Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:05, контрольная работа
Цель настоящей работы заключается в исследовании и сравнении правового статуса республики в период автономии и как республики в составе Российской Федерации.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Изучить изменения в общественно-политической жизни советской Удмуртии в середине 1985-1990 гг.
2. Изучить правовой статус УАССР.
3. Изучить правовой статус Удмуртской Республики в составе Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ УДМУРТИИ В СЕРЕДИНЕ 1985-1990 ГГ.
5
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС УАССР
8
ГЛАВА 3. УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
21
В-пятых, в структуру высших органов советской власти вводился Комитет конституционного надзора, который избирался Съездом народных депутатов сроком на 10 лет и наделялся конкретными функциями (ст. 125). Главное назначение Комитета конституционного надзора определялось в устранении ведомственного произвола, обеспечении последовательного осуществления деятельности всех государственных органов и общественных организаций, закрепленных конституциями СССР, РСФСР и АССР, правовых норм.
Значительно укреплялся авторитет и независимость суда, изменялся механизм его формирования, расширялись гарантии независимости и неприкосновенности судей. Они избирались сроком на 10 лет соответствующими Советами народных депутатов. 13
Переход от командно-административной
системы к демократической
Избранный в марте 1990 г. на новой правовой основе парламент республики, хотя и получил очередной номер созыва (12-й), отличался от прежних по властным полномочиям, принципам формирования руководящих органов, Правительства Удмуртской АССР. По существу, он стал подлинным высшим органом государственной, законодательной власти Удмуртской Республики. Сама избирательная компания отличалась накалом конкурентной борьбы за депутатский мандат.
Верховный Совет начал свою работу в условиях, когда производился демонтаж командно-административной системы. Началось укрепление системы Советов, развивались плюрализм и гласность, внедрялась в общественное сознание идеология правового государства, обозначились направления экономической реформы, возникли предпосылки обновления Союза ССР и РСФСР на началах конституционализации идеи равенства народов и утверждения права народов на самоопределение. 15
Одной из главных причин массового выхода из КПСС в 1989-1990 гг., с одной стороны, стали результаты политики гласности, когда более информированное общество узнало негативные страницы в истории правящей партии. В массовом сознании, в том числе и в партийной среде, вновь поднялась волна критики тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. С другой стороны, значительная часть коммунистов рассталась с партбилетом из-за нежелания выполнять партийные обязанности и уплачивать членские взносы с возросших заработков.
ГЛАВА 3. УДМУРТСКАЯ РЕСУБЛИКА В СОСТАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главным событием XXXIX Удмуртской областной отчетно-выборной партконференции, открывшейся 8 июня 1990 г., стала смена лидера Удмуртского обкома партии. Отдав предпочтение первому секретарю Ижевского горкома КПСС Н.И. Сапожникову, большинство делегатов выразили свое неприятие административно-командного характера руководства, осудили методы проводившейся в республике национальной политики. Коммунисты республики выступили: за содействие политическими, организационными и идеологическими средствами скорейшему становлению и упрочению Советов как органов народовластия; активное использование права законодательной инициативы в интересах улучшения жизни людей, социальной защиты граждан республики в условиях перехода к рынку, укрепления экономического суверенитета Удмуртии; сотрудничества со всеми партиями, идейно-политическими течениями и общественными движениями, стоящими на позициях социалистического выбора, гуманизма и демократии для достижения гражданского согласия. 16
В функциях партаппарата происходил отход от командно-распорядительных принципов работы. Основной упор делался на непосредственное обеспечение функционирования выборных органов, разработку теоретических вопросов, пропагандистскую деятельность.
Конституирование нового общественного движения происходило особенно активно с весны 1990 г. в ходе выборов народных депутатов. Особенностью этого этапа стало включение в политическую жизнь практически всех слоев реформируемого общества, в том числе первых неформальных организаций – экологических союзов Глазова и Ижевска.17
Резкое ухудшение
События августа 1991 г. в России положили начало структурным изменениям в государственной системе Удмуртии. Верховный Совет 10 октября 1991 г. издал Закон «О реформе государственной власти и управления в Удмуртской Республике». Была образована рабочая группа для подготовки проекта договора Удмуртской АССР с РСФСР. Седьмой сессией Верховного Совета УАССР, проходившей 11 октября 1991 г., утверждено официальное название Удмуртии как субъекта Российской Федерации – «Удмуртская Республика». 18
С распадом СССР начался новый период в существовании России как независимого государства и УР как суверенного государства в составе РФ.
