Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:34, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть политические программы декабристов.
Задачи работы, способствующие раскрытию цели:
1. Описать предпосылки появления движения декабристов.
2. Охарактеризовать «Русскую Правду» П.И. Пестеля.
3. Проанализировать «Конституцию» Н.М. Муравьева.
Введение 2
1. Предпосылки появления движения декабристов 3
2. «Русская Правда» П.И. Пестеля 6
3. «Конституция» Н.М. Муравьева 11
4. Общие цели и разногласия политических программ 16
Заключение 18
Список литературы 19
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа по дисциплине:
История политических и правовых учений
Тема: 33. Политическая программа декабристов
Студент: 3 курса заочной полной формы обучения
специальность: юриспруденция
№ студенч. билета Ю 09з-287
Дьячко Н. В.
Преподаватель доктор юр. наук Р. К. Гайтнутдинов
Дата сдачи в деканат ____________________
Мурманск, 2012 г.
Оглавление
Первая четверть XIX века стала периодом
становления в России революционного
движения и его идеологии. Первыми русскими
революционерами являлись декабристы.
Они – участники российского дворянского
оппозиционного движения, члены различных
тайных обществ второй половины 1810
- первой половины 1820, организовавшие
антиправительственное восстани
Представители русского дворянства считали
самодержавие и крепостное право
правогубительными для
В настоящее время проблема истоков декабристского движения, оценка его роли в дальнейшем формировании государственно-правовой идеи России не потеряла актуальности.
Актуальность политических программ декабристов состоит, прежде всего, в том, что они оказались пригодными надолго. Идеи равенства, свободы, республиканизма и федерализма, жизненны и в наши дни.
Цель работы – рассмотреть политические программы декабристов.
Задачи работы, способствующие раскрытию цели:
1. Описать предпосылки появления движения декабристов.
2. Охарактеризовать «Русскую
3. Проанализировать «Конституцию»
4. Рассмотреть общие цели и разногласия политических программ П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.
Структура работы: введение, четыре параграфа, заключение и список литературы.
Предпосылками появления движения декабристов стали социально-экономические условия развития страны: существование крепостного права, усиление абсолютизма, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли.
Появлению предпосылок декабристов способствовали необходимость исторических событий и ряд преобразований в стране.
Главной предпосылкой декабристов считали процесс разложения феодально-крепостнического строя, отчетливо проявившийся уже во второй половине XVIII века и усилившийся в начале XIX века.
Глубинными предпосылками движения декабристов были:
- влияние идей французской революции 1789-1794 годов и испанской революции 1820 года, обогативших декабристов новыми идеями, впечатлениями и жизненным опытом;
- российская действительность, прежде всего крепостное право и самодержавный произвол – главные причины бед и отсталости России;
- патриотический подъём, порожденный победой в Отечественной войне 1812 года. Она глубоко и остро поставила вопрос о судьбах России и путях её развития. Ведь именно в период этой войны в Россию пришла вторая волна либеральных идей;
- влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах;1
- идеи русских революционеров и просветителей (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) конца XVIII - начала XIX века.
Предпосылками движения декабристов явились два взаимообусловленных и в то же время взаимоисключающих друг друга содержательных процесса – политический и нравственный.
С точки зрения политического, декабристы были государственными преступниками, участниками военного заговора, государственного переворота против самодержавной власти, на верность которой они присягали, будучи дворянами и офицерами.
Нравственность выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.2 Можно сделать вывод, что главными предпосылкам появления движения декабристов стали противоречия российской действительности и исторические события.
Атмосфера, возникшая после «грозы двенадцатого года», звала к концентрации сил и принятию практических решений, а стало быть – к организации, к сплочению единомышленников. Первое тайное общество декабристов – «Союз истинных и верных сынов Отечества» или «Союз спасения» возник в 1816 году. Во главе его стояли молодые офицеры – Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и др. Цель «Союза спасения» – освобождение крестьян и введение в России конституционного управления.3
В 1818 году был основан более обширный «Союз благоденствия», который насчитывал не менее двухсот членов. Руководящим органом «Союза» стала Коренная управа. Его цель – введение представительного правления..., распространение политических понятий, овладение общественным мнением.4
В 1821 году Коренная управа объявила о самороспуске «Союза благоденствия», хотя его руководители не намеревались прекращать революционную деятельность, а лишь стремились таким образом избавиться от ненадёжных и случайных членов.
