Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. В контексте изучения мусульманской культуры Арабского Востока конца XХ - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……...……3
РАЗДЕЛ 1.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8
РАЗДЕЛ 2.
О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...12
РАЗДЕЛ 3.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28

Вложенные файлы: 1 файл

положение женщин на арабском востоке.docx

— 63.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Казанский (Приволжский) Федеральный  Университет

 

Институт истории

Отделение исторического  образования

Кафедра всеобщей истории  и методики преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН НА АРАБСКОМ ВОСТОКЕ

В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Курсовая работа

                                       студентки группы                           

                                                    отделения дневного обучения

                                               

                                           Научный руководитель:

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Казань 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……...……3

РАЗДЕЛ 1.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8

РАЗДЕЛ 2.

О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И  ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...12

РАЗДЕЛ 3.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы.   В  контексте изучения мусульманской  культуры Арабского Востока конца  XХ  - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики. Женщина Востока выступала в качестве непосредственной носительницы и своеобразной хранительницы известных, подлежавших активному воспроизводству, традиций и ценностей.

Широко известно, что женщина  в мусульманском обществе поставлена в неравноправное, приниженное, можно  сказать унизительное, положение  по сравнению с мужчиной. «К женщине  Коран не проявляет нежности», —  такой вывод делает французский  востоковед Анри Массэ, ссылаясь на высказывание Мухаммада о женщинах: «Разве ж тот кто выращен в украшениях и кто в препирательстве, не ясен?». Этот аят характеризует женщин пребывающими лишь в думах о нарядах и бестолковых спорах — такое толкование дают ему мусульманские богословы.

По канонам ислама, женщина  — человеческое существо «второго сорта». Многие мусульманские теологи  полагают, что женщины не имеют  души. Чем обосновывает ислам подобное отношение к слабому полу? Прежде всего — идеей его вторичности. Аллах «создал для вас (для  мужчин) из вас самих жен, чтобы  вы жили с ними». Это изречение  Корана не оригинально. Оно перекликается  с библейским мифом о сотворении женщины: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт. 2: 22).

Конечно, роль и положение  женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли  в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины  в обществе мешают различные предрассудки и мифы. Сейчас мы живем в просвещенную эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию, но все же положение женщин во многом остается проблематичным. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют полоролевые стереотипы, т. е. устойчивые нормы представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, влияют на неравенство социальных позиций мужчин и женщин. Перечислим некоторые из наиболее распространенных стереотипов: женское предназначение — дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, работа женщины оказывает негативное воздействие на ее детей, занятость женщин на работе влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху и т. д.

Участие женщины в государственных  делах в развитых странах явление  привычное и не вызывает удивления  в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что  женщины проявляют деловые качества. Общество привыкло к тому, что женщины  слабый пол, и это верно в отношении  физической силы. В отношении силы духа вопрос спорный. Сила духа особенно важна для женщины.

Актуальность, научная и  практическая значимость проблемы и  определили выбор темы нашего исследования.

Постановка проблемы

Проблема женской реализации актуальна для Арабского Востока, где женщина, несмотря на утверждение  равноправия мужчины и женщины, остаётся в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой жизни.

Объект исследования

Объектом исследования являются женщины Арабского Востока.

 

Предмет исследования

Положение женщин Арабского  Востока и их особенности.

Цель и задачи исследования.

Целью данной работы является историческая реконструкция положения женщин Востока конца XХ – начала ХХI века.

В соответствии с поставленной целью  предполагается решение следующих  задач:

1. Выявить современную роль женщин  на Арабском Востоке.

2. Выяснить положение женщин  Арабского Востока по отношению  к мужчинам.

3.Изучить тенденцию внешнего  вида женщин Арабского Востока,  а именно требования к одежде.

Хронологические рамки.

Исследование охватывает период с  конца XX – начала ХХI века, это период, когда современные женщины получили возможность проявить себя не только как хозяйки, как мамы, но и как элементы социума.

Вопросы, связанные с положением женщины в исламе рассмотрены  в трудах М.В. Вагабова, Л.И. Шайдуллиной, А.Л. Могилевского, Т.С. Саидбаева, Р. Шарля, М.И. Садагдара, Г.М. Керимова, С.М. Пелевина, Е.В. Гусева.

Кроме этого в работе был  использован источник - Коран.

Методология и методы исследования. Проблематика относится к «пограничной»  сфере истории и истории культуры. Методологическую основу работы с наряду с принципами историзма и соотношения общего и особенного составляют подход к истории культуры, получивший название «антропологическая ориентированная история», в рамках которого «историческое исследование фокусируется на человеке в обществе, в группе, на человеке во всех его появлениях», «гендерный подход», понимаемый как «учет многовариативного влияния фактора пола», и «сравнительно новый в исследовании культуры» «системно функциональный подход». В основе последнего подхода лежит «представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной  жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные элементы». Для изучения положения женщин Арабского Востока особое значение имеет теоретическое положение о том, что «всегда существует некая картина мира», включающая в себя «комплекс представлений человека о мире, как социальном, так и природном, и его представления о самом себе», «и всегда поведение людей, принадлежавших к той или иной социально-культурной общности, строится в зависимости от их картины мира. Следовательно, всегда существуют исторически определенные типы личностей». Историческая реконструкция роли женщин на Востоке посредством анализа сферы повседневного и мироощущения личности отвечает культурологическому подходу в той мере, в которой «рассмотрение культуры в ее жизненных опосредованиях и контекстах есть специфическое дело культуролога». Применение культурологического метода позволяет поставить проблему существования мусульманского типа женщины в современных условиях, решать ее на основе сопоставления отдельных особенностей культурного облика мусульманских женщин Востока и православных женщин Европы, определения психологически обусловленных различий мировосприятия мужчин и женщин, выявления культурологических параллелей с последующим временем.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы. Структура работы обусловлена задачами исследования. В первом разделе рассмотрен вопрос о роли современной женщины  на Востоке. Во втором разделе изучено  положение женщин на Востоке, В третьем разделе выявлены характерные черты внешнего вида женщин Востока ХХ-ХХI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.

Роль женщины в исламском  обществе.

Она прослеживается в самой  концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные  Им творения существуют в парах, и  только Аллах один и нет Ему  равных.1 Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода.2 Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.3

Женщина - это и мать, и  сестра, и дочь, и жена. Отношение  ко всем этим группам женщин со стороны  мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном  хадисе (изречении) сказано: “Рай находится  под ногами матерей”, т.е. отношение  к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как  “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис).4

От женщин во многом зависит  то, какой будет религиозность  и воспитанность следующих поколений.5 На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они  едины в правах своих с мужчинами  во всем.6 Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная  жена своего супруга и хранительница  домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это  особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена - хозяйка дома.7

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка  с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом  за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария.8 Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело;9 история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка  общественно активна: женщины в  исламском мире осваивают новые  компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской  деятельностью, врачуют, обучают и  т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки  бытующему мнению, для мусульманок  доступны и разрешены.

Другое дело, что эти  вопросы решаются индивидуально  в каждой конкретной семье. Ведь, в  конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой  уйти” в работу, до конца отвлечься  от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит  ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует  женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую).10 Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

Выводы первого раздела.

Притеснение и ущемление  прав женщин Востока является строго наказуемым. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем.

Информация о работе Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв