зарубежном рынке труда. Во время празднования 90-летнего юбилея нашего вуза в его учебные планы была введена новая учебная дисциплина – «История Финансового университета», которая преподается студентам первого курса и является продолжением дисциплины «Введение в специальность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Преобразования Московского Финансового Института в 1985-1991 гг.

Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием “перестройка”. Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале 80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой общественности. Главная цель перестройки – всестороннее преобразование общества, ускорение социально-экономического развития страны.

Изменения в кредитно-финансовой сфере, реконструкция банковской системы стали важнейшей составной частью перестройки экономики 1985-1991 гг. и не могли не отразиться на ещё одном направлении процесса перестройки — реформировании вузовского образования.

Перестройка высшей школы затронула и Московский Финансовый Институт, впоследствии переименованный в Финансовую Академию при правительстве РФ. В этот период в целях подготовки высококвалифицированных, современно мыслящих специалистов финансово-банковского дела в институте был в корне перестроен учебный процесс.

В 1985 г. ректором Московского финансового института стала Алла Георгиевна Грязнова. В условиях, когда вся страна стояла перед выбором дальнейших путей своего развития, она сумела сохранить не только высокий статус вуза, но и престиж российского финансово-экономического образования в целом.

К началу 90-х годов значительно вырос контингент обучающихся, расширился диапазон учебных программ, вуз перешел на признанную в мире многоуровневую систему подготовки кадров. Факультеты были преобразованы в институты, появились новые кафедры, новые специальности, дисциплины. И главное, преподаватели получили большую возможность творческой реализации своих знаний, анализа состояния и развития отечественной экономики.

1.1. Перестройка учебного процесса в МФИ: связь теории с практикой

Перестройка учебного процесса в институте осуществлялась поэтапно, в общем русле с реформой высшего образования в СССР, которая предусматривала: развитие инициативы научно-педагогических коллективов вузов, расширение их прав в осуществлении перестройки учебного процесса, интеграцию образования, науки и производства. В центр учебной и воспитательной работы был поставлен индивидуальный подход к развитию личности информированию профессиональных качеств будущих специалистов. В 1985 г. ректором МФИ была  назначена А.Г. Грязнова. Важной вехой в развитии нашего вуза явилась утвержденная в 1986 г. Комплексная программа развития и дальнейшего укрепления  материально-технической базы института на период до 2000 года. В 1990 г. был принят новый устав МФИ, в соответствии с которым сформированы общеинститутские органы управления – Совет института (Совет трудового коллектива), Ученый совет МФИ, ученые советы факультетов. Приметой времени стало (начиная с 1987 г.) избрание студентов в состав общеинститутского и факультетских ученых советов, а также методических советов по основным специальностям. Развернулся процесс оптимизации соотношения между общеэкономическими, общеобразовательными и специальными предметами. В учебном процессе был увеличен удельный вес практических занятий. Внедрялись разнообразные формы и методы активного взаимодействия преподавателей и студентов – деловые игры, «круглые столы», диспуты, совершенствовался проблемный подход в преподавании, расширялась тематика курсов по выбору. Углубление демократизации жизни общества и государства отразилось и в жизни МФИ. Начиная с 1988 г. В практику вошло анкетирование студентов и преподавателей, чье мнение учитывалось при перестройке учебных планов и воспитательной работы, в решении кадровых вопросов. Существенно изменилось преподавание философии и других общественных наук. В 1989 г. прекратилось изучение такой дисциплины, как «Научный коммунизм». Вместо «Истории КПСС» была введена дисциплина «Социально-политическая история ХХ века». Разрабатывались новые гуманитарные курсы – «Политология», «Социология», «История и теория мировой и отечественной культуры». Экономическая реформа и реорганизация финансово-кредитной системы обусловили включение в учебный план МФИ новых специализаций – «Учет и анализ во внешнеторговых организациях», «Учет в бюджетных организациях» (1985), «Ревизия и контроль» (1986), «Налоги и налогообложение», «Сберегательное дело» (1989) и др. В учебном расписании появились новые дисциплины: «Операционная техника и учет в коммерческих банках», «Экономика природопользования», «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Экономика совместных предприятий», «Экономика кооперативных предприятий». Развитие получили смежные с финансово-экономическими дисциплины: «Математическое моделирование экономических процессов», «Экономико-математические методы и модели финансов, денежного обращения и кредита», «История финансов и кредита», «История бухгалтерского учета», «Основы научных исследований». Впервые в курсе «Организация и планирование кредита» появились темы, по-новому раскрывающие фундаментальные принципы банковского дела – «Основы банковского хозрасчета», «Банковский контроль за кредитоспособностью  клиента», «Ликвидность  банков», «Структура коммерческого банка». Серьезным достижением стал выход в свет учебников и учебных пособий: «Бухгалтерский учет» (ред. проф. П.П. Новиченко), «Математический  анализ» (проф. А.С. Солодовников), «Деньги и кредит социалистического общества» (ред. проф. О.И. Лаврушин), «Операционная  техника  и  учет  в  банках» (ред.  проф. В.С. Геращенко), «Финансы промышленности» (ред. проф. Д.С. Моляков), «Актуальные проблемы финансов СССР» (ред. проф. В.М. Родионова). Развитие нашего вуза в 1985–1990 гг. было неразрывно связано с наращиванием темпов компьютеризации. В ноябре 1985 г. была утверждена Комплексная программа компьютеризации учебного процесса в МФИ, а в 1986 г. создано специальное структурное подразделение – Отдел технических средств обучения (ТСО). В 1987 г. был оборудован первый дисплейный класс на базе ЭВМ СМ-1600. В 1988 г. МФИ располагал уже собственным Информационно-вычислительным центром (ИВЦ). В 1989 г. был образован учебно-научный производственный комплекс (УНПК) «Информатика», включивший в себя кафедры «Автоматизированная обработка экономической информации», «Вычислительная техника», ИВЦ и студенческий клуб «Компьютер» (руководитель  УНПК –  проф.  О.В. Голосов). Комплекс был организован в целях проведения единой политики в области компьютеризации учебного процесса, научных исследований, автоматизации решения задач по управлению вузом, повышения практической отдачи от научной работы студентов в области компьютеризации. Неоднократно на базе МФИ проводились внутри институтские и межвузовские конференции, студенческие олимпиады по использованию ЭВМ. В конце 1990 г. информационно-техническая база МФИ претерпела коренное обновление – были приобретены первые 50 ПК. В эти годы началось переоснащение МФИ современными радиотехническими устройствами. В соответствии с новейшими требованиями были оборудованы звукотехническая  лаборатория, телевизионно-лингафонная и видеостудия, лингафонные кабинеты, лаборатория аудиовизуальных средств обучения. Большое значение в подготовке кадров по-прежнему играла производственная практика. Более 100 организаций в 1985–1990 гг. являлись базами для ее проведения. Это – финансовые и страховые органы, отделения Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, промышленные предприятия (АЗЛК, заводы «Красный богатырь» и «Калибр», 1-й и 2-й Московские часовые заводы, МПО «Женская  одежда»,  кондитерская  фабрика «Большевик»  и др.). По устоявшейся традиции выпускающие кафедры ориентировали студентов на разработку тем, связанных с их будущей трудовой деятельностью. Часть исследований выполнялась по заказам министерств, ведомств, производственных коллективов. Ряд предложений выпускников был использован для совершенствования работы финансово-банковских учреждений и промышленных предприятий. Новшеством явилось введение государственного экзамена по специальности. В 1990 г. был введен государственный экзамен по политической экономики (вместо экзамена по основам марксизма-ленинизма). Начиная с 1988 г. в состав ГЭК МФИ стали включать сотрудников Минфина РСФСР, промышленных министерств, банков. Коренная перестройка учебного процесса в МФИ распространилась и на вечернее отделение. Обязательным условием для поступления в МФИ стала работа по профилю вуза. Если прежде на вечернем отделении работали только кредитно-экономический и учетно-экономический факультеты, то в 1989/1990 учебном году желающим была предоставлена возможность получить высшее образование без отрыва от производства еще на двух факультетах – финансово-экономическом и международных экономических отношений. Институт впервые приступил к подготовке специалистов на вечернем отделении по договорам с предприятиями и организациями за плату. Росло число студентов, переведенных на вечернее отделение МФИ из других вузов. Всё это свидетельствовало о повышенном спросе на выпускников МФИ, отличавшихся высоким уровнем подготовки. Основной формой послевузовского обучения оставалась аспирантура. В 1990 г. подготовка аспирантов в МФИ велась на 12 кафедрах по шести специальностям. В 1988 г. в МФИ открылась докторантура по специальностям: «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» и «Экономико-математические методы». В 1990 г. в МФИ работали пять специализированных советов: три – по присуждению ученой степени кандидата наук, два – по присуждению ученой степени доктора наук. Только в 1990 г. к защите было подготовлено 20 докторских диссертаций. В 1989 г. в МФИ начался образовательный эксперимент – создание учебных комплексов для реализации принципа непрерывного образования. Первым опытом стал учебный комплекс (детский сад – школа– базовое предприятие– вуз), в состав которого вошли: детский сад № 518, школа № 1277 с углубленным изучением немецкого языка, базовое  предприятие – Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматики, вуз – МФИ. В 1990 г. при МФИ был организован еще один учебный комплекс –  «Московский центр по подготовке специалистов для Сбербанка СССР», куда вошли: МФИ, Госкомобразование СССР, Московский финансово-кредитный техникум, ПТУ № 185, межшкольный Учебно-производственный комбинат  № 2  Красногвардейского района г. Москвы, межшкольное Учебно-производственное объединение Советского района г. Москвы, межшкольный Учебно-производственный комбинат Ленинского района г. Москвы. В 1990 г. был осуществлен первый прием на конкурсной основе 26 студентов по специализации «Сберегательное дело» из числа выпускников учебных заведений, входящих в комплекс. Высокое качество подготовки специалистов обеспечило МФИ известность за рубежом. В годы перестройки высшее образование в нашем институте получали студенты более чем из 40 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Всего за этот период обучение прошли более 800 человек. В 1991 г. наметились структурные сдвиги в составе иностранных студентов. Резко сократилось количество студентов из стран Восточной Европы и увеличился приток учащихся из развивающихся стран. Нередко выпускники из других стран сохраняли связь с МФИ после получения высшего образования – учились в аспирантуре, приезжали на стажировку. Этому способствовал Совет по работе с иностранными учащимися, возглавляемый В. В. Бобкиным, а также деятельность Ассоциации иностранных выпускников советских вузов. [ 1, с.81-85]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Студенческая жизнь

В МФИ наряду с работой по совершенствованию учебного процесса большое внимание уделялось организации студенческой жизни.

