Политико-правовые основы деятельности Правительства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

В современных условиях глобализации и унификации национальных культур, сведения их к единому образцу – массовой культуре потребления, пропагандирующей культ безудержного наслаждения, первостепенной задачей Республики Беларусь является сохранение и приумножение своих культурных и национальных ценностей. Сложность переживаемого нашей республикой периода обусловливается параллельностью процессов государственного строительства, создания социально-ориентированной рыночной экономики и трансформации политического режима. Все это обосновывает необходимость создания системы ценностей и приоритетов белорусского государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………......2
1. Политико-правовые основы деятельности Правительства РБ…...3
2. Место и роль Правительства в формировании и реализации идеологической политики белорусского государства………………9
Заключение………………………………..…………………………..14
Список использованной литературы………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 32.86 Кб (Скачать файл)

       Политические  основы идеологии белорусского  государства составляет комплекс  идей и представлений белорусского  народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

       Таким образом,  Правительство Республики Беларусь  осуществляет свою деятельность, опираясь на основной закон  (Конституцию) и Закон Республики  Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З "О Совете Министров Республики Беларусь". Эти правовые документы регламентирую деятельность Совета Министров в различных отраслях, в том числе и в процессе формирования и реализации идеологической политики белорусского государства. Работу Правительства в идеологической сфере активно контролирует и направляет Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

МЕСТО И РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

       Правительство  Республики Беларусь — Совет  Министров — это коллегиальный  орган государственного управления, осуществляющий исполнительную  власть в нашей стране. Правительство  состоит из Премьер-министра, его  заместителей, министров, иногда  и руководителей иных органов  государственного управления. Правительство  подотчетно Президенту и ответственно  перед парламентом. Руководит  работой Совета Министров Премьер-министр,  назначаемый Президентом с согласия  Палаты представителей Национального  собрания. Правительство разрабатывает  основные направления внешней  и внутренней политики, готовит  законопроекты, руководит системой  органов государственного управления, обеспечивает соблюдение законов  и защиту конституционного строя,  организует управление государственной  собственностью и т. д.

       Идеологическая  деятельность Совета Министров  идет в двух направлениях: практическая  работа и информационно-пропагандистская  работа.

       Практическая  работа — это все действия  Правительства по решению социально-экономических  проблем и обеспечению устойчивого,  безопасного развития Республики  Беларусь. Результат этих действий  сказывается в конечном итоге  на уровне жизни населения  страны и тем самым влияет  на чувства, взгляды и ценностные  ориентации граждан, на их отношение  к государственной политике и  структурам государственной власти. Поэтому первой важнейшей задачей  Правительства является разработка  грамотной экономической политики. В настоящее время она должна  базироваться на трех принципах  — планировании хозяйственной  деятельности, рыночном саморегулировании  и политической демократии. Только  умелое сочетание этих принципов  позволит достичь цели экономической  политики государства, а именно, экономической самостоятельности  и безопасности страны. Для этого  регулярно создается стратегия  социально-экономического развития  на определенное количество лет,  в которой особо отмечаются  важнейшие направления работы  Правительства.

       В настоящее  время Правительством Беларуси  в качестве приоритетных направлений  деятельности определены:

   ® аграрная политика, нацеленная  на обеспечение полной продовольственной  безопасности государства и удовлетворения  потребностей граждан;

   ® жилищное строительство,  призванное обеспечить доступность  жилья для мало- и среднеимущих  слоев населения, своевременную  реконструкцию и ремонт существующего  жилищного фонда;

   ® экспорт продукции для  удержания прежних рынков сбыта  товаров отечественных производителей  и выявления новых;

   в социальная политика  по защите материнства и детства,  доступности образования и медицинского  обслуживания для всех граждан  страны, по поддержке национальной  культуры, науки и оказанию адресной  помощи социально незащищенным  слоям населения;

   © искоренение бюрократизма, совершенствование государственного  управления для более полного  информирования граждан, получения  своевременной и точной информации  для правильного принятия управленческих  решений;

   © обеспечение энергетической  безопасности путем сокращения  энергозатрат на производстве, более  эффективного использования альтернативных  источников энергии, развития  атомной энергетики.

       Информационно-пропагандистская  работа направлена на формирование  общественного мнения и заключается  в своевременном информировании  граждан о работе Правительства,  его успехах, трудностях и дальнейших  планах. Независимо от занимаемой  должности, все госслужащие в  такой массово-политической работе  должны глубоко и доходчиво  разъяснять политику Президента  и Правительства, учитывая уровень  образованности различных категорий  населения, не уходить от острых  проблем. В условиях разработки  государственной идеологии Правительство,  являясь внепартийным, выступает  посредником между различными  социальными слоями населения,  между нанимателями и наемными  работниками и его деятельность  нацелена на достижение согласия  в обществе, общего блага для  всех граждан. Следовательно,  обеспечение бесконфликтных отношений  государства и общества, а также  координация и взаимодействие  с различными институтами гражданского  общества - это вторая главная  задача Правительства. Исполнительная  власть добивается этого через  регулирование деятельности СМИ  и государственную политику в  сфере науки, образования, культуры. Однако следует помнить, что  чрезмерная идеологизация ведет  к снижению эффективности работы  правительственных структур и негативно сказывается на проводимой государственной аграрной, социальной, экономической, культурной политике.

