Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:47, реферат
В конце 1970 — начале 1980-х годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом США был избран республиканец Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Прервалось многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах 1976 г. в Швеции и Дании, 1981 г. — в Норвегии.
Введение…………………………………………………………………...3
Страны Западной Европы, их политическое и экономическое развитие
Общая характеристика политического и экономического развития стран Западной Европы в конце XX – начале XXI вв.
Политика Великобритании……………………………………………5
Политика Франции ………………………………………..6
Политика Италии……………………………………………………10
Политика Германии…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………17
Список использованных источников и литературы…………………..18
департамент образования и науки тюменской области
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования тюменской области
«тюменский торгово-
реферат
Дисциплина «История»
Тема: «Политическое развитие стран Западной Европы в конце XX – начале XXI века»
Студент группы 239 БХ-9 __________ __________ Крестьянникова К.В.
Преподаватель
Тюмень 2013
Содержание
В конце 1970 — начале 1980-х годов
консерваторы пришли к власти во многих
странах Запада. В 1979 г. на парламентских
выборах в Великобритании победила
Консервативная партия, правительство
возглавила М. Тэтчер (партия оставалась
правящей до 1997 г.). В 1980 и 1984 гг. президентом
США был избран республиканец
Р. Рейган. В 1982 г. в ФРГ к власти
пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост
канцлера занял Г. Коль. Прервалось
многолетнее правление социал-
Победивших в этот период консервативных деятелей не зря назвали неоконсерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперёд, способны на перемены. Их отличали хорошее понимание ситуации, напористость, политическая гибкость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость, пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и новые лозунги. После победы на выборах 1987 г. М. Тэтчер заявила: «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников ».
Основными слагаемыми политики неоконсерваторов
являлись: свёртывание государственного
регулирования экономики, курс на свободное
рыночное хозяйство; сокращение социальных
расходов; снижение подоходных налогов
(что способствовало активизации
предпринимательской
Политический строй Великобритании — конституционная монархия.
Номинальный глава государства, монарх, не участвует в управлении страной. Власть в Соединенном Королевстве принадлежит Парламенту, состоящему из Монарха, Палаты Лордов, а также Палаты Общин, принимающей все решения в стране и контролирующей действия премьер-министра.
Вторая половина XX века
Во второй половине XX столетия Великобритания становится одним из главных игроков на политической арене мира. В 1949 году она вошла в состав НАТО; в 1975 году стала одной из стран-основателей G6 — «большой шестерки» (сегодня это G8), а в 1999 году также и G20 — союза 20 самых экономически развитых государств мира. Большая заслуга в укреплении Великобритании как одной из ведущих держав мира принадлежит М. Тэтчер, стоявшей во главе правительства Великобритании в 1979-1991 годах. Именно она сыграла решающую роль в прекращении Холодной войны, став парламентером между правительством СССР и главами стран НАТО.
XXI век
Внешняя политика Великобритании основана на тесном сотрудничестве с США. Правительство Великобритании поддерживает позицию Соединенных Штатов по всем вопросам международной политики, в том числе и в решении о вводе войск в третьи страны. В 2001 году страна стала одним из инициаторов создания Международных миротворческих сил.
Приоритеты внутренней политики Великобритании на данном этапе — это борьба с нелегальными мигрантами, повышение уровня рождаемости и увеличение доходов населения. Большая часть жителей (около 75%) являются приверженцами христианства, однако в стране постоянно растет и количество граждан, исповедующих ислам — их уже более 3%, 15% считают себя атеистами.
Внутренняя и внешняя политика Франции тесно взаимосвязаны, поэтому определенное влияние на внешнюю политику Франции уже при бывшем президенте Жаке Шираке оказывала складывающаяся в стране внутриполитическая ситуация. Стремясь получить в Национальном собрании подавляющее большинство своих сторонников, Жак Ширак назначил в 1997 г. досрочные парламентские выборы, которые принесли поражение голлистской партии. Большинство голосов было отдано социалистам, сформировавшим правительство. В результате французы получили третий в современной истории пример "сосуществования" президента и правительства, принадлежащих к соперничающим партиям. Это сказалось не только на внутренней, но и на внешней политике Франции, поскольку социалисты активно навязывали Шираку свое видение в этой области.
Превращение Европейского союза в
мощное интеграционное объединение, которое
могло бы стать одним из полюсов
современной международной
Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы1. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека и слишком большой роли армии в политике этой страны.
Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой - тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз.
В начале XXI века Франция внесла значительный вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г, она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы2.
Как уже говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа - Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г.
Франция стала одним из главных
инициаторов формирования общеевропейской
внешней политики и политики безопасности,
прекрасно понимая, что строительство
Европейского союза, как одного из мощных
полюсов современного мира невозможно,
если это объединение не будет
иметь единой внешней политики, вырабатываемой
соответствующим
Формирование общей внешней политики и политики безопасности было предусмотрено еще в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО.
Одновременно с попытками "европеизировать"
НАТО французы предприняли попытки
активизировать деятельность Западноевропейского
союза. Они рассчитывали превратить
ЗЕС в военную организацию
Евросоюза и обеспечить, насколько
это возможно, его автономный от
НАТО статус. Однако другие члены ЗЕС,
в частности представители
В мае 1996 г. на Берлинской сессии Совета НАТО было принято решение о предоставлении ЗЕС возможности организовывать и выполнять военные операции в Европе, в которых Соединенные Штаты сочли бы для себя нежелательным участвовать. Но и в этих условиях ЗЕС оставался бы в полной зависимости от воли командования НАТО. Определенные надежды связывали французы с активизацией роли ОБСЕ, которая, по словам бывшего министра иностранных дел Ю. Ведрина, должна стать осью всей системы европейской безопасности5. Однако все робкие шаги европейцев в сторону независимости в военной области наталкивались на упорное сопротивление американцев, прочно удерживающих рычаги влияния на Европу через механизмы НАТО.
Именно поэтому французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. Французы опять высказались в пользу автономности этих сил от альянса. Однако под давлением США они были вынуждены отказаться от таких планов. Было принято решение о создании Европейских сил быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек на базе Еврокорпуса. До недавнего времени вопрос о создании европейских вооруженных сил упирался в отсутствие средств. Но в мае 2003 г. Евросоюзом было заявлено, что 15 стран - членов ЕС инвестируют 20 млрд. евро в оборону Европы6.
3. Политика Италии
Общественно-политическая жизнь Италии
80-х гг. характеризовалась сохранением
политической нестабильности. В парламенте
страны по-прежнему отсутствовало устойчивое
большинство, продолжалась практика коалиционных
парламентских и
Информация о работе Политическое развитие стран Западной Европы в конце XX – начале XXI века