Период советско-американского сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:52, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем значением, которое сегодня приобретает внешняя политика в представлении государственных интересов Российской Федерации. За два последних десятилетия наша страна непростой путь от пассивной и сдержанной политики государства регионального значения до мощного инструмента обеспечения интересов мировой державы с амбициозными целями. Россия сегодня демонстрирует наличие независимого внешнеполитического курса и четко сформулированных приоритетов.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Внешнеполитическая позиция США 6
Раздел 2. Внешнеполитический курс СССР 11
Раздел 3. Период советско-американского сотрудничества 15
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Разрядка.docx

— 20.96 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. Внешнеполитическая позиция США 6

Раздел 2. Внешнеполитический курс СССР 11

Раздел 3. Период советско-американского сотрудничества 15

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

 

Актуальность. Разрядка международной напряженности – это качественно новый этап развития международных отношений в первой половине 1970-х годов, когда в результате изменений в соотношении сил на мировой арене, кризиса внутренней и внешней политики США произошли позитивные сдвиги в отношениях с Советским Союзом.

Актуальность темы исследования определяется тем значением, которое сегодня приобретает внешняя политика в представлении государственных интересов Российской Федерации. За два последних десятилетия наша страна непростой путь от пассивной и сдержанной политики государства регионального значения до мощного инструмента обеспечения интересов мировой державы с амбициозными целями. Россия сегодня демонстрирует наличие независимого внешнеполитического курса и четко сформулированных приоритетов.

После распада СССР вновь образованное Российское государство в своем движении вперед меняло приоритеты и уточняло концепции своей внешней политики. Сегодня этот процесс еще не завершен. Поэтому проблема взаимоотношений с другими мировыми державами остается насущной. Выработка внешнеполитической стратегии требует времени, во многом зависит от внутриполитической стабильности. Большое значение имеет также предшествующий опыт. На сегодняшний день очевидно стремление России поддерживать товарищеские отношения с другими государствами, в том числе Соединенными штатами Америки. В связи с этим изучение внешнеполитического курса СССР в начале 1970-х гг., когда не смотря на многочисленные противоречия двум конкурирующим державам удавалось находить компромиссы, принимать совместные решения представляется актуальным.

В отношениях с западными странами, главным образом с США на сегодняшний день существует немало проблем.

Во-первых, в результате завершения биполярного противостояния и распада Советского Союза США, о ставшись в мировой политике единственной сверхдержавой, взяли на себя функции мирового арбитра, главного «распространителя» демократических ценностей. Российская Федерация, провозгласив себя преемником Советского Союза, так и не смогла занять его место в мировой политической системе.

Во-вторых, обостряющаяся мировая конкуренция великих держав за энергоресурсы заставляет их все чаще обращать внимание в сторону России с ее колоссальными запасами природных богатств (пресной воды, леса) и полезных ископаемых. При этом на Западе все чаще звучит мнение, что Россия несправедливо владеет в одиночку такими гигантскими запасами, которые даже не в состоянии эффективно освоить, в то время как эти ресурсы на самом деле принадлежат не отдельной стране, а всему человечеству.

В третьих, происходит нарастание общего количества международных конфликтов, многие из которых разворачиваются вблизи границ Российской Федерации или протекают в регионах, где Россия стремится обеспечить свое внешнеполитическое присутствие. Вокруг России формируется пояс нестабильности из активных и «замороженных» международных конфликтов, несущих прямую угрозу ее национальным интересам и безопасности.

В четвертых, Российская Федерация сегодня находится в условиях глобальных изменений мировой политической системы, нарастания уровня политической нестабильности и «хаотизации» функционирования отдельных элементов системы международных отношений. Этот процесс сопровождается изменениями в системе международного права, выходом на международную арену новых внешнеполитических игроков и внедрением в практику международных отношений новых процедур и правил политического поведения.

Совокупность указанных факторов также определяет высокую степень актуальности избранной темы исследования.

Цель работы: охарактеризовать период разрядки международной напряженности.

Задачи:

Рассмотреть предпосылки установления сотрудничества в США.