       Повышение роли  Правительства в формировании  идеологии государства сегодня  равнозначно повышению эффективности  управления. В решающей мере оно  зависит от шести факторов:

    o в возвышения роли  министров и других членов  Правительства в руководстве  отраслями и сферами деятельности;

    •  внедрения межотраслевого управления в министерствах, госу

      дарственных комитетах,  концернах, местных органах исполнитель

      ной власти. Это  обеспечит взаимодействие между  промышленностью

      и сельским хозяйством, между реальным сектором экономики  и со

      циальной сферой;

    • в привлечения научных  работников отраслевыми и территориальными  органами исполнительной власти, возможно, на хозрасчетной основе;

    • усиления взаимодействия  Правительства и Парламента, например, совместную комиссию по обсуждению  проектов законов, вносимых в  Палату представителей;

    • наличия налаженного  информационного поля управленческой  деятельности. Следует определить  способы получения информации  для гарантии ее своевременности,  полезности, точности и объективности.  Особо ценной надо считать  ту ее часть, которая содержит  в себе элементы предвидения  хода событий и разработку  программ действий на будущее;

    • а подбора и воспитания  кадров органов государственного  управления. Так, в 2002 г. был  утвержден кадровый реестр Правительства,  состоящий из 26 категорий, включая  работников республиканских органов  управления, государственных вузов,  дипломатических кадров. Кроме того, начата переподготовка и повышение  квалификации кадров в Академии  управления при Президенте Республики  Беларусь, создается кодекс этики  госслужащих на базе их формы  трудового контракта.

       Совет Министров  является учредителем газеты  «Рэспубл1ка», которая  информирует  граждан  о  работе  Правительства,  его  министерств и ведомств, их постановлениях, инструкциях,  запретах, предписаниях.

    Опорой белорусского  общества должны стать сильные  Советы депутатов, профсоюзы и  молодежная организация (БРСМ), призванные  обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.

       После распада  Советского Союза в нашей стране  удалось сохранить систему местного  самоуправления, позволяющую гражданам  непосредственно участвовать в  управлении общественными делами, в решении экономических и  социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных  причин в Беларуси не оформилась  самостоятельность и независимость  Советов. Большинство существующих  полномочий по управлению административно-территориальными  единицами сконцентрировалось в  исполнительных комитетах.

       Идеологическая  роль Правительства Беларуси  по конкретным направлениям характеризуется  широкими полномочиями и среди  них:

    • руководить системой  подчиненных ему органов госуправления  и других органов исполнительной  власти;

    • разрабатывать основные  направления внутренней и внешней  политики и принимать меры  по их реализации;

    • представлять Президенту  для внесения в Парламент проект  республиканского бюджета и отчет  о его исполнении;

    • обеспечивать проведение  единой экономической, финансово-кредитной  и денежной политики в сферах  науки, культуры, образования, экологии, социального обеспечения и оплаты  труда;

    • принимать меры  по обеспечению прав и свобод  граждан, защите интересов государства,  национальной безопасности и  обороноспособности, охране собственности  и общественного порядка, борьбе  с преступностью;

    • выступать от имени  собственника в отношении имущества  государства Республики Беларусь  и управлять государственной  собственностью;

    • обеспечивать исполнение  Конституции, законов Республики  Беларусь, а также декретов, указов  и распоряжений Президента.

       Идеология практической  деятельности Совета Министров  проявляется в правительственных  актах, в организации структур, распоряжении материальными, финансовыми  и духовными ресурсами.

       Кроме этого,  органы исполнительной власти  организуют информационно-пропагандистскую  работу для формирования общественного мнения. В этой деятельности используются устная и печатная информация, наука, образование и культура.

       Специфика (или  особенность) белорусского правительства  состоит в том, что по Конституции  и Закону «О Совете Министров  Республики Беларусь и подчиненных  ему государственных органах»  является не высшим, а центральным  органом госуправления. Правительство  в президентской Беларуси подотчетно  Главе государства и ответственно  перед Парламентом. Правительство  Беларуси руководит системой  подчиненных ему органов государственного  управления. Совет Министров имеет  право законодательной инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Идеология государства  - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

У нас сформировалась социальная ориентированность  идеологических предпочтений. В Конституции  Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают  от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса  проблем, связанных с ликвидацией  последствий на ЧАЭС.

   Республика Беларусь –  молодая суверенная страна, которая  делает первые шаги на пути  построения правового демократического  государства, основанного на базе  развитого гражданского общества. Это очень сложный и продолжительный  по времени процесс, предусматривающий  ломку старой тоталитарной системы,  пересмотр ранее действовавшей  Конституции и создание новых  структур власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Основы идеологии современного  государства: Учебное пособие  для вузов / Под общ. ред.  С.Н. Князева, С.В. Решетникова.  – Мн.: Академия управления при  Президенте Республики Беларусь, 2004 – 491 с.

2. Идеология и молодежь Беларуси: Пособие / Под редакцией Л.Е.  Землякова,    С.Д. Лаптенка. – Мн.: Академия управления при  Президенте Республики Беларусь, 2004. – 305 с

3. Политология: Учебно-методический  комплекс для студ. и преподавателей  высш. учеб. заведений / Е.М. Бабосов,  Л.В. Гребенникова-Воробьева, В.А.  Гребень-Грущенкова и др.; Под  общ. ред.Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. - Мн.: Технопринт, 2002. - 461с.

4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический  аспект. Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005 - 816 с.

5.  Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1997. № 1. С. 32–37.

6. Мельник В.А. Государственная  идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник;  Науч. ред.П.Г. Никитенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тесей, 2003. – 239 с.

7. Идеологическая работа в Республике  Беларусь: в помощь идеологическому  активу: пособие / Е.В. Матусевич,  С.Г. Паречина; под общ. ред.  проф. С.Н. Князева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 275 с.

8. Василевич Г.А. Органы государственной  власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой  статус. / Сер. «Юрид. справочник».  Прилож. к журн. «Право и экономика». Мн., 1998. - 232 с

 


Информация о работе Политико-правовые основы деятельности Правительства РБ