Таким образом, Удмуртская
Республика вступила в новый этап
политического и национально-
Правительственный кризис отразился и на Удмуртии. В течение 1992 г. парламент пытался отправить в отставку Совет Министров, мотивируя это решение непрофессионализмом его представителя, и 27 ноября Верховный Совет Удмуртской Республики признал работу правительства неудовлетворительной. Весной 1993 г. в республике разразился скандала, связанный с нерациональным использованием правительством средств внебюджетного фонда стабилизации экономики от реализации нефтяной квоты. В ходе так называемого «нефтяного кризиса» удмуртский парламент» 24 июня 1993 г. отправил в отставку Председателя Совета Министров Удмуртской Республики Н.Е. Миронова и его первого заместителя В.А. Соловьева. Новым Председателем Совета Министров Удмуртской Республики был назначен А.А.Волков, работавший заместителем Председателя Совета Министров.19
После октябрьских событий 1993 г. 20-я (внеочередная) сессия Верховного Совета 4 ноября 1993 г. в целях консолидации основных политических сил республики приняла государственную символику (флаг и гимн). Новый государственный герб был принят 23-й сессией Верховного Совета Удмуртской Республики 26 апреля 1994 г.
23 июня 1994 г. в республиканской
печати на русском и
Государственно-правовой статус республики определялся ст. 4 проекта Конституции Удмуртской Республики, Конституцией Российской Федерации, принципами федерализма и территориальной целостности Российской Федерации. Границы ее территории не могли быть изменены без согласия народа Удмуртской Республики, выраженного путем проведения референдума.
Сохранялся статус Удмуртской Республики как государства, добровольно вошедшего в состав России, закрепленный Конституцией РСФСР 1978 г., и на протяжении десятилетий имевший свою государственность и Конституцию. Проектом не устанавливалось право народов Удмуртской Республики на самоопределение (ст. 1), а также свободно определять свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, предусмотренные ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международным пактом «Об экономических, социальных и культурных правах», вступившим в силу 3 января 1976 г., Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.), Декларацией ООН «О принципах международного права» и иными международными актами. Были также сформулированы статьи, регламентирующие вопросы собственности и свободы экономической деятельности в Удмуртской Республике (ст. 68), гарантирующие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку добросовестной конкуренции. Признавались и защищались равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности (ст. 12).21
В отличие от действующей Конституции Удмуртской АССР в проекте Конституции УР (гл. 3) «Удмуртская Республика – государство в составе Российской Федерации» были выделены предметы ведения Российской Федерации (ст. 64), совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики (ст. 65), отдельной 67 статьей выделялись предметы исключительного ведения Удмуртской Республики, направленные на защиту политических, экономических и социальных прав республики.
По новой Конституции
УР, принятой Верховным Советом Удмуртской
Республики 7 декабря 1994 г., высшим представительным,
законодательным и контрольным
органом (ст. 76) стал Государственный
Совет Удмуртской Республики, избираемый на 4 года.
Его компетенция определялась ст. 81 Конституции
УР: принятие Конституции УР и внесение
в нее изменений; утверждение государственной
символики, учреждение государственных
наград и установление почетных званий
УР; определение внутренней и внешней
политики; законодательное регулирование
отношений собственности; установление
порядка решения вопросов административно-
В Удмуртии 26 марта 1995 г. состоялись выборы в Государственный Совет УР. Председателем Государственного Совета УР стал А.А. Волков, а Председателем Правительства УР – П.Н. Вершинин.
Таким образом, новая Конституция Удмуртской Республики учредила новый представительный орган законодательной власти республики – Государственный Совет. По количественному составу он стал в 2 раза меньше Верховного Совета. В Удмуртской Республике стали осуществлять представительную и исполнительную власть новые органы. Они в значительной мере отличались от прежних, но, несомненно, учитывали в своей работе предшествующий опыт. Конституция УР так же, как и конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, обогатила российскую конституционно-правовую практику. Их принятие означало юридическое оформление нового этапа в развитии России, наступившего после распада Союза ССР и подписания федеративного договора.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав изученную тему можно сделать следующие выводы:
Последняя Конституция УАССР, принятая в 1978 г. предполагала более широкое участие граждан в управлении государством, совершенствование государственного аппарата, повышение роли общественных организаций, усиление народного контроля, расширение гласности. Эти процессы активизировались с началом перестройки в 1985 г. За эти годы подверглись изменениям основные институты советской политической системы.
Первоначально планировалось осуществить перестройку только производственных отношений, не меняя всей политической системы.
Реформирование
Важнейшим мероприятием для реконструкции как самих Советов, так и других механизмов власти для подчинения закону стала XIX Всесоюзная партийная конференция, которая состоялась в июне – июле 1988 г.
Высшим органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Одновременно проходило реформирование исполнительной власти, осуществлялись перестройка деятельности министерств, исполкомов Советов, переход на двухзвенную систему управления.
Переход от командно-административной
системы к демократической
Информация о работе Правовой статус УАССР в конце 1980 – начале 1990-х гг