Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:43, контрольная работа
Культура Проторенессанса как феномен переходного времени от средневековья к Ренессансу становится предметом научных изысканий в последней трети XX века. Начало исследованиям было положено в области искусствоведения и продолжено литературоведами. 1
Введение……………………………………………………………………........3
Глава I. Проторенессанс, Данте Алигьери как его представитель...........5
1.1 Проторенессанс и его основы......................................................................5
1.2 Данте Алигьери как представитель Предгумманизма...........................6
Глава II. Предгумманизм в "Божественной комедии"................................9
2.1Структура "Божественной комедии".........................................................9
2.2Предгумманизм в содержании.....................................................................13
Заключение...........................................................................................................16
Список источников и литературы...................................................................18
Средневековый богослов Фома Аквинский, рассматривая проблему отношений индивида и общества, провозглашал примат общего блага над индивидуальным. Но вместе с тем он не считал общество самостоятельной субстанцией – в отличие от индивида, ибо общество состоит из лиц, объединившихся для достижения определенной цели. Личность обладает бессмертной душой и способна лицезреть Бога, общество же на это не способно. Оно представляет собой средство, личность же – цель, и потому общество служит личности.
Значение индивида еще более подчеркивается в построениях другого богослова Дунса Скотта, утверждающего неповторимость каждого отдельного индивида.6
Данте показывает целую галерею живых людей, наделенных различными страстями, изображая Ад; он едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. Данте конкретизирует и индивидуализирует образы грешников (в отличие от средневековых «видений», дававших самое общее, схематическое изображение их). Все персонажи «Божественной комедии», в особенности ее первой кантики, глубоко отличны друг от друга, хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве - одна из основных черт поэтического мастерства Данте.
Обнаруживая живой интерес к земной жизни, Данте пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов. Для него поэзией становятся разные свойства человека, разные черты его духовной жизни. Так, например, внешне солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви и помещая сладострастных во втором круге Ада, Данте внутренне протестует против жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло. Джанчотто заколол обоих. Лаконичный, поразительный по силе рассказ Франчески о ее грешной любви, которая привела ее вместе с возлюбленным в Ад, выслушивается поэтом с горячим сочувствием к их страданиям, и он лишается чувств по окончании рассказа Франчески (песнь V).7
За небольшим исключением Данте выводит не легендарных персонажей, а лиц, хорошо известных читателю. Загробный мир не противопоставляется реальной жизни, а продолжает ее, отражая существующие в ней отношения. В дантовском Аду бушуют, как и на земле, политические страсти. Гордый гибеллин Фарината дельи Уберти, наказываемый в Аду среди еретиков, по-прежнему полон ненависти к гвельфам и беседует с Данте о политике, хотя и заключен в огненную могилу («Ад», песнь X). Данте восхищается могучей волей и героизмом Фаринаты, который спас родной город от разорения. Поэт сохраняет в загробном мире всю присущую ему политическую страстность и при виде страданий своих врагов разражается бранью по их адресу.
Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия восхваляет стремление к славе. Поэт превозносит и другое свойство человека, столь же сурово осуждаемое церковью, - пытливость ума, жажду знания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных понятий и представлений. Яркой иллюстрацией этой тенденции является замечательный образ Улисса (Одиссея), казнимого в числе других лукавых советчиков. Внутри двурогого движущегося пламени в восьмом рве восьмого круга Данте услышал голос иной эпохи, В пламени заключен дух Улисса. Данте всматривается в темноту с вершины моста, нагнувшись так, что упал бы вниз, если бы судорожно не вцепился рукой в каменную плиту. В страстном желании узнать тайну, приподнять завесу запретного Данте походит на самого Улисса. Улисс предстает как трагический борец против всемогущего рока. Улисс одержим жаждой знания, победившей в его душе любовь к ближним и к родной стране. Данте сам разделял страсть Улисса «изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны», а также был убежден в том, «что знание является предельным совершенством нашей души и в нем заключено наибольшее блаженство» («Пир», III). Данте – моралист, бросивший окруженную пламенем душу Одиссея в восьмой ров Злых Щелей, снова противоречит сам себе, борется сам с собою, и в этой борьбе дух Возрождения побеждает в нем богослова.5
Выразителен и один из самых страшных эпизодов поэмы – эпизод с Уголино, которого поэт встречает в девятом круге Ада, где наказывается величайшее, с его точки зрения, преступление – предательство. Уголино рассказывает, как предательски был умерщвлен былым союзником архиепископом Руджьери, чью голову грызет сейчас: заточен с детьми в башню, где сначала дети, а потом он умерли с голоду. До этого сам он был виновен в некоем предательстве, не имеющем сюжетного отношения к смыслу данного эпизода.
Рассказ Уголино о муках, испытанных им в ужасной башне, где на его глазах умерли от голода один за другим его четыре сына и где он, в конце концов обезумевший от голода, набросился на их трупы, является одним из самых потрясающих мест «Божественной комедии».