После самороспуска «Союза» возникли два новых тайных общества. На Украине – «Южное общество», во главе которого стал П.И. Пестель. В Петербурге по инициативе Н.М. Муравьёва образовалось «Северное общество». Оба эти общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя, как части одной организации. Каждое из них имело свой программный документ – «Южное» – «Русскую правду», написанную Пестелем, а «Северное» – Конституцию, созданную Муравьёвым.
Их политические программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.5
Наиболее радикальные взгляды среди декабристских лидеров отстаивал Павел Иванович Пестель. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».6
Павел Иванович Пестель (1793-1826) родился в Москве в семье крупного чиновника. Он получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. За проявление храбрости, в Отечественной войне 1812 года, был награжден золотым именным оружием.
В целях преобразования общества и государства он вступил в тайные союзы и впоследствии стал организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий.7
Пестель различал общественное и государственное устройство, определял государство как приведённое в законный порядок общество.
Государство, по его проекту, должно было существовать на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа. Если же такое равновесие утрачивалось, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо было создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия.
Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.
Духовные законы известны из Священного Писания: они «связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной».
Естественные законы вытекали из требований природы и нужд естественных.
Государственные законы, говорил Пестель, представляют собой постановления государства, ставящие задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие являлось непременным условием их действительности.
Критика абсолютной монархии сопровождалась у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.
«Русская правда» Пестеля выражала революционный характер. Она имела следующий план социальных и политических преобразований. Отменить крепостное право и безвозмездно наделить крестьян землёй, которая также по естественному праву является достоянием всех людей. Но современными положительными законами установлена частная собственность и это право так укоренилось в сознании, что сломать его полностью невозможно, то выход из ситуации он видел не в ликвидации частной собственности, а в превращении всех в собственников.8
В организации верховной власти в государстве Пестель различал Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручалась Народному вечу, исполнительная – Державной думе. Надзор за их деятельностью осуществлял Верховный собор, которому принадлежала блюстительная власть.
Избирательным правом, в проекте Пестеля, пользовались все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением лиц в личном услужении.
Народное вече предполагалось автором, как однопалатный орган, избираемый, сроком на пять лет. Каждый год должна была переизбираться одна пятая его части. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного вече, так как оно «представляет волю в государстве, душу народа».
Исполнительная власть принадлежала Державной думе, состоявшей из пяти человек, избираемых сроком, на пять лет. Один из них на год избирался президентом. Державной думе принадлежала высшая исполнительная власть, она «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состояли под ведомством и начальством Державной Думы».
Верховный собор, имеющий блюстителъную власть, состоял из 120 человек, именуемых «боярами». По мысли Пестеля, «Собор удерживал в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Он имел право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.
Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определялись Конституцией, которую Пестель называл Государственным заветом. Конституция провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания.
Пестель – сторонник единого русского централизованного государства. Федерацию он отвергал как возрождение «удельной системы». Особенно пагубной и вредной он считал федерацию в России, где много племён и народов, языков и вер.9 В проекте Пестеля Россия разделена «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, состояла из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей.
Интересны соображения Пестеля
об определении положения
Национальное самоуправление предоставлялось только Польше, но при условии неукоснительного введения порядков, предусмотренных «Русской правдой».
Столицу русского государства П.И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.
По его плану сословные привилегии, титулы и звания уничтожались, и все признавались российскими гражданами.
В «Русской правде» уделялось большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и так далее. Но из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка запрещалось создание партий.
Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.
Пестель создал проект республики, осуществление которого поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок.
Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику, отвергая федерацию, критиковал монархию. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.11
В своём проекте П.И. Пестель рассмотрел следующие позиции: разработал законы для поддержания прав и обязанностей правительства и народа; провозгласил неприкосновенность права собственности; определил положение различных народностей; уделил большое внимание правам и свободе; поставил вопрос об уничтожении сословных привилегий.
Политико-социальные взгляды Н.М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков.
По возвращении из Парижа в 1816 году он стал членом нескольких оппозиционных организаций: масонской ложи «Трёх добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и правителем Северного общества. Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трёх проектах Конституции, последний из которых, написанный в тюрьме по требованию следственных властей, являлся самым радикальным.