Рассмотреть предпосылки отхода от политики конфронтации в СССР.

Охарактеризовать основные события первой половины 1970-х годов.

Раздел 1. Внешнеполитическая позиция США

В конце 1960 — начале 1970-х годов внешнеполитический курс США стал претерпевать существенные изменения. Прежде всего это касалось отношений с СССР и другими социалистическими странами.

Ведущим фактором сближения явилось достижение СССР военно-стратегического паритета с США. Отныне штаты уже не могли исполнять роль мирового гегемона.

Другим фактором стала затянувшаяся война во Вьетнаме. Это серьезно обостряло внутриполитические противоречия, заставляло Вашингтон пересмотреть внешнеполитические постулаты. Планы задушить социализм с помощью силы не приносили результатов. Жесткая конфронтация со странами социалистического лагеря, подавление национально-освободительных движений, гонка вооружений ослабили позиции Соединенных Штатов. Между тем повысилась самостоятельность ряда западноевропейских стран и Японии в международных делах.

На рассматриваемый период пришлось также усиление экономических и политических между США и государствами Западной Европы. Последние стремились нормализовать отношения с социалистическим блоком, восстановить традиционные дипломатические связи, наладить торговлю.

Происшедшие сдвиги нашли отражение в острых политических дебатах. Американская прогрессивно настроенная общественность, а также западноевропейские союзники настойчиво требовали от правительства США конкретных шагов для нормализации отношений между Востоком и Западом.

Ситуация усугублялась недовольством народных масс, на плечи которых легло бремя военных расходов и людских потерь. Новый президент Р. Никсон вынужден был строить свою политическую программу в соответствии с требованиями времени. Одной из главных ее составляющих были перемены во внешней политике. Президент отдавал себе отчет, что демонстрация военной мощи США не давала положительных результатов, прежние цели внешней политики не соответствовали экономическим возможностям страны. Тема «силового превосходства» сменилась темой «равновесия».

В то же время президент Р. Никсон рассчитывал   использовать  налаживание взаимоотношений с Советским Союзом для укрепления позиций своей администрации и поддержания собственного позитивного имиджа. Сразу же после президентских выборов администрация занялась  «разработкой нового подхода к отношениям с Советами». Этот курс базировался на ожидании максимальных уступок со стороны Советского Союза, отказа советской стороны от своих незыблимых принципов. Для того, чтобы добиться желаемого, США избрали путь затяжки  в рассмотрении наиболее  важных вопросов, в первую очередь, разоружения. 

Таким образом, внешнеполитический курс администрации Р. Никсона носил непоследовательный и противоречивый характер. Политика конфронтации подспудно была продолжена. Администрация президента продолжала преследовать цели ослабления СССР, внесения раскола между странами социалистического лагеря. Как утверждал американский историк Дж. Гэддис, Никсон и Киссинджер рассматривали разрядку как разновидность политики «сдерживания», ее модификацию. Такой подход существенно тормозил движение к разрядке внешнеполитической напряженности и усиливал разногласия внутри президентской администрации.

Медленно и противоречиво развивались и экономические связидвух конкурирующих государств. Прогрессивные круги призывали снять ограничения и препятствия на пути советско-американской торговли, пересмотреть дискриминационные положения в отношении социалистических стран, под которыми, главным образом, подразумевали закон 1949 г. О контроле над экспортом. Сенаторы указывали на то, что закон этот крайне неэффективен и представляет собой анахронизм. Однако Белый дом продолжал использовать торговлю в качестве инструмента давления на Советский Союз.

В 1969 году Конгрессом был принят закон о регулировании экспорта, который несколько ослаблял ограничения в торговле социалистическими странами. Но в целом советско-американская торговля искусственно поддерживалась на низком уровне: в 1970 г. ее объем составил всего 160,9 млн. рублей.

В США, между тем, росло общественное движение за разрядку, прекращение гонки вооружений и сокращение военных расходов. Это подталкивало администрацию к более решительным действиям. В Вашингтоне состоялась конференция, в которой приняли участие 10 сенаторов и около 40 конгрессменов, а также видные ученые, военные специалисты. Участники конференции опубликовали доклад, где указывалось, что Соединенные Штаты стоят перед опасностью превращения в милитаристское государство.

