Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа
Актуальность проблемы. В контексте изучения мусульманской культуры Арабского Востока конца XХ - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……...……3
РАЗДЕЛ 1.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8
РАЗДЕЛ 2.
О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...12
РАЗДЕЛ 3.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт истории
Отделение исторического образования
Кафедра всеобщей истории и методики преподавания
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ
В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Курсовая работа
Научный руководитель:
Казань
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8
РАЗДЕЛ 2.
О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И
ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...
РАЗДЕЛ 3.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28
Введение
Актуальность проблемы. В контексте изучения мусульманской культуры Арабского Востока конца XХ - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики. Женщина Востока выступала в качестве непосредственной носительницы и своеобразной хранительницы известных, подлежавших активному воспроизводству, традиций и ценностей.
Широко известно, что женщина в мусульманском обществе поставлена в неравноправное, приниженное, можно сказать унизительное, положение по сравнению с мужчиной. «К женщине Коран не проявляет нежности», — такой вывод делает французский востоковед Анри Массэ, ссылаясь на высказывание Мухаммада о женщинах: «Разве ж тот кто выращен в украшениях и кто в препирательстве, не ясен?». Этот аят характеризует женщин пребывающими лишь в думах о нарядах и бестолковых спорах — такое толкование дают ему мусульманские богословы.
По канонам ислама, женщина — человеческое существо «второго сорта». Многие мусульманские теологи полагают, что женщины не имеют души. Чем обосновывает ислам подобное отношение к слабому полу? Прежде всего — идеей его вторичности. Аллах «создал для вас (для мужчин) из вас самих жен, чтобы вы жили с ними». Это изречение Корана не оригинально. Оно перекликается с библейским мифом о сотворении женщины: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт. 2: 22).
Конечно, роль и положение
женщины в обществе меняются со временем.
Особенно разительные перемены произошли
в этом плане в XX веке, хотя подлинно
равноправному положению
Участие женщины в государственных
делах в развитых странах явление
привычное и не вызывает удивления
в деловом мире и обществе. Скорее
вызывает уважение тот факт, что
женщины проявляют деловые
Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.
Постановка проблемы
Проблема женской реализации
актуальна для Арабского
Объект исследования
Объектом исследования являются женщины Арабского Востока.
Предмет исследования
Положение женщин Арабского Востока и их особенности.
Цель и задачи исследования.
Целью данной работы является историческая реконструкция положения женщин Востока конца XХ – начала ХХI века.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
1. Выявить современную роль
2. Выяснить положение женщин
Арабского Востока по
3.Изучить тенденцию внешнего
вида женщин Арабского Востока,
Хронологические рамки.
Исследование охватывает период с конца XX – начала ХХI века, это период, когда современные женщины получили возможность проявить себя не только как хозяйки, как мамы, но и как элементы социума.
Вопросы, связанные с положением женщины в исламе рассмотрены в трудах М.В. Вагабова, Л.И. Шайдуллиной, А.Л. Могилевского, Т.С. Саидбаева, Р. Шарля, М.И. Садагдара, Г.М. Керимова, С.М. Пелевина, Е.В. Гусева.
Кроме этого в работе был использован источник - Коран.
Методология и методы исследования.
Проблематика относится к «пограничной»
сфере истории и истории
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы. Структура работы обусловлена задачами исследования. В первом разделе рассмотрен вопрос о роли современной женщины на Востоке. Во втором разделе изучено положение женщин на Востоке, В третьем разделе выявлены характерные черты внешнего вида женщин Востока ХХ-ХХI века.
Раздел 1.
Роль женщины в исламском обществе.
Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных.1 Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода.2 Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.3
Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис).4
От женщин во многом зависит
то, какой будет религиозность
и воспитанность следующих
Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем.6 Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.
В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена - хозяйка дома.7
Однако не следует делать
выводы, что роль женщины ограничивается
ее домом, семьей и домашним хозяйством.
Просто это естественная стихия приложения
ее врожденных способностей и проявления
женской натуры. При желании женщина-
И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.
Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.
Действительное соблюдение
мусульманских законов
Выводы первого раздела.
Притеснение и ущемление прав женщин Востока является строго наказуемым. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем.
Информация о работе Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв