Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 01:29, реферат
Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
Введение...................................................................................................................... 3
1. Правовое положение населения............................................................................ 4
2. Вещное право.......................................................................................................... 6
3. Обязательственное право....................................................................................... 8
4. Наследственное право.......................................................................................... 10
5. Уголовное право................................................................................................... 11
Заключение................................................................................................................ 21
Список используемой литературы.......................................................................... 24
4. Наследственное право.
Споры о наследстве возникали
довольно часть, и Уставы церковные
Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли
эти тяжбы родственников под
свою юрисдикцию. Но поскольку положение
церкви в это время не было достаточно
прочным, нормы о наследовании имущества,
вошедшие в Русскую Правду, расписаны
очень подробно, видимо, во избежание
коллизий языческих обычаев и
христианских установок
Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи. Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащим семье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательных распоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членам семьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование по завещанию. По мере развития права изменились нормы наследования без завещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долю наследства (сыновья), а другие же совершенно устраняются от наследования (дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующих наследование без завещания.
Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр, другой для смердов. «Русская правда», допуская свободу завещательных распоряжений, посвящает много статей наследования по закону. Согласно этим статьям, имущество отца - главы дома, в случае, если он умрет без завещания, передается детям, за исключением части, передаваемой церкви. Дочери, при наличии сыновей, не наследуют имущество. Эта норма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась в поговорке «сестра при братьях не наследница». По «Русской правде» младший сын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. «Русской правде» могли наследовать только законные дети. «Русская правда» устанавливала два порядка наследования имущества: для бояр и смердов. Имущество смерда, не оставившего после себя сыновей, шло князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потом ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не имевших сыновей, может наследоваться дочерью. Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям при отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя сыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данные свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения имели право владеть селами.
Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть. Дети от первой жены имеют право на часть имущества принадлежащего матери. Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу. Во всех случаях «двор» переходит младшему сыну как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник-опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут «лихи». Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к наследованию стали допускаться женщины. Одновременно установилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли завещателя как основа «доброго» отношения к родителям, при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию. 5. Уголовное право Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е., причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, весьма нечетко обрисованы деяния против княжеской администрации (например, убийство конюха). На данном этапе еще не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала). К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим - корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства). Субъектами преступлений, то есть лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть свободные люди. Любое преступление подразумевало выплату штрафов и имущественные взыскания, для чего требовалось наличие собственности. Холопы и рабы, сами будучи разновидностью собственности, таковой не имели и имущественную ответственность за них несли хозяева. Русская Правда ничего не говорит о совершении преступлений женщинами, о возрасте преступников. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе. Законодатель сознавал, что степень тяжести преступления может зависеть как от преступника, так и от внешних обстоятельств. Однако эти элементы он не мог формулировать в абстрактном виде, отягчающие обстоятельства, соучастие, формы вины и т.д. - продукт более позднего времени. И все же с состоянием опьянения (при разорении купца) Русская Правда связывает более тяжкие последствия. В трех случаях она предусматривает групповые кражи скота и устанавливает, что каждый участник должен заплатить штраф в полном объеме. Понимал законодатель и различную направленность умысла преступника, поэтому в кодексе разграничены случайные убийства или неосторожные (в обиду), убийства в разбое, убийства на пиру «явлено», «в сваде». За «разбой без всякой свады» полагалось строгое наказание. Однако, отделяя преступления преднамеренные от бытовых, законодатель руководствовался принципом казуальности и фиксировал их без теоретических обобщений. В Русской Правде только намечается деление на умышленные и неосторожные деяния. Тяжелым преступление против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои. Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьбы». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь, как продолжение кровной мести, которую он стремиться устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе. Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление, назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», т.е. в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была «вира», штраф, который назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека). Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Существовал особый вид виры - «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом - «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1,3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» - денежное возмещение за причиненный ему ущерб. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб») - в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального). Русская Правда ничего не говорит о телесных наказаниях и лишении свободы. Тюрем в Древней Руси еще не было, как и осознания тюремного влияния на преступника. Применялось заточение в «проруб», (подвал) высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения. Эта мера являлась временным ограничением свободы до наступления определенных событий.
Заключение Древнейшим источником русского права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии верхушки феодального общества закон брал под усиленную защиту. С появлением первого письменного закона – «Русской Правды» - Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с ее бесчисленными трудностями. Этот кодекс Древней Руси стал основой развития русского права в Новгороде и Пскове, Смоленске и Великом княжестве Литовском, а также в Северо-Восточной Руси. Если «Повесть временных лет» открывала начальные страницы летописных сводов, создававшихся в различных феодальных землях Руси, то «Русская Правда» стала эталоном при составлении местных памятников права периода феодальной раздробленности и образования Русского государства.
Список используемой литературы. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г. Исаев И.А. История государства и права России – М, 2000 г. Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г. Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. М. 1988г, Свердлов М.Б. Генезис
и структура феодального Ключевский В.0. Русская история. Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М. 1995г. Чельцов Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб. 1995г. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950г. Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. М. 1984г |