Широкий общественный резонанс имела книга Фулбрайта «Пропагандистская машина Пентагона», где было показано, как американские военные силы используют миф о советской угрозе для увеличения ассигнований на военные нужды. Профессор К. Кэйсен также отмечал, что ограничение и контроль над вооружениями «не только дешевле продолжения соперничества, но и безопаснее».

Общественная организация «Конгресс за мир через закон» издала доклад, направленный против огромных трат на вооружение.

Антивоенные настроения в массах оказывали влияние и на Конгресс США. М. Мэнсфилд – лидер демократического большинства - объявил, что будет добиваться сокращения военного бюджета.

Предложения советской стороны об устранении военной напряженности между СССР и США, о прекращении гонки вооружений оказывали большое влияние на политическую атмосферу в стране. Даже консервативные органы печати США вынуждены были позитивно отнестись к курсу на разрядку. Переговоры «более настоятельны, чем когда-либо», - подчеркивал журнал деловых кругов «Бизнес уик». Газета «Вашингтон стар» 9 марта 1969 г. писала: «Если искать подходящее время для разрядки, то оно наступило». За переговоры с СССР о сокращении стратегических вооружений выступали и влиятельные политические деятели, в том числе сенаторы Ф. Черч и А. Гор, бывший министр обороны К. Клиффорд, бывшие послы в Москве Дж. Кеннан, Ч. Болен, Л. Томпсон и А. Гарриман.

В ноябре 1969 г. сенат ратифицировал подписанный в 1968 году СССР, США и Великобританией Договор о нераспространении ядерного оружия, запрещающий передачу другим государствам ядерного оружия или контроля над ним. Начались переговоры об использовании ядерных взрывов в мирных целях, об урегулировании ближневосточного конфликта, об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) и по другим проблемам. В конце 1969 г. в Хельсинки имело место обсуждение вопросов сдерживания гонки стратегических вооружений. Была достигнута договоренность, что переговоры возобновятся в Вене, а позже вновь будут перенесены в Хельсинки.

Таким образом, переходу США к политике разрядки способствовало нестабильное экономическое и политическое положение в стране. На военные расходы тратилась большая часть государственного бюджета. Это вызывало широкую волну общественного мнения. Жители США требовали сокращения военных расходов и нормализации отношений с социалистическими странами. Для США, бесспорно, выгодным было и развитие торгово-экономических отношений с СССР и его союзниками. В этих условиях правительство Соединенных штатов было вынуждено пойти на дипломатические уступки.

Раздел 2. Внешнеполитический курс СССР

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху. Провозглашался возврат к политике мирного сосуществования государств с различным общественным строем,возможность предотвращения войн в современную эпоху. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил. Сокращения армии, проведенные в 1955 - 1960 гг., позволили уменьшить ее почти на 4 млн человек и довести численный состав советских войск до 2,5 млн. Значительные сокращения своих армий провели также и другие страны социалистического лагеря.

Не смотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией.

Провозглашенный курс отличался достаточной противоречивостью. С одной стороны, декларировались уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела других стран, а с другой - подчеркивалась необходимость оказания помощи как странам социалистического лагеря, так и мировому коммунистическому и национально-освободительному движению, то есть фактически речь шла о вмешательстве во внутренние дела капиталистических и развивающихся стран. СССР не отказывался от противостояния с Западом.

Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив (проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.).

В 1957 г. СССР внес в ООН предложения о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия, а также об одновременном сокращении вооруженных сил СССР, США и Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн человек. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания.

Западные страны скептически относились к советским предложениям и выдвигали неприемлемые условия. Осенью 1959 г. Н.С. Хрущев первым из советских руководителей посетил США. Большой резонанс в мире вызвало его выступление на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи он предложил полностью ликвидировать национальные армии и флот и оставить у государств лишь полицейских силы. Эта инициатива резко повысила авторитет и престиж нашей страны на международной арене и способствовала ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.

Информация о работе Период советско-американского сотрудничества