Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:12, контрольная работа
Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ» ярко характеризует образ жизни древних римлян. На зрелища в Риме тратились огромные средства, даже самые скупые императоры не жалели на это денег – это было состязание в роскоши. На первом месте стояли гладиаторские бои и цирковые игры, на втором – театр. В Риме также очень любили ночные представления с иллюминациями.
Введение. ………………………………………………………………….. 2
Древнеримские праздненства. Общая характеристика. ………………... 2
Луперкалии. …………………………………………………………….… 3
Сатурналии. ….………………………………………………………........ 3
Вакханалии. …………………………………………………………….… 4
Матроналии. …………………………………………………………….… 4
Квинкватрии. ………………………………………………………….…. 5
Терминалии. ………………………………………………………….…. . 5
Флоралии. …………………………………………………………….…… 5
Нептуналии. ………………………………………………………….…… 6
Марс. ………………………………………………………………….…… 6
Теллурии. …………………………………………………………………. 6
Цереалии. …………………………………………………………………. 7
Либералии. ………………………………………………………….…….. 8
Вертумн и Помона. ………………………………………………………. 8
Вулканалии. ………………………………………………………………. 9
Роль театра в проведении праздников. …………………………………. 9
Римские игры. …………………………………………………………… 10
Бои гладиаторов и состязания. …………………………………………. 11
Гладиаторский бой глазами римлян. …………………………………… 14
Триумфальные праздники. ……………………………………………… 14
Приложение.
Календарь римских праздников. …………………………….. 16
Важнейшие Римские религиозные празники ………….……. 20
Список источников и литературы. ……………………………….…….. 22
По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу «Святой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву – двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.
Цереалии
Богиню жатвы, покровительницу плодородия – Цереру глубоко почитали римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества – цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались низшими классами – плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом «Святой богини» и греческой Деметры, но праздник цереалий с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
Либералии
Бахус – бог – покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер – по-латыни означает «Свободный». По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.
Вертумн и Помона
Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами – сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца – фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
Под покровительством богини Фавны находились поля и сады, которые она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним его заботы. По имени «Доброй богини» она оказывала особое благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных праздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемся на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою высокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второе торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны били покинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли только женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сей поры так и никто и не смог выяснить, что именно там происходило.
Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этого культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками и виноватый обвинен в святотатстве. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинство в честь «Доброй богини». Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: «Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений».
Вулканалии
С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так называемый вулканал, где словно у государственного очага, проводились совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке. Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
Роль театра в проведении праздников.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: сначала проходило торжественное шествие во главе с магистратом – устроителем игр, называвшееся помпой. Далее проводились непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д., после этого показывались сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением на несколько тысяч столов.
Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые «фесценнины». Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времен Августа Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесценнинские насмешки не щадили и знати, которая и постаралась их обуздать – было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародыши драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364 г. до н. э. Рим постигло моровое поветрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерами прибегнуть к учреждению сценических игр, «делу новому для воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами». Из Этрурии были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли свои танцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражать римская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанный нескладными стихами, и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (по дословному, переводу это слово обозначает «смесь»). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указывает этрусское происхождение слова «гистрион», которым в Риме стали называть народных развлекателей (Название это сохранилось и в средневековом театре).
Другим видом ранних драматических представлений также комического характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племени осков в Кампании (вероятно, около 300 г. до н.э.), когда Рим вел многолетние войны в Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, по имени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедшие к ним от племени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме. Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в дни праздников. Участие в представлении ателлан не налагало на граждан никакого бесчестия, тогда как позже, когда у римлян появилась уже литературная драма, актерская профессия считалась постыдной.
Представления устраивались
в Риме во время различных
Римские игры
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. В конце III – начале II в. до н. э. были учреждены также аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – мегаленские игры и флоралии в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры, в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Играли в трагедиях и комедиях уже не любители (как в ателланах), а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со стороны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.
Мим тоже с давних пор был известен в римском обществе. Однако особенно он распространился в конце периода республики. Актеры выступали в мимах без масок, и это открывало широкий простор для искусства мимической игры. Женские роли исполнялись женщинами. Актеры мимов играли босиком или надевали на ноги только тонкие подошвы, так что казались босыми. Поэтому исполнителей мимов называли босоногими.
Содержанием мимов были
жизнь и быт столичного плебса.
В мимах изображались плутовство,
судебное крючкотворство, но еще чаще
нарушение супружеской
Большую роль играли в мимах всякого рода брань и побои. Существенной частью их были танцы пол аккомпанемент флейты. Судя по свидетельствам современников, границы пристойного нарушались в миме чаще, чем в других видах комедии. Нередко в мимах допускались и выпады против властей, с одобрением встречавшиеся зрителями. Демократические тенденции мима наряду с участием в нем женщин немало способствовали утверждению его на римской сцене в I в. до н. э. До середины I в. до н. э. мим оставался импровизацией. Только во второй половине века, со времен Цезаря, он получил литературную обработку, которую дали ему два драматурга – Децим Лабелий и Публий Сир.
Бои гладиаторов и состязания
Гладиаторские бои получают в Риме необычайное развитие. До этого они устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление гладиаторского боя – значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои.
Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius – меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили – фракийцы, самниты, галлы. Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты – сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) – сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии – сражавшиеся с дикими зверями; андабаты – выступавшие в глухом шлеме с прорезями для глаз; димахеры – без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты – на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии – сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии – ловившие арканом; лухории – с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии – сражавшиеся бичом или палкой.
Информация о работе Праздники и обряды античного мира. Древний Рим