Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. По мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. В результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями
1. Предпосылки и причины возникновения государства у восточных славян. Ход образования древнерусской государственности. 2
2. Уголовное право по Уложению 1649 года 8
3. Дайте общую характеристику развития русского права в XVIII в. Охарактеризуйте правовую политику Российского государства по отношению к сословиям: основные тенденции, нормативные акты. 12
Контрольная работа 1 (вторая часть) 22
Задание 1 22
Задание 2 25
Задание 3 28
Используемая литература 32
Духовенство. Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 1/5 всего крестьянства в стране.
Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император.
Что касается церковных имуществ, то Петр 1 попытался провести их секуляризацию. Земельные владения церкви были переданы под контроль Монастырскому приказу, а из доходов с этих имений государство стало финансировать церковь. Для пополнения государственной казны во время Северной войны часть золотых и серебряных церковных сосудов и украшений были изъяты из церквей и монастырей так же, как и часть колоколов, которые перелили на пушки. Однако после создания Синода, когда церковь превратилась в отрасль государственного управления, земли вновь были ей возвращены, хотя церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен. Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Посадское население. Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс. Петр 1, создавая военно-промышленный комплекс как основу военной мощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Это происходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительных сословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупных городах магистраты, а в остальных - ратуши и бурмистерские палаты как органы самоуправления посадских общин.
Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.
Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданами не числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадского самоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на “регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались на гильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи, полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домах подмастерьев и учеников.
Развитие общероссийского рынка во второй половине XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. В городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство. Все это вызвало необходимость определенного пересмотра правового статуса городского населения, которое теперь называют мещанами (от польского слова “место” -город). Этот пересмотр был осуществлен с изданием в 1785 г. Жалованной грамоты городам.
Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая - от 5 до 10 тыс. руб.; третья - от1 до 5 тыс. руб. Третий разряд - ремесленники, записанные в цехи. Четвертый - иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане” - крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс. руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городские службы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членов магистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшие академические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составляли посадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе и занимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышались купечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертый разряд) - все эти привилегированные разряды были освобождены от городского “тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первый разряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамоте городам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причислены дворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция с университетскими и академическими дипломами.
Крестьянство. Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Указ 1718 г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Сблизилось правовое положение пашенных крестьян и барской дворни-холопов, за которых ранее не платили налог, т.к. они не имели своих дворов. Практически все эти категории слились в единую категорию крестьян. Секуляризация церковных земель, завершенная в 1764 году, привела к ликвидации категории монастырских крестьян, которые влились в категорию крестьян государственных.
При подворном налоговом
обложении практиковалось объединение
дворов. В двор более или менее
зажиточного крестьянина
В государственные крестьяне были записаны как прежние черносошные, так и жившие по границам мелкие служилые люди, пушкари, стрельцы, однодворцы. С правовым статусом государственных крестьян сблизился статус дворцовых, т.е. принадлежавших дворцовому ведомству или лично царской семье). Правовое положение государственных крестьян было лучше остальных категорий. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, в среднем равную оброку помещичьего крестьянина, но они жили общинами, подчинялись государственной администрации и подлежали телесным наказаниям. Администрация, как правило, не вмешивалась в их личные дела, не распоряжалась брачной судьбой. Они могли заключать самостоятельно гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.
Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составляли большинство (от 70 % в начале века до 55 % в его конце) от общей массы крестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без земли. В 1767 г. последовало официальное разрешение на продажу крестьян без земли и даже с разлучением семей. Их имущество считалось принадлежащим помещику. Гражданско-правовые сделки эти крестьяне могли совершать тоже только с разрешения помещика. Они подлежали вотчинной юстиции помещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и законом не ограничивались. С 1760 г. помещики могли своим распоряжением отправлять своих крестьян на вечное поселение в Сибирь. Причем получали при этом рекрутские квитанции, т.е. сосланных засчитывали за рекрутов, сданных в армию, и плюс к тому получали денежную компенсацию. С 1765 г. помещики таким же распоряжением могли отправлять крестьян на каторжные работы. Указ 1767 г. запретил крестьянам подачу жалоб на помещиков. Жалобы теперь наказывались плетьми и отправкой на каторгу. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту помещикам в форме отработки или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина к концу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). Но это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладению: увеличение оброка не могло быть больше, чем могла дать доход переданная в надел крестьянину земля.
Следующая категория: посессионные крестьяне. Отсутствие рынка свободной рабочей силы вынудило правительство обеспечивать промышленность рабочей силой путем прикрепления целых деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали “сессию”. Отсюда и название - посессионные. Их насчитывалось от 60 тыс. в 60-е годы до 100 тыс. приписных ревизских мужских душ в 80-е годы XVIII в.
Таким образом, XVIII век оказался для России периодом дальнейшего укрепления могущества Российской империи. В области внутренней политики шёл процесс усиления самодержавного абсолютизма, полного экономического и политического закрепощения крестьян, укрепления власти дворян.
Ответьте на вопросы
а) Когда и где произошло окончательное объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов?
Решение об объединении Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов было принято на Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, прошедшем в ноябре 1917 года. Окончательное слияние Советов произошло в 1918 году на III Всероссийском съезде Советов.
б) Когда состоялось Учредительное собрание? Какие политические силы победили на выборах в него?
12 ноября 1917 года состоялись
выборы в Учредительное
в) Что такое ВЦИК? Каковы его структура, функции и роль в политической системе?
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в России в 1917 – 1937 годах.
Структура ВЦИК включала президиум, отделы и комиссию. Президиум состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу комиссий и отделов. Его заседания проходили 2-3 раза в неделю. Организацию в ведение текущей работы (подготовку проектов документов, руководство нижестоящими Советами и т.п.) осуществляли отделы ВЦИК: военно – революционный комитет, иногородний, агитационный, по национальному вопросу и другие.
г) Утверждение
какой формы государства
По «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 12 января 1918 года:
1. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.
д) Какой орган
занимался управлением
Национализация - переход частных предприятий, банков, земельных владений и других отраслей экономики в собственность государства. В 1917-18 органы советской власти национализировали банки, железные дороги, горные и военные заводы, почту и телеграф, а затем всю крупную промышленность, ликвидировали частную собственность на землю; введена государственная монополия внешней торговли. В 1919-20 национализации подверглись средние и мелкие промышленные предприятия.
Управление
Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссapoв, группу экспертов, отраслевые отделы Руководящим органом было Бюро ВСНХ. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.
В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительной национализации отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.
Заполните таблицу
Три кризиса Временного правительства
Причины кризиса |
Кризисы | ||
Апрельский |
Июньский |
Июльский | |
Повод и лозунги массовых выступлений |
Народ требовал прекращения войны, ликвидации помещичьего землевладения, немедленного улучшения своего положения. Кризис был вызван заявлением министра иностранных дел П.Милюкова о всенародном стремлении довести мировую войну до победы. Лозунги: · Сторонники Временного правительства: «Долой Ленина!», «Да здравствует Временное правительство!»; · Сторонники ЦК большевиков: «Вся власть Советам!», «Долой войну!»; · Противники Временного правительства: «Долой Милюкова, Гучкова, Временное правительство!» |
Затягивание войны Временным В Петрограде начались демонстрации. Лозунги: «Долой войну!», «Земля – крестьянам!», Вся власть Советам!», «Долой 10 министров – капиталистов!». |
1. Выход из правительства кадетов, в следствие разногласий с Временным правительством по «украинскому вопросу»: · Кадеты – сторонники «святости и неделимости Российского государства». · Временное правительство – склонялось к предоставлению Украине автономии. 2. Продолжение войны и огромные потери на фронте. 3. Разруха и голод. 4. Закрытие предприятий, заводов и шахт с целью подавления рабочего движения. 5. Беспомощность первого коалиционного правительства, приведшая просоветски настроенных рабочих и солдат к выводу о необходимости передачи власти Советам. Лозунги: «Вся власть Советам!». «Долой войну!», «Земля – крестьянам!». |
Форма выступления |
Массовые митинги и демонстрации |
Демонстрации |
Демонстрации и митинги |
Позиция Временного правительства |
Разразился первый кризис Временного правительства. · Премьер – министр князь Львов обратился к Петросовету, приглашая «к непосредственному участию в управлении государством». · Сформировалось первое коалиционное правительство: 10 министров – капиталистов от кадетов и октябристов и 6 министров – социалистов от меньшевиков и эсеров. |
Коалиционное правительство не только не могло справиться с трудностями, но, наоборот, своей политикой усугубляло их. Рабочие и солдаты на опыте убеждались, что политика соглашения с капиталистами не оправдывает себя, что для выхода из создавшегося положения необходимы революционные меры. |
Временное правительство, поддержанное эсеро-меньшевистским руководством Совета, применило жестокие меры: демонстрации были расстреляны прибывшими с фронта войсками. Временное правительство обвинило большевиков в государственной измене. |
Позиция руководства Советов |
Совет дал согласие на поддержку Временному правительству |
Первый Всероссийский съезд Советов (июнь), большинство на котором составляли эсеры и меньшевики, отклонил большевистскую резолюцию о передаче власти Советам и, не поддержав выраженную В. И. Лениным готовность большевистской партии взять власть в стране, высказался за доверие Временному правительству |
С этого момента ЦИК Совета фактически отдал всю полноту власти Временному правительству. |
Позиция большевиков |
Большевики не прочь спровоцировать беспорядки и при удаче свергнуть правительство, провести разведку боем, установить, насколько власть готова применить силу. |
На проходившем в июне I Всероссийском съезде Советов Ленин впервые публично заявил, что большевики одни готовы взять всю полноту власти в стране |
ЦК большевиков во главе с Лениным В.И. занял более осторожную позицию, настаивая на мирном проведении демонстрации. Лидеры большевиков считали, что партия ещё не располагает достаточными силами для победоносного восстания. |
Итоги |
1. сформировалось коалиционное правительство; 2. первый правительственный кризис привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами, но одновременно усилил размежевание последних с большевиками, с одной стороны, и к смещению внутри кадетской партии – с другой. Центральная кадетская группа (милюковская) раскололась на две части: одна примкнула к правому флангу, который хотел возродить Думу, другая - к левому. |
1. июньский кризис показал, что в ближайшее время в России возможно установление одной из диктатур: военной, буржуазной или большевистской; 2. в этот раз правительственного кризиса удалось избежать; 3. большевистский лозунг перерастания войны империалистической в войну гражданскую находил все больший отклик в солдатской массе: революционизация, деморализация и дезертирство приобретали массовый характер. |
1. партия большевиков перешла на нелегальное положение; 2. вновь была введена смертная казнь за дезертирство, военные суды; 3. сформировалось второе коалиционное правительство; 4. Временное правительство объявило об установлении своего единовластия; 5. мирный период революции закончился, начались репрессии. |