В годы перестройки возрастала роль студенческих общественных организаций. В постановлении Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О первоочерёдных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями» и других документах рекомендовался порядок избрания представителей студенческих коллективов в Советы факультетов и институтов, предлагался перевод студенческих общежитий на частное или полное самоуправление, обеспечивающее «активное участие студентов в решении вопросов общественно-полезного труда во внеучебное время, вопросов быта и отдыха, организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий».

Студенчество проявило активный интерес к новым формам самоуправления: значительно возросла роль Советов старост, студенческих собраний. В 1987г. представители студенческих коллективов были избраны членами Учёных советов – общеинститутского и факультетских. Студенты были избраны также в состав Методических советов по основным специальностям.

Мнение студентов учитывалось при определении форм учебного процесса, составлении расписания занятий, зачётов и экзаменов. Также студенты участвовали в распределении стипендий непосредственно в группах.

Общежитие переводилось на полное самоуправление. Студенты занимались распределением мест в общежитии, ремонте жилых помещений, контролировали соблюдение пропускного режима и т.д.

Продолжали создаваться различные студенческие организации. Одной из таких организаций являлся созданный в 1989 г. в МФИ Локальный комитет самоуправляемой некоммерческой неполитической студенческой организации – Международная ассоциация студентов, изучающих экономику и управление (AIESEC), которая ставила своей целью сократить разрыв между реальной профессиональной деятельностью и академическим образованием.

В 1988 г. по инициативе студентов и при поддержке ректора было создано молодёжное хозрасчетное любительское объединение «Эллипс». Также был создан студенческий кооператив «Тренд».

Особое внимание уделялось организации в институте третьего (летнего) трудового семестра. Формировались отряды различных направлений, таких как строительные, сельскохозяйственные, торговые, научно-производственные и др. Студенты работали на стройках, в сберкассах, магазинах, торговых и кредитных учреждениях Москвы и других регионов страны.

Студентами при непосредственном контроле ректора МФИ проводились оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, организация студенческого досуга. Так в 1987 - 1990 гг. в институте реализовывалась комплексная программа «Здоровье и быт студентов» — в институте и арендуемых помещениях проводились занятия по плаванию, баскетболу, футболу, гимнастике, лыжам и другим видам спорта.

Также в МФИ работали различные кружки и клубы, систематически проводились вечера отдыха, встречи с ветеранами, устраивались экскурсии, походы в театры, кинотеатры и т.д. Большое внимание уделялось проведению культурно-массовых мероприятий. А в 1987 г. была организована комиссия МФИ по организации отдыха студентов.[2, c.342-346]

 

 

 

 

 

 

1.3 Научная работа в МФИ

Рассматривая реформирование МФИ, нельзя не обратить внимание на научную работу преподавателей и студентов института.

Ежегодные сводные данные по институту свидетельствуют о значительных масштабах научно-исследовательской работы в МФИ. Так, например, только в 1990 г. учёными МФИ был опубликовано научных работ общим объёмом 593 п.л., проводилась плановая работа над 62 учебниками и учебными пособиями, 12 задачниками, 10 сборниками научных трудов МФИ, 28 монографиями, 20 докторскими диссертациями, 5 госбюджетными темами, 2 хоздоговорными темами.

Конкретные предложения учёных МФИ по осуществлению экономической реформы в СССР указывают на тесную связь института с практической деятельностью учреждений финансово-банковской системы. Ведущие специалисты МФИ подготовили большое количество аналитических записок и рекомендаций по вопросам перестройки финансово-кредитного механизма и оздоровления денежного обращения в СССР, направленных в годы перестройки в директивные органы. [3, с. 219-258]

Экономическая реформа в СССР стала мощным стимулом для расширения объёма научных исследований по хоздоговорной тематике на базе вузов. В МФИ эти исследования были тесно связаны с ведущими научными разработками в рамках плановых комплексных тем. Для выполнения заказанных организациями исследований в МФИ создавались временные творческие коллективы под руководством специалистов института.

В целом студенты, сотрудники и преподаватели института активно привлекались различными фирмами и организациями к практической правоприменительной и преподавательской работе по трудовым соглашениям и по совместительству, что в свою очередь способствовало совершенствованию их профессионального мастерства и повышению материального уровня.

Можно сказать, что привлечение студентов к активной научной работе становится традицией в МФИ.

Информация о работе Перестройка учебного процесса в МФИ: связь теории с практикой