Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. В контексте изучения мусульманской культуры Арабского Востока конца XХ - начала XХI века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика восточной женщины. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и гендерной проблематики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……...……3
РАЗДЕЛ 1.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ ОБЩЕСТВЕ……………..…………..…8
РАЗДЕЛ 2.
О РАВЕНСТВЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД АЛЛАХОМ……..…...12
РАЗДЕЛ 3.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ. ПОНЯТИЕ О ХИДЖАБЕ. ПОНЯТИЕ О НИКАБЕ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...…………28

Вложенные файлы: 1 файл

положение женщин на арабском востоке.docx

— 63.59 Кб (Скачать файл)

3. Одежда не должна быть облегающей. Облегающая одежда подчас бывает даже более соблазнительной, чем прозрачная.

4. Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской. У мужчин - общепринятая мужская одежда, а у женщин - женская. В высказывании Пророка четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин, которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природе человека.

5. Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).

6. Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей. Одежда, не соответствующая данным пунктам, является противоречащей канонически правильному одеянию, и облачение в нее наказуемо пред Господом в День Великого Суда. Если бы женщины в одежде своей придерживались упомянутых норм, они всесторонне облегчили бы себе жизнь.

Мужу разрешается разглядывать все тело жены без ограничения.

В целях обследования и  лечения врачу дозволено смотреть на больную, прикасаться к ее больным  местам. Об этом свидетельствует хадис, который передала Умму Салама, жена Пророка. В нем говорится, что она попросила Пророка, чтобы у нее пустили кровь посредством банок и пиявок. Пророк велел лекарю Абу Таббату пустить ей кровь.

Разглядывание и осмотр в  целях лечения разрешены при  соблюдении следующих условий:

- Врач должен быть хорошим  специалистом, богобоязненным, верным  Исламу.

- Врач должен открыть  для осмотра только больное  место, не приглядываясь к запретным  местам.

- Обращаться к врачу-мужчине  можно только в отсутствие  специалиста-женщины, которая обследует и лечит больную женщину.

- Обследование должно  происходить в присутствии близких  родственников, например, мужа, матери, сестры или других, заслуживающих  доверия, например, таких как соседки. 

- Врач должен быть мусульманином. 

В целях судебного разбирательства  и свидетельства судье и свидетелям дозволено смотреть на лицо и ладони посторонней женщины, даже если опасаются искушения, так как в этом разбирательстве выявляется справедливость и истина.

Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины.

Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом  споров уже давно, даже среди тех, которые очень грамотны в вопросах религии, богобоязненны и искренни. Причиной разногласий является то, что эта тема не имеет четкой формулировки в Коране или Сунне. Каждая группа ученых при иджтихаде (подробном и старательном изучении) по данному вопросу обращает свое внимание на те или иные канонические намеки в аятах и хадисах, нормы права и правила.26

Первым делом необходимо упомянуть, что по Шариату никаб не является обязательным (ваджиб), и абсолютно допустимо (джаиз) для женщины-мусульманки открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это было сказано подавляющим большинством ученых со времен сподвижников Пророка (мир ему и благословение Алаха). Приведем авторитетные мнения.

В учении Абу Ханифы: “Запрещается смотреть на чужую женщину (имеются в виду оголенные части тела), кроме как на лицо ее и кисти рук”. Абу Ханифа добавляет: “Также ступни ног, постоянное сокрытие которых крайне затруднительно”. Основанием данных слов является аят “... и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно”.27 Подавляющее большинство сподвижников Пророка прокомментировали последнюю часть как “лицо и кисти рук”.28

Маликитская правовая школа: “Ауратом женщины (то есть теми частями тела, которые должны быть обязательно закрыты) перед чужим для нее мужчиной (нечужие - это те, за кого она не может выйти замуж по причине родственной связи) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Что касается их, то они не являются ауратом”.29

Известный ученый Маликитского мазхаба ас-Сави в комментарии добавляет: “На эти две части тела разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения и удовлетворения смотрящего. В противном случае взгляд запретен (харам)”.30

