Предгумманизм в "Божественной комедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Культура Проторенессанса как феномен переходного времени от средневековья к Ренессансу становится предметом научных изысканий в последней трети XX века. Начало исследованиям было положено в области искусствоведения и продолжено литературоведами. 1

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава I. Проторенессанс, Данте Алигьери как его представитель...........5
1.1 Проторенессанс и его основы......................................................................5
1.2 Данте Алигьери как представитель Предгумманизма...........................6
Глава II. Предгумманизм в "Божественной комедии"................................9
2.1Структура "Божественной комедии".........................................................9
2.2Предгумманизм в содержании.....................................................................13
Заключение...........................................................................................................16
Список источников и литературы...................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Данте.docx

— 51.11 Кб (Скачать файл)

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.5

 

 

 

 

Глава II. Предгумманизм в "Божественной комедии".

2.1 Структура "Божественной комедии".

Поэма Данте родилась в трудное время. Трудное для поэта, трудное для Италии. Изгнанный из родного города, заочно приговоренный к смертной казни, утративший родной кров, друзей, близких, родного императора, Данте находился на грани отчаяния. Но столь же остро, как и личные беды, сердце поэта ранили беды Италии: раздоры, вражда, взаимная ненависть. Мир, казалось, безвозвратно заблудился в греховности; эсхатологические настроения преобладали в обществе.

Как и многие другие, Данте утратил Надежду, но не утратил Веру: в обновление в будущем каждого человека, в обновление Мира. Данте был убежден: именно поэзия может помочь нравственно возродиться миру. А спасти мир – значит спасти Душу свою и Душу каждого.

Книгу свою Данте писал с благородной целью – «вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья»6

 Поэтому и поэма Данте, как он объяснил и сам, начинается «ужасно и смрадно, ибо речь идет об Аде, а в конце – счастливо, желанно и благодатно, ибо речь идет о Рае».

Путешествие по загробному миру Данте начинает в 1300 году, и все то, что произошло после этого года, облекается в форму пророчеств. Год 1300-й папой Бонифацием VII был объявлен Юбилейным. Считалось, что это некая средняя веха мировой истории –6500 лет со дня сотворения Адама и 6500 лет до Страшного суда.2

Рубежным этот год был и для Данте. В 1300 году ему исполнилось 35 лет, что считалось серединой человеческой жизни. Полпути прошло Человечество, полпути прошел один из человечества – Данте. И наступила пора остановиться, задуматься, собраться с силами, выбрать верный маршрут.

В структуре «Божественной комедии» отражены средневековые представления о Числе. Число имеет огромную роль в системе символико-исторического метода Данте.

Со времен Аврелия Августина принято считать: Числа – это мысли Бога, их знание – ключ к познанию высших истин. Числа имеют магическое и нравственное значение. Числа – залог порядка и совершенства. По законам Числа строится прекрасное, в Числах выражается мировая гармония.4

Число 3 и производные от этого числа – 9, 33 – лежат в основе архитектоники поэмы. В поэме 3 части, каждая из которых завершается словом «светила». Это трижды названный конечный маршрут странствий Данте.

Во второй и третьей части 33 песни, в первой – 33 плюс 1. Последнее не случайно:

Ад – символ дисгармонии и поэтому стройная «троичность» здесь разрушена. С другой стороны , 34-я песня Ада придает поэме абсолютную законченность. Всего песен становится 100 – число, символизирующее совершенство.

Символикой числа пронизана вся художественная ткань поэмы. Например, Беатриче упомянута в поэме 63 раза, сложение этих двух чисел образует 9; ее имя рифмуется 9 раз. Христос упомянут только в 3-й части поэмы («Рай»), назван он 4 раза – число, символизирующее 4-х евангелистов, 4 элемента материального мира: землю, воду, огонь, воздух.

Поэма написана трехстишиями (терцинами). Сам способ рифмовки (АБА, БСБ, СDС) каждый средний стих подготавливает обрамляющие стихи последующих строф - выражают божественный ритм вечного движения.

2. Поэма строилась по типу  средневекового «видения», хождения по мукам, то есть поэтических рассказов о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Средневековые «видения» подготовили много деталей, вошедших в поэму Данте.

«Божественная комедия» имеет также и античные источники. Обращение Данте к ним объясняется его огромным интересом к античным писателям, что является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается снисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца.

Но традиционная жанровая форма подверглась коренной трансформации под пером поэта. Обычно в «видениях» душа человека пассивно созерцает, безгласно подчиняется высшей воле. Задача средневековых «видений» заключалась в том, чтобы отвлечь человека от мирской суеты, показать ему греховность земной жизни и побудить его обратиться мыслями к загробной жизни.

Данте использует форму «видений» с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни; он творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имя ее исправления, чтобы заставить людей жить как следует. Данте не уводит человека от действительности, а наоборот, погружает человека в нее.

Данте не только признает могущество стоящей над ним божественной силы, но и понимает значение собственного «Я». Он поэт, пророк, избранник: на него возлагается великая миссия – спасти от греховности себя и человечество, вернуть людям «потерянный Рай». Спасая свою душу, поэт спасает и человечество: так лирическое неразрывно сливается с эпическим.

В целом путешествие поэта по трем сферам потустороннего мира символизирует этапы искупительной жертвы Иисуса Христа: его смерть, воскресение, вознесение.

Ад – олицетворение греховности, символ Зла, пленившего Душу. Три зверя, преградивших дорогу поэту к холму добродетели – олицетворение трех видов греховности: рысь – сладострастие, лев – гордость, волчица – корыстолюбие.

Ад – построен по типу сужающегося конуса, разделенного на 9 сфер. В первом круге казнятся некрещеные, родившиеся до появления Христа. Со Второго по Шестой круг – место для невоздержанных. Формы этой греховности многообразны: сладострастники, чревоугодники, скупцы, гневные, еретики. Седьмой круг – насильники. Восьмой и девятый – обманщики, предатели.

Ад – это нарушенная гармония, поэтому здесь все угловато, контрастно. Две краски определяют цвета Ада: красная и черная – кровь и тьма. Здесь особое звучание – хриплые стоны, крики казнящихся грешников.

В Аду торжествует холод, неподвижность, ненависть, дисгармония, здесь нет места для любви, чести, движения, гармонии.

Здесь нет солнца, ибо царство зла отрицает Свет. Путь поэта лежит к небу, в основе этого пути – мистическая вертикаль. Но обретение небесного блаженства есть отказ от блаженства земного. И хотя первое блаженство так свято и желаемо, по уж очень привлекательна и земная жизнь. Возникает драматическая ситуация: поэт должен восходить по вертикали, его же постоянно отвлекает горизонталь.

Движение по Аду – лицезрение греховности человечества. Пройдя через Ад, Данте признал и свою греховность, и греховность человечества. Боль и трагедия закалили его. Опираясь на Разум, он сумел многое понять. Увидев во всем ужасе неблагополучие мира, он научился еще больше ценить Любовь, Честь, Веру, Долг. Пребывание в Аду вместе с Вергилием стало и великой школой мужества. Слова Вергилия, обращенные к Данте, были адресованы к каждому из живущих на Земле:

Теперь ты ленность должен отмести, –

Сказал учитель. – Лежа под периной,

Да сидя в мягком, славы не найти...

 

Встань! Победи томленье, нет побед,

Запретных духу, если он не вянет,

Как эта плоть, которой он одет!

(«Ад», XXIV. Перевод М. Лозинского)

Второе царство потустороннего мира, через которое предстояло пройти Данте, ранним христианством не было признано. Но сама идея очищения после смерти жила в сознании людей. Об этом говорилось в «видениях» Раннего Средневековья, а еще раньше о том же писал в «Энеиде» учитель Данте Вергилий: «У других пятно преступления выжжено будет огнем». Но именно Данте был великим архитектором Чистилища. По представлению поэта, Чистилище – это конусообразная гора, состоящая из двух уступов, предназначенных для нерадивых, и семи верхних уступов, где искупают грехи гордецы, завистники, гневные, унылые, скупцы, расточители, чревоугодники, сладострастники. На плоской вершине горы находится Земной Рай, сама же гора окружена водами океана. В первой терцине каждой из трех частей поэмы есть ключевое по смыслу слово. Для Ада это будет Лес – символ заблуждения, для Рая – Сияние – символ блаженства, для Чистилища – Парус – символ Надежды. Надежды – манящей, пленительной, воскресающей, лучезарной. И поэтому в Аду господствует ночь, а в Чистилище – день; свет прогонит тьму, вытеснит из души чернь греховности. Хаос Ада сменяется гармонией Чистилища. Здесь стираются контрасты, угасают страсти, краски становятся мягче. На смену драматическому приходит лирическое.

У подножия Чистилища Вергилий смывает с лица Данте грязь и копоть Ада. По трем ступеням раскаяния Данте поднялся к вратам Чистилища, где ангел начертал на лбу поэта семь латинских «Р» (начальной буквы слова «peccatum» - «грех»), означающих семь смертных грехов. Очиститься от грехов – это значит пройти по семи кругам Чистилища.

Подъем по Чистилищу – это освобождение от плоти, от земных забот. Но Данте прошел этот путь, думая о земле, о ее страстях и ее драмах. Данте очищает свою душу от мирского, размышляет о делах государства и церкви, печалится о «больной» Италии, восхваляет античность, восхищается величием человека.

Кульминационный пункт странствий Данте по Чистилищу – вступление в пределы Земного Рая. Здесь на цветущем лугу появляется юная и прекрасная Мательда – символ радостного земного счастья, свободного от насилия, стяжательства, алчности. Это мир нетронутой прекрасной природы. Но это и рубеж – от земного к небесному. Поток, протекающий в Земном Раю, разделяется на два: один – Лета – истребляет память о совершенных грехах, другой – Эвной – воскрешает память о делах добрых. Это и есть то место, где

Вергилий должен оставить Данте. Разум сделал свое дело. Теперь возможности разума исчерпаны. Вергилий говорит Данте: «Тебя мой ум и знания вели, теперь своим руководись советом». Вергилий вождь, учитель, проводник – оставляет Данте. Это знак расставания с земными интересами, с земными привязанностями, с земным миром.

На смену Вергилию появляется Беатриче. Вместе с ней, олицетворяющей божественную любовь и смирение, Данте дано вступить в Рай. Путешествие по Раю – это путь от одной небесной сферы к другой: Первая из них – Луна, область тех, кто вынужденно нарушил обет; затем Меркурий – место деятельных, Венера – любвеобильных, Солнце – мудрых, Марс – воителей за веру, Юпитер – справедливых, Сатурн – созерцателей, Звездное Небо – область торжествующих.

Но у всех, кто находится в Раю, есть особая привилегия – они не прикреплены навечно к единой сфере и могут свободно подниматься в Эмпирей, созерцая там Тройное божество: «Ибо всякая страна на небе Рай, хотя и в разной мере».7

В Аду свет молчит, в Раю – звучит, говорит, поет и даже пахнет. Свет – высшая красота. От неоплатонизма и ветхозаветной эстетики идет убеждение Данте в том, что свет – проявление божественной идеи. Свет говорит о святости, и потому божественное светится ярче, поэтому красота Беатриче все больше и больше светлеет. В светоносном Раю чувства очищаются и просветляются: здесь господствует Любовь, блаженство, созерцание.

Центральное событие дантовского странствия по Раю – лицезрение Райской розы. Поэта столь плотно обволакивает свет, что он теряет зрение, а затем сразу же прозревает. Но видит он теперь по иному. Отныне его взор способен выдержать любой яркий пламень.

Данте поражен открывшимся перед ним. Он хочет поделиться с Беатриче, но ее уже рядом нет, а на ее месте - святой Бернард. Это она, Беатриче, послала старца к Данте, чтоб «без преград свершился его путь».

Бернард – символ мистического созерцания. Прототип героя – знаменитый мистик средневековья – Бернард Клервоский, который учил, что абсолютная истина постигается через озарение, экстаз, в результате мистического общения с божеством. И такой миг наступает у Данте – он видит Святую Троицу:

Я увидал, объят Высоким Светом

И в ясную глубинность погружен,

Три равноемких круга, разных цветом.

Один другим, казалось, отражен...

(«Рай», ХХХШ. Перевод М. Лозинского).7

И наступает полная гармония между человеческим и божественным, личным и мировым. Данте не сказал о том, что он увидел, передав лишь свои впечатления от увиденного.

Цель книги Данте – не в изложении вечных истин. «Комедия» не декларирует и не наставляет, а прославляет неустанный героический порыв к истине, к нравственному совершенству. И двигатель этого – Любовь, Любовь к земному и небесному.

2.2 Предгумманизм в содержании.

Величайшая заслуга Данте в том, что он выдвинул принцип внутренней ценности человеческой личности. Процесс формирования личности в Западной Европе, который, обычно относят к Возрождению, уже имел место в средние века. Но в средние века позитивную оценку в личности получает преимущественно лишь типическое, повторяющееся, а потому такие качества ее, которые делают ее пригодной к общению и к коллективному действию с себе подобными, вместе с другими членами социальной группы, корпорации. Не часть, но целое, не индивидуальность, а сверхиндивидуальное, общее выступают на первый план.

Информация о работе Предгумманизм в "Божественной комедии"