Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:49, контрольная работа
Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованных решениях – необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.
Введение
1. Политическая традиция Древнего Востока
2. Политическая традиция Античности
3. Политическая традиция Средних веков
Заключение
Список использованной литературы
Идеальное государство Платона - это правление мудрецов-философов. Их власть должна быть абсолютной и безусловной. Если из правителей выделится кто-то один, то правление будет царской властью, если у государственного руля окажется несколько лучших, правление будет аристократией. В государстве Платона предполагалась строгая иерархия сословий: философы-правители (высший класс), воины и трудящиеся (ремесленники и крестьяне). Платон отдавал себе отчет в том, что даже если идеальное государство будет создано, то не станет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления5.
С именем Аристотеля во многом связано зарождение политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика».
Политическую науку Аристотель не отделял от этики, видя в ней основополагающее начало политики. Главный вывод этики для политики таков: политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми.
Аристотель считал науку о политике высшей по отношению к другим наукам. По его мнению, она обретает истинную ценность тогда, когда теоретическое умозрение объединяется с практикой, направляя поведение людей.
Аристотель рассматривал государство как продукт естественного развития. Человек инстинктивно стремится к совместной жизни в семье, селении и, наконец, в государстве. Государство - высшая форма общения, способная выразить общий интерес граждан.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, и числа властвующих (один, немногие, большинство), Аристотель различал правильные и неправильные формы государственного устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором правители стремятся обеспечить общее благо, неправильным - такой, при котором правители руководствуются соображениями личной выгоды. Аристотель первым сформулировал идею о зависимости политического устройства от размеров территории государства, численности его населения и характера граждан.
Принципиальное значение для науки о политике имеет следующая идея Аристотеля: править в обществе должен закон. Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же, по его определению,- «уравновешенный разум».
Весомый вклад в развитие политической и особенно правовой мысли внесли древнеримские ученые. В дидактической поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) развивал мысль о договорном характере государства. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) стоит у истоков широко употребляемого в настоящее время понятия «правовое государство». В трактовке Цицерона государство - это не только выразитель общего интереса его свободных граждан, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и общий правопорядок.
Цицерон сделал вывод о том, что условием свободы является всеобщее подчинение закону. Представление о свободном индивиде было использовано им при разработке понятия юридического лица. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон выступал за смешанный тип государственного устройства. Оно образуется путем соединения положительных свойств трех простых форм - царской власти, аристократии и демократии6.
Таким образом, для политической мысли античности характерны следующие черты:
- поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
- рассмотрение политики
как формы цивилизованного
- отсутствие четкой границы
между философией, этикой и политикой,
определившее морализаторский
- ограниченный рационализм политической мысли, обусловленный влиянием религии.
3. Политическая традиция Средних веков
Европейская средневековая политическая мысль находилась под влиянием христианской религии и Римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая представлена им в образе "Града Божия", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, следующих божественным установлениям. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух градов фактически ставило духовную власть выше светской.
Фома Аквинский. Идея духовного превосходства церкви над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении крупнейшего католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное предопределение, не исключено, что ее конкретные формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповедях Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти7.
Учения Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смещать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светской и церковной властями.
Никколо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии8.
Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы достигнуть справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Государь".
Среди советов, которые он дает политикам, следующие:
уметь играть человеческими страстями;
полагаться на силу или закон;
использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха;
прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.
Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами.
Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).
Жан Боден. Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию. Дальнейшее развитие политической мысли будет связано с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (одно лицо или народ), должен ли суверенитет быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже смысл абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство - это я".
Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, ставящего вопрос о несправедливости сложившегося социального неравенства и защищающего интересы самых бесправных слоев населения, - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все неосуществимые проекты преобразования общества в соответствии с представлением об идеальном общественном строе. Утверждение отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, всеобщей обязательностью труда, с равным распределением общественных благ. Их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшение жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания сословие "производителей". Отличаются и их представления об организации политической жизни. Так, в городе Солнца функционирует народное собрание (Большой совет), который избирает и контролирует должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советника не могут быть смещены по воле народа. Политический строй на острове Утопия более демократичен. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора более соответствует "смешанному правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет выбираемый ежегодно сенат (аристократическое начало) и князь, который избирается пожизненно (монархическое начало)9.
Заключение
Заканчивая работу, хочется подчеркнуть, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и так далее. Неопределенность и размытость границ политологии дополняются разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. И, тем не менее, нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.
Зародившись с появлением самого общества, политология тесно связана с жизнью общества и его развитием. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности.
При этом, как показало проведенное исследование, различные этапы развития политической традиции было предопределено доминированием тех или иных общественных воззрений в обществе. Так, зарождение политической традиции древнего Востока тесно связано с религиозной традицией, что определило не только само появление политической традиции, но также ее форму и основные постулаты. Античные века отличаются философским подходом в политической мысли, а средневековье отмечено развитием взглядов на человеческое общество и его политическую организацию.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.
Список использованной литературы
Размещено на Allb
1 Осташенко Л.С. История политико-правовых учений. М.: ИНФРА-М, 2004.- с.111
2 История политический и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Юридическая литература, 2005. С. 29-30.
Информация о работе Политическая традиция Древнего Востока, античности и средних веков