Шафиитская правовая школа: “Что касается тела женщины, то все оно аурат (чужим смотреть на него запрещено, и оно должно быть сокрыто от взглядов их), кроме лица и кистей рук”.31

Известнейший своей ученостью  имам ан-Навави сказал: “Не являются ауратом кисти рук”. Основано это на известном нам аяте и комментарии к нему, а также на том, что “пророк Мухаммад запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать перчатки и никаб (тонкая ткань с прорезью для глаз, закрывающая лицо)” (достоверный хадис, передаваемый Ибн Умаром и приведенный в сборнике аль-Бухари). Данный хадис явно показывает, что сокрытие лица и кистей рук имело место быть во времена Пророка, однако данные части тела не являются ауратом, так как Посланник Господа приказал не закрывать их во время паломничества. Если бы они были ауратом, то открытие их никак не могло быть допустимо даже во время хаджа.

Ханбалитская правовая школа: “Нет разногласий в мазхабе по вопросу разрешенности открытия лица во время совершения молитвы (что говорит о том, что лицо не является ауратом, так как одно из условий принятия молитвы - это сокрытие аурата). Для женщины недопустимо оголять тело, кроме лица и кистей рук (перед мужчинами, чужими для нее по родственным отношениям)”.32

Из всего вышесказанного явно видно, что существует такая  часть одежды женщины-мусульманки, как никаб, однако каноническая обязательность применения ее отсутствует.

Выводы к третьему разделу.

Женщины Востока должны надевать закрытую одежду. Одежда должна быть не облегающей, непросвечивающей, непрозрачной, не вызывающей. Если современные женщины Запада украшают себя, надевают яркую и открытую одежду - они делают это для уверенности и для привлечения внимания мужчин к себе, то женщины Востока наоборот, не привлекают чужих мужчин своей красотой, они соблазняют и выглядят хорошо только для своих мужчин. А женщины Запада придя домой, могут позволить себе выглядеть неаккуратно, т.к. считают, что дома их никто не видит. В этом и есть хитрость и мудрость восточных женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В связи с общей тенденцией развития человечества в сторону  прогресса новые веяния в отношении  к женщине наблюдаются и в мусульманских странах. Вовлечение женщин в общественное производство, все более активное и широкое участие их в сфере образования, культуры, искусства и науки, естественно, делает невозможным женское затворничество. В 1965 году на исламской конференции в Бандунге впервые в истории мусульманского мира публично обсуждался вопрос о положении и роли женщины в обществе. В рекомендациях, принятых конференцией, было обращено внимание на желательность участия женщин во всех видах общественной и экономической жизни, предоставления им избирательных прав, права на образование, включая высшее, права возбуждать дело о разводе33.

В некоторых странах эмансипация  мусульманки началась еще раньше. Так, в Турции после кемалистской революции 1918 — 1924 годов в ходе реформ по отделению ислама от государства, политики и просвещения женщина получила равные права с мужчиной. Избирательных прав турчанки добились даже ранее, чем женщины многих стран Запада. Предоставлены в Турции и равные возможности девочкам и мальчикам в вопросах образования. Единственные учебные заведения с раздельным обучением в этой стране — французские лицеи. Отменены в Турции брак и развод «по-мусульмански», то есть многоженство, «отказ» от жены, а также установки половой сегрегации (чадра, затворничество женщин), неравноправие в вопросах наследства, несколько повышен, до 15 лет, минимальный брачный возраст невесты. Сходный процесс имеет место и в ряде других стран. Так, высший орган власти Ирака — Совет революционного командования принял поправки к закону о гражданском состоянии, которые установили минимальный брачный возраст для обоих полов в 18 лет, а также ввели равные права женщин и мужчин в вопросах брака, развода, воспитания детей34.

Закон о семье, принятый в  НДРЙ в 1974 году, запретил брак несовершеннолетних (то есть не достигших 15 лет), ограничил  махр чисто символическими размерами, дал право разведенной жене на получение алиментов35.

