Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:06, реферат
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
Периодизация истории Древней Греции
Периодизация истории Древнего Рима
Основные этапы становления полисной организации в Древней Греции
Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира
Александр Македонский и эллинизм
Становление государства в Древнем Риме
Периодизация истории Древней Греции
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.
2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).
Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, создают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».
3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).
В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашествия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.
4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).
Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот период называют еще гомеровским.
5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).
В этот период складывался этническое самосознание греков на основе единства языка, религии, нравов, формируются полисы.
6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).
Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время развиваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными союзами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).
Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.
Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входила в состав Римского государства.
Периодизация истории Древнего Рима
Историю Древнего Рима специалисты обычно разделяют на три этапа или периода, в зависимости от государственного устройства: царский период (753-510 гг. до н.э.), республиканский период (510-31 гг. до н.э.), императорский период (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.).
Царский период Древнего Рима: VIII - VI века до н.э. Согласно римской традиции, первыми царями Рима были совместно Ромул и сабинянин Тит Таций, а последним — Тарквиний Гордый, изгнанный восставшим народом. Согласно традиции, царь Тарквиний Древний построил в Риме первый цирк, храм на Капитолии и сточную канаву — Великую клоаку, существующую и поныне. В центре современного Рима сохранились некрополи и следы поселений царского периода. Самый известный памятник царского периода Рима — «законы 12 таблиц», записанные в 5 в. до н. э., но отражающие более ранний период жизни общества.
спубликанский период Древнего Рима: V - I века до н.э. Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн, сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и, позже, Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме (сохранились храм Весты, здание Сенатской Курии, Форум), но город еще оставался по преимуществу деревянным.
Период Римской империи: I - V века н.э.Весь период римской империи может быть разделен на период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.) и на империю периода домината (позднюю империю, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.). Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, подчеркивающей величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира.
Сведения о Древнем Риме с его основания до образования республики хотя и имеются, но вызывают у исследователей сомнения в достоверности. Даже история основания города на семи холмах является больше мифом, нежели подлинными сведениями. Но именно на подобных легендах и строится история царского периода.
Республиканский период охватывает события с момента свержения монархии до провозглашения Октавиана императором. Он включает борьбу за права плебеев, завоевание Италии и укрепление древнеримского государства.
Императорский период начинается с провозглашения Октавиана Августа императором и заканчивается распадом империи в 476 году нашей эры, охватывая дальнейшее укрепление, а затем ослабление империи и её распад на Западную и Восточную.
Основные этапы становления полисной организации в Древней Греции
О гомеровском периоде истории греческого народа повествуется в поэмах «Илиада» и «Одиссея», автором которых сами греки считали Гомера, но, вероятнее всего, являвшихся продуктом коллективного творчества. Возникшее после дорийского завоевания и гибели ахейско-микенской цивилизации, гомеровское общество характеризуется примитивностью и невысоким уровнем развития. Население объединялось в небольшие изолированные между собой сельские общины, каждая из которых имела поселение, называемое городом. Родо-племенные связи (между филами, фратриями и родами) имели большое значение.
Основным занятием населения в это время являлись земледелие и скотоводство. Известную роль играли садоводство и виноградарство. Появились ремесло и торговля. Хозяйство в основном сохраняло натуральный характер. Денежной системы не существовало, стоимость товаров измерялась соответствующим количеством голов скота.
Основную ценность в обществе составляла земля. Являясь коллективной собственностью племени, она передавалась общинникам на условиях периодического передела. Но очень скоро родовая знать и богатые семьи захватили большие наделы и лучшие земли. Поэтому в гомеровских поэмах знатные часто называются «многонадельными». Наряду с ними существовали крестьяне, имевшие весьма скудные земельные наделы, а то и вовсе безземельные. Источники называют таких крестьян фетами, находившимися на положении батраков. Гомер упоминает и рабов - главным образом домашнюю прислугу, челядь, иногда весьма многочисленную; рабы привлекаются периодически к сельскохозяйственным и ремесленным работам. Рабское состояние не коснулось свободного населения; источником рабства являлся военный плен.
В гомеровском обществе еще сохраняли силу первобытно-общинные порядки и воззрения. Обычай кровной мести за убийство сородича оставался общепризнанным, хотя он уже мог быть заменен выкупом, если на это соглашались родственники убитого. Права как такового еще не существовало; сам термин «закон» (по-гречески – «номос») в поэмах Гомера не упоминался. Роль главного регулятора общественных отношений играл обычай.
Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира
На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса - Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин - это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.
Александр Македонский и эллинизм
Государство Ахеменидов в IV в. до н.э. клонилось к упадку. Все более явственно проявлялось расстройство государственной системы, значительные территории были потеряны. В 336 г. до н.э. на персидском престоле оказался представитель боковой линии Ахеменидов, принявший тронное имя Дарий III. Несколько лет его правления — это время гибели державы Ахеменидов1.
Развитие греческих полисов на рубеже V-IV вв. привело к социально-политическому и экономическому кризису. Внедрение рабства подрывало единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной дифференциации. В рамках полисов обострялись взаимоотношения между богатыми и бедными, демосом и аристократией. Все чаще звучали претензии то одного, то другого из усиливавшихся время от времени государств на гегемонию в Элладе, на создание союза греческих городов.
В политической борьбе лидировали разные полисы (чаще всего Афины), но постепенно центр тяжести стал перемещаться на север, в Македонию. Политический строй Македонии отличался от греческих полисов: это была наследственная монархия, несколько ограниченная собранием воинов, советом знати. Вся земля принадлежала монарху, он отдавал ее в пользование, требуя за это военной службы. Землю обрабатывали не рабы, а свободные люди.
Ослабление полисной Греции совпало по времени с укреплением политического могущества Македонии. Ее царь, Филипп II, умный и энергичный правитель, не только реорганизовал и усилил армию, но и начал активно вмешиваться в междоусобные войны полисов. Он подчинил себе большинство полисов Эллады и начал готовиться к походу на Восток, против Ахеменидов. Однако в разгар военных приготовлений в 336 г. Филипп погиб в результате заговора. Македонский престол перешел к его сыну, 20-летнему Александру.
3 Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке
3.1 Завоевания Александра Македонского
Филипп II с 16 лет начал приобщать сына к государственным делам: отправившись в поход против Византии, он оставил Александра управлять государством, а в битве при Херонее юноша командовал конницей.
Придя к власти, Александр жестоко расправился с убийцами отца и возможными претендентами на престол. Примерно в течение года молодой царь уничтожил внутреннюю оппозицию, усмирил северные племена и привел к покорности греков. Ничто более не мешало долгожданному походу и весной 334 г. до н.э. Александр переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и ступил на азиатскую землю.
Войско Александра не знало поражений. К 324 г. до н.э. под властью Александра оказались значительные территории и возникла огромная, невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии.
Что касается временных рамок эллинистического этапа греческой и древневосточной истории, то началом эллинизма считают походы Александра Македонского на Восток в 334 г. до н.э., а концом — завоевание последнего эллинистического государства (Египетское царство) римлянами в 30 г. до н.э. Таким образом, общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. В развитии эллинизма можно выделить три временных периода:
1) 334-281 гг.до н.э. — образование империи Александра Македонского, ее распад в результате войн диадохов;
2) 220 г.-сер. II в. до н.э. — период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма;
3) сер. II в.-30 г. до н.э. — поздний эллинизм, разложение эллинистических государств, завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке.
Эти этапы характерны для эллинизма как для целостной социально-экономической, политической и культурной системы, хотя не все страны прошли через все три этапа развития3.
Эллинизм — это насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему государств. В результате создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.
Эллинизм стал новым, более прогрессивным этапом в развитии древнегреческий и древневосточных обществ. Отлив значительной части населения Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений в полисах.
Образование более значительного территориального единства, установление тесных связей между разными частями эллинистического мира расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцы, скифы, сарматы), наметился рост объединительных тенденций, возникли более прочные, чем в классические времена, полисные федерации (Ахейский, Этолийский союзы) или государственные образования нового типа, в состав которых входили, помимо греческих полисов, и местные племена (Сицилийское государство, Боспор).
Достижения эллинизма
Показателем активного развития эллинистической экономики являлось интенсивное градостроительство: в эпоху эллинизма было основано свыше 170 больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами.