Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:09, реферат
Родители будущего императора были люди очень разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитателями его были генерал Мердер, М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий.
1. Биография……………………………………………………………………...3
2. Политический портрет Александра II………………………………………3
Начало правления………………………………………………………....3
Крестьянская реформа…………………………………………………....4
Земская реформа…………………………………………………………..5
Городская реформа………………………………………………………..6
Судебная реформа………………………………………………………...7
Военная реформа………………………………………………………….7
Реформа образования……………………………………………………..8
3.Итоги царствования……………………………………………………………9
4.Список литературы…………………………………………………………....10
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Миасский машиностроительный факультет
Кафедра социально-гуманитарные дисциплины
Реферат
на тему: «Политический портрет Александра II »
Выполнил: Козырев Д.В
ММФ-141
Проверил: к.и.н. Салдугеев Д.В.
Миасс 2013
Содержание
1. Биография………………………………………………………
2. Политический портрет Александра II………………………………………3
Начало правления……………………………………
Крестьянская реформа…………………………
Земская реформа………………………………………………………….
Городская реформа………………………………………………………..
Судебная реформа……………………………………
Военная реформа………………………………………………………….
Реформа образования…………………………………………………
3.Итоги царствования…………………………
4.Список литературы……………………………
Биография
АЛЕКСАНДР II Николаевич Романов - Государь император и самодержец Всероссийский в 1855 - 1881 гг. Сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Род. 17 апр. 1818 г. Вступил на престол 18 февр. 1855 г. Короновался 26 авг. 1856 г.
Родители будущего императора
были люди очень разные, но Александр
гораздо более унаследовал
С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и имел достаточно профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.
Политический портрет Александра II.
Начало правления
До восшествия своего на престол, Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Никаких самостоятельных поступков он не совершал, никаких политических идей не высказывал. Он, по-видимому, разделял все консервативные взгляды своего отца и, работая, например, в Крестьянском комитете, не обнаружил никаких либеральных намерений. Даже внешне он старался походить на отца.
Император Николай при жизни полностью заслонял и подавлял своей личностью сына. Тот всегда оставался лишь послушным исполнителем воли своего родителя, но вот 18 февраля 1855 года Николай скоропостижно умер. На другой день Александр взошел на престол. Он принял власть в тяжелейший момент, когда для всех очевидно было, что Россия обречена на поражение в Крымской войне. Изумление, обида, боль, гнев и раздражение царили в обществе. Первые годы царствования стали для Александра суровой школой политического воспитания. Именно тогда он в полной мере ощутил все накопившееся в обществе недовольство и испил всю горечь жестокой и справедливой критики.
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
Крестьянская реформа
Крестьянской реформой 1861 года в России было отменено крепостное право. 5 марта 1861 года были опубликованы "Положения 19 февраля 1861 года", на основе которых проводилась главная из буржуазных реформ императора Александра I . Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. "В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян.
19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По "Положениям" было введено
крестьянское самоуправление, т.е. сельские
и волостные сходы во главе
с сельскими старостами и волостными
старшинами. Крестьянам предоставлялось
право самим распределять землю,
раскладывать повинности, определять
очередность отбывания
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%).
Несмотря на грабительский
для крестьян характер реформы 1861 года,
ее значение для дальнейшего развития
страны было очень велико. Эта реформа
явилась переломным моментом при
переходе из феодализма в капитализм.
Освобождение крестьян способствовало
интенсивному росту рабочей силы,
а предоставление им некоторых гражданских
прав способствовало развитию предпринимательства.
Помещикам же реформа обеспечивала
постепенный переход от феодальных
форм хозяйства к капиталистическим.
Отмена крепостного права в России
вызвала необходимость
Земская реформа
После крестьянского
«Положения» в ряду
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших
средств, поэтому земствам было позволено
вводить новые налоги, облагать население
повинностями, образовывать земские
капиталы. При своем полном развитии
земская деятельность должна была охватить
все стороны местной жизни. Новые
формы местного самоуправления не только
сделали его всесословным, но и
расширили круг его полномочий. Самоуправление
получило столь широкое распространение,
что многими было понято, как переход
к представительному образу правления,
поэтому со стороны правительства
вскоре стало заметно стремление
удержать деятельность земств на местном
уровне, и не позволять общаться
между собой земским
Городская реформа
Городская реформа 1870 г. —
Реформа заменила существовавшие ранее
сословные городские управления
городскими думами, избиравшимися на
основе имущественного ценза. Система
этих выборов обеспечивала преобладание
крупных купцов и фабрикантов. Представители
крупного капитала руководили коммунальным
хозяйством городов, исходя из своих
интересов, уделяя внимание развитию центральных
кварталов города и не обращая
внимания на окраины. Органы государственного
управления по закону 1870 г. также подлежали
надзору правительственных
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Судебная реформа
Старый дореформенный
суд в России справедливо почитался
не правосудием, а “кривосудием”. В
закрытых заседаниях, без участия
сторон или их представителей, на основании
бумажных полицейских «дознаний», без
всякого общественного
Новые судебные уставы, опубликованные 20-го ноября 1864 г., совершенно преобразили это «темное царство». Они провозгласили своей целью гарантировать «суд скорый, правый и милостивый, равный для всех», и действительно стремились осуществить эту цель. Одновременно с «учреждением судебных установлений» были опубликованы новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства, а также «устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Новый суд был, прежде всего, открытый и гласный, с активным участием сторон; как по гражданским, так и по уголовным делам был введен так называемый состязательный процесс: по гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, по уголовным выступал, с одной стороны, государственный обвинитель- прокурор или «товарищ прокурора» с другой – защитник подсудимого, адвокат - из состава вновь образованного автономного «сословия присяжных поверенных» (в которое входили лишь лица с юридическим образованием); если подсудимый был не в состоянии оплатить адвоката, суд ему назначал бесплатного защитника. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию «из местных обывателей всех сословий», записанных в соответственные списки.