В Иране до исламской революции 1979 года также был принят ряд законов  об уравнивании прав женщин и мужчин. В 1963 году иранские женщины получили избирательные права. Были отменены полигиния, институт временного брака, «отказ» от жены. Женщине предоставили возможность возбуждать дело о расторжении  брака, суду — право решать, с  кем из родителей остаются дети в  случае развода супругов. Правда, была сделана оговорка о том, что мужчина  имеет право взять вторую жену в случае согласия первой, ее болезни  или бесплодия. Но после революции 1979 года, когда власть перешла в  руки мусульманского духовенства, основой  законодательства вновь стал шариат со всеми вытекающими отсюда последствиями  для правового положения женщины36.

Поднимая вопрос о роли женщины Востока в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права женщины.

Не секрет, что религиозные  парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к  другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в  сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы.

Например, существует мнение среди людей, что восточная женщина  не имеет никаких прав, что ее обязанность сидеть дома и заниматься воспитанием детей.

Действительно, от вложения женщины в семью многое зависит  – счастье семьи, работоспособность  мужа и состояние детей. Только современная  женщина Востока имеет равные права с мужем. Женщина Востока  может проявлять себя и в бизнесе.

Если женщина сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный  характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно  женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным  руководителем, сотрудником и высококлассным специалистом.

Другое препятствие в  выдвижении женщины на пост стойкое  убеждение мужчин в том, что женщина  должна заниматься больше домом и  детьми. Вопрос быть или не быть работником должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь  равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров. Женщина Востока - яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически  активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других. Она готова рисковать, целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует  на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться  с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны  мужа и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Блаватская Е. Тайная доктрина. — В 2 т. — Л.,1991.

2.  Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. - М.: Идея-Пресс, 2001.

3. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. СПб.,2002.

4. Браун Л. Женщина и политика. СПб.,2000.

5. Вагабов М.Н. Ислам и семья. М., 1990.

6. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. — М.,1990.

7. Василевский Л.М. Женский вопрос. СПб.,2001.

8. Воробьева М.В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов// Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

9. Грюнебаум Т.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1991.

10. Дин Э. Знаменитые женщины Библии / Пер. с англ. Блейз А.И. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 331 с.: 15 л. ил. - (Академия). - На обл. авт. не указ. - Пер. изд.: All of the Women of the Bible / Deen E.

11. Женщины в семейной и социальной жизни. /Ред. И.Р.Г. СПб.,2001.

12. Живописное путешествие по Азии, сост. на фр. яз. Пер. Е.Корша. Изд. А.С. Ширяева, М., Тип. Н.Степанова. 1999, Т.3.

13.  Зыбина А. Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. М.: 1970. Тип. В.Готье.

14.  Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990.   

15. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М., 1978.

16. Коран / Перевод Г.С. Саблукова. – Казань, 1996.

17.  Косвен М.О. Матриархат. — М.-Л.,1948.

18.   Круассан Ж. Призвание женщины или священство сердца/ Пер. с фр. Г. Могилевской. - М., "Полиграфкнига", "Триумф Сердца", 1996.

19.  Ланге Е. Женский вопрос в его современной постановке. М., 2000.

20.  Лафарг П. Женский вопрос. 2001.

21.  Михайлов П.П. Роль и значение первобытной женщины. СПб.,2002.

22.  Мусульманское право. М., 1984.

23.   Ренате Хоф. Возникновение и развитие гендерных исследований. - М., 1999.

24. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. – М., 1968.

25. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М., 1978.

26. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. — СПб., 1998.

27. Успенская В.И. Женщины. История. Общество. – Тверь, 2002.

28. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1998.

29. http://woman.upelsinka.com/history/ind_1.htm

30. http://subscribe.ru/catalog/religion.woman

31. http://www.islam.ru/woman/woman_islam/

1 Коран. Уфа, 1991.

2 Вагабов М.Н. Ислам и семья. М., 1990. С.26.

3 Женщины в семейной и социальной жизни. /Ред. И.Р.Г. СПб.,2001. С.13.

Информация о работе Положение женщин на арабском востоке в XX – начале XXI вв