Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий. Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений — всем

Содержание

Политика Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
От восстановления к стабильности (1945—1950-е гг.).
Перемены 60-х гг.
Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в.
Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.
Создании Объединенной Европы.
Процесс глобализации.
История создания Евросоюза.
Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

 Важной стороной деятельности  социал-демократических правительств  западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии.

 Пришедшее к власти  в 1969 г. правительство во главе  с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром  иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970—1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. В середине 70-х гг. значительные политические перемены произошли в государствах Юго-Западной и Южной Европы.

 В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974—1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979—1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983—1985).

 В Греции в 1974 г.  режим «черных полковников» был  сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей  консервативной буржуазии. Оно  не проводило серьезных преобразований. В 1981 —1989 гг. и с 1993 г. у власти  находилась партия Всегреческое  социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации  политического строя и социальных  реформ.

 В Испании после  смерти в 1975 г. Ф. Франко главой  государства стал король Хуан  Карлос I. При его одобрении начался  переход от авторитарного режима  к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу.

  Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX — начале XXI в. Кризис 1974—1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

 В конце 70-х —  начале 80-х гг. консерваторы пришли  к власти во многих странах  Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.)- В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

  Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

 Основными  слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

 Поощрение частного  предпринимательства, курс на  модернизацию производства способствовали  динамичному развитию экономики,  ее перестройке в соответствии  с потребностями развернувшейся  информационной революции. Таким  образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию  общества. В ФРГ к достижениям  этого периода добавилось важнейшее  историческое событие — объединение  Германии в 1990 г., причастность  к которому поставила Г. Коля  в число наиболее значимых  фигур германской истории. Вместе  с тем в годы правления консерваторов  не прекращались выступления  разных групп населения за  социальные и гражданские права  (в их числе забастовка английских  горняков в 1984-1985 гг., выступления  в ФРГ против размещения американских  ракет и др.).

 В конце 90-х гг. во  многих европейских странах консерваторов  у власти сменили либералы. В  1997 г. в Великобритании пришло  к власти лейбористское правительство  во главе с Э. Блэром, а во  Франции по результатам парламентских  выборов было сформировано правительство  из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономика стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков.

Создании Объединенной Европы. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

В декабре 2002 г. на саммите  Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в  ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских  стран в 2010 г. будет означать решительный  шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовый внутренний продукт (ВВП) 25 государств – членов ЕС превысит 10 трлн долл. А численность населения в ЕС возрастет приблизительно до 454 млн человек (в 2002 г. – 452,2 млн человек). Существенно увеличится весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Процесс глобализации выступает объективной основой для объединения европейских государств.

В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение  государств с общей наднациональной  системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим  и социальным пространством.

Итак, глобализация – это  качественно новый уровень интернационализации  всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях.

Понятие глобализации вошло  в научный оборот в начале 80-х  годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. Наиболее важными формами проявления глобализации сегодня выступают:

1) развитие мирового производства;

2) интернационализация мирового  обмена, в том числе торговли  и финансовых потоков;

3) углубление международного  разделения труда;

4) развитие новых связей  между странами и их группировками,  важнейшие из которых носят  интеграционный характер.

Еще в середине XIX в. в мире преобладало местное производство, когда свыше 90 % использовавшихся на предприятиях сырых материалов, топлива  и полуфабрикатов привозилось из соседних районов, удаленных от места  потребления не более чем на 150–200 км. А сегодня производство имеет  международные масштабы. Только на 63 тыс. транснациональных предприятий, а также на 690 тыс. их филиалов и  других предприятиях, связанных с  транснациональными корпорациями (ТНК), активы превышают 10–11 трлн долл., что составляет 33 % валового мирового продукта.

Деятельность транснациональных  корпораций постоянно расширяется. В каждой отрасли хозяйства сегодня  существует всего несколько компаний, способных удовлетворить подавляющую  часть потребностей населения земного  шара в товарах и услугах. Они  концентрируют 33 % производственных фондов частного сектора в мире и около 40 % общего объема производства развитых стран.

В 2000 г. в докладе Французского института международных отношений  о положении мировой экономической  системы и стратегии подчеркивалось, что рост глобализации обусловливает  все большее значение международного экономического сотрудничества.

По мнению западных экспертов, глобализация экономики наиболее интенсивно развивается в сфере финансовых отношений. Сегодня уже говорят  о «финансьеризации мирового экономического обмена», о «финансах как основе глобализации капитала».

Финансовая глобализация проявляется в гигантском росте  международных финансовых потоков, бурном развитии рынков и финансовых инструментов. По данным базельского Банка международных расчетов, общий объем международных кредитов, выданных банками развитых стран, уже давно составляет примерно 33 % их активов и 50 % биржевой капитализации.

Другим показателем может  служить объем покупки-продажи  валюты. Ежедневно лишь в 26 основных мировых центрах таких операций совершается на 1,7 трлн долл. Заключаемые в ходе операций сделки в 60 раз превышают объем финансовых операций, связанных с международной торговлей товарами и услугами.

Наряду с традиционными  финансовыми рынками, функционирующими под контролем национальных государственных  органов, появляются еврорынки –  международные рынки, где действует  только закон спроса и предложения. Объем операций с еврооблигациями  и евроакциями на этих рынках превышает многие триллионы долларов.

Самым заметным явлением последних  десятилетий называют использование  рынка деривативов, т. е. вторичных ценных бумаг. Объем операций только с двумя видами деривативов – фьючерсами и опционами – за 1990–1995 гг. вырос с 5,7трлн долл. до нескольких десятков триллионов долларов. Общий размер эмитированных деривативов превышает 100 трлн долл., а их оборот – квадриллион долларов.

История создания Евросоюза. Исходным моментом создания Европейского союза принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего ввести общее руководство всей добычей угля и производством стали Франции и ФРГ. В результате в 1951 г. был подписан и в июле 1952 г. вступил в силу парижский «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)». В объединение вошли б государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г. был подписан римский «Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)». В 1967 г. произошло слияние всех региональных организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992) ЕЭС стало называться Европейским союзом.

Интеграционный процесс  идет в двух направлениях – вширь  и вглубь. Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 25 стран.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения  хозяйственного взаимодействия стран  – участниц Евросоюза:

• первый этап (1951–1952) является своего рода вступлением;

• центральное событие  второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной  торговли. Затем был создан таможенный союз. Крупным завоеванием стало  решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц  от конкурентов из других стран;

• на третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования  стали валютные отношения;

• четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется  созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

Информация о работе Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы на рубеже XX – XXI веков