Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:06, реферат
Хронологические рамки данной курсовой это период времени с 1789г. До 1800-х гг. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.
Введение
Глава1. Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793г.
1.1 Французская революция и падение абсолютизма
1.2 Новая система государственных органов Франции
1.3 Якобинская диктатура. Конституция 1793г
Глава 2. Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтов
2.1 Революционное правительство. Термидорианская республика.
2.2 Первая империя
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
Глава1. Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793г.
1.1 Французская революция и падение абсолютизма
1.2 Новая система государственных органов Франции
1.3 Якобинская диктатура. Конституция 1793г
Глава 2. Предпосылки формирования режима консульства во Франции. Его легитимация. Разработка структур Конституции 1799г., краткая характеристика основных институтов
2.1 Революционное правительство. Термидорианская республика.
2.2 Первая империя
Заключение
Список используемых источников
Введение
Тема курсовой работы посвящена конституционному развитию Франции в конце XVIII века. Конституционные основы, ведут свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.
Хронологические рамки данной курсовой это период времени с 1789г. До 1800-х гг. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.
Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность труды идеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальное мировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии, средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветители противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали необходимость серьезных государственных правовых преобразований на демократической основе.
В послевоенное двадцатилетие усилилось и стало преобладающим внимание к социально-экономическим вопросам, к глубинным течениям общественной жизни. Интерес к экономике и социальным отношениям был связан не только с общей тенденцией, характерной для французской исторической науки в этот период, но и с длительной, берущей начало с Ф. Минье, историографической традицией, определявшей эту революцию как антифеодальную и буржуазную. Под влиянием марксизма она получила в XX в. новый и сильный импульс. Ж. Жорес и его последователи выводили революционный взрыв из социального противостояния между буржуазией и феодальным дворянством, крестьянами и сеньорами-ретроградами.
Данная интерпретация уже в первые послевоенные десятилетия подтачивалась результатами конкретно-исторических исследований. Так, они в ином свете представляли то, что происходило с сеньорией. В диссертации П. де Сен-Жакоба "Крестьяне Северной Бургундии в последнем веке Старого порядка", в статьях П. Дейона и Ж. Дюпакье внимание обращалось не только на рост повинностей, но и на вытеснение крестьян с земли и расширение непосредственных владений сеньора, наступление на общинные сервитуты, "закрытие" лесов, приток в деревню городских капиталов. Модернизации в духе физиократов способствовала и реформаторская политика абсолютизма: поощрялся триаж, были разрешены огораживания, принята королевская декларация о распашке нови. Вопреки марксистской трактовке оказалось, что сеньория не осталась в стороне от перемен.
Среди революций Нового времени Французская революция 1789–1799 гг. занимает особое место. Она стала первым действительно общеевропейским и мировым событием, непосредственно повлиявшим на государственно-политические процессы конца XVIII – начала XIX в. во многих странах мира.
В источниковой базе данной курсовой использованы «Документы истории Великой Французской революции» под редакцией Адо В.Д. В них автор затронул проблемы революции, падение абсолютизма и др. проблемы.
Целью данной курсовой работы является изучение революционного законодательства во Франции 18 веке, а также влияние революции на развитие французского права, развитие французской государственности от конституционной монархии к республике.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие исседовательские задачи:
1.1 Французская революция и падение абсолютизма
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства. Она не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и всё более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма.
Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономическом, культурном, духовном развитии страны, окончательно превратился к концу XVIII в. в политический оплот феодальной реакции. К этому времени чиновничий, и военно-полицейский аппарат стал основой абсолютистского государства. Он всё более откровенно использовался для подавления участившихся крестьянских бунтов и растущей политической оппозиции королевской власти со стороны буржуазных кругов.
В последней трети XVIII в. более очевидно проявился антинародный и застойный характер абсолютизма. Он особенно ярко проявился в финансовой политике королевского правительства. Огромные суммы из государственной казны шли на покрытие баснословных расходов самой королевской семьи, на подкармливание верхушки дворянства и духовенства, на поддержание внешнего блеска королевского двора, ставшего в полном смысле этого слова «могилой нации». Несмотря на постоянный рост налогов, и иных поборов , взимаемых с третьего сословия, королевская казна всегда была пуста; а государственный долг вырос до астрономических размеров.1
Таким образом, Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях. Конфронтация народных масс, во главе которых стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и с господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это имело место полтора века назад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия более болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютистскими порядками, при которых представители третьего сословия не только отстранялись от участия в государственных делах, но и не были защищены от незаконных конфискаций имущества, не имели правовой защиты в случаях произвола королевских чиновников.
Готовность к политическим действиям и революционная решимость французской буржуазии в конце XVIII в. имели под собой определённые идеологические основания. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах. Выдающиеся просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Руссо и др.) в своих произведениях подвергли сокрушительной критике пороки «старого режима». С позиции школы «естественного права» они убедительно показали его «неразумность».
Политическая платформа третьего сословия нашла наиболее полное воплощение в знаменитой брошюре аббата Сийеса «Что такое третье сословие?». На этот вопрос, бросая вызов абсолютизму, Сийес уверенно отвечал «Всё». Не менее категоричным был ответ и на другой вопрос, касающийся положения третьего сословия в государственной жизни: «Чем оно было до сих пор в политическом строе?»-«Ничем». Сийес и другие лидеры третьего сословия противопоставили сословным привилегиям духовенства и дворянства идею национального единства и национального суверенитета.
В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года.
В открывшихся 5 мая 1789 г. Генеральных штатах количество представителей третьего сословия было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась “перерезать канат” и 17 июня объявила депутатов третьего сословия “Национальным собранием” .
Изменение в количественном составе депутатов предполагалось нейтрализовать сохранением старого порядка голосования по сословиям. Но уже в мае 1789 г. после открытия Генеральных штатов делегаты третьего сословия, к которым примкнула часть делегатов от других сословий, проявили неповиновение королю. Они потребовали проведения не сословных, а совместных заседаний с принятием решений на основе большинства голосов всех депутатов Генеральных штатов.
Решительные действия вождей третьего сословия увенчались успехом потому, что они выражали преобладающие политические настроения в стране и в критический момент были поддержаны революционным выступлением широких народных масс. В ответ на планы короля Людвика XVI разогнать учредительное собрание народ Парижа 14 июля 1789г. поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления.
По всей стране восставший народ смещал королевскую администрацию, заменяя её выборными органами- муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. Потеря королевской властью способности контролировать политические события, развертывавшиеся по всей стране помимо её воли, привела к превращению французского государства из абсолютной монархии в своего рода «революционную монархию».
Характеризуя восходящую линию французской революции XVIII века, К. Маркс писал, что “за господством конституционалистов следует господство жирондистов, за господством жирондистов следует господство якобинцев... Как только данная партия продвинула революцию настолько далеко, что уже не в состоянии ни следовать за ней, ни тем более возглавлять ее, эту партию отстраняет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзник”.
На первом этапе революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) буржуазия в лице конституционалистов (в учредительном собрании — партия “центра”) идет на компромисс с дворянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Франции: “Декларации прав человека и гражданина” 1789 года и конституции 1791 года. В этих документах учредительное собрание выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.
С первых же дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии.
Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов. На содержание декларации существенное влияние оказали идеи французских просветителей, а также Декларация независимости США.
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твёрдой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст.5 Декларации, всё, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.
Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.
Во введении торжественно подтверждаются начала “Декларации прав человека и гражданина”. Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.
В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует: 1) свободу передвижения; 2) свободу слова и печати без предварительной цензуры; 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин; 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия; 5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами.