Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:55, лекция
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Тем не менее при строительстве были использованы прогрессивные по тому времени технические решения: сплошной плитный ростверк из каменной кладки, чугунные ребра купола, полированные колонны из цельных гранитных монолитов. Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.
Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Имперская монументальность и строгость входила в противоречие с ещё наивной демократизацией общества, раскачивалась кризисом феодальной крепостной системы. Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое; то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика».
15. Модные мелочи Галантного века
Частности и мелочи – это детали, которые
создают мозаичный портрет эпохи. XVIII век
стал одним из самых ярких и бурных в истории
Европы, возможно, самым многоликим и переменчивым.
Постоянно изменялись границы государств,
представления о жизни, мода. Он остался в памяти
под множеством имен – век Просвещения,
Абсолютизма, век Галантный, Модный.
«Мода» – слово XVIII века. Дидье Дидро, один
из ярчайших писателей и философов той
эпохи, вынужден был признать всесильность,
хотя и очевидную вздорность ее: «...в области
моды безумцы издают законы для умных,
куртизанки – для честных женщин, и ничего
лучшего не придумаешь, как следовать
им. Мы смеемся, глядя на портреты наших
предков, не думая о том, что потомки будут
смеяться, глядя на наши».
Правила приличия.
Еще во времена Людовика XIV (1661-1715) французский
двор стал главным законодателем европейской
моды. Увлечениям аристократии следовали
не только французские дворяне, но и представители
буржуазии, священники. И не было ни одного
государства в Европе, так или иначе не
подвергшегося влиянию Парижа.
Во Франции даже после смерти Людовика
XIV носили принятые при нем одежды и украшения.
Историки искусства считают классицизм
стилем той эпохи.
С наступлением эпохи Регентства (девятилетнее
правление Филиппа Орлеанского – регента
при малолетнем Людовике XV) строгость
костюма сменилась преднамеренно демонстрируемой
небрежностью и пышностью. Воцарилась
атмосфера маскарада, кажущегося легкомыслия
и беспорядка в одежде. Этот период породил
стиль рококо, главенствующий до середины
века. Повзрослев, Людовик XV счел нужным
вновь установить строгий придворный
этикет, что вызвало к жизни совсем иную
моду. Она перестала быть сводом обязательных
правил только для приближенных короля.
Роскошь и великолепие королевского двора
диктовали фаворитки. Одна из них, знаменитая
маркиза де Помпадур, по преданию, произнесла
фразу, определяющую царящее при Людовике
XV мироощущение: «После нас – хоть потоп».
Следующий этап в развитии французской
моды наступил в 1770-е годы, когда на нее
оказали заметное влияние философия и
литература, прежде всего творчество Жан-Жака
Руссо, потребовавшие внимания к естественным,
природным качествам человека, к классической
простоте и достоинствам. Классицизм в
новом понимании опять стал главенствующим
стилем. Образ жизни общества определяли
вкусы супруги короля Людовика XVI Марии-Антуанетты.
Эта тенденция господствовала вплоть
до революции 1789-1794 годов, когда бурные
перемены во всех сферах жизни общества
вызвали пестрый всплеск фантазий: конец
столетия во Франции был отмечен возвращением
роскоши.
Щепетильник против петиметра.
Развитие экономики и промышленности
в Европе в XVIII веке способствовало быстрому
распространению нововведений. Ни один
промышленный секрет не удавалось долго
держать в тайне. Появился такой прием,
как создание внешне схожих изделий из
разных материалов. Прежде неизвестные
или почитавшиеся неблагородными, эти
материалы с XVIII века получили «гражданство»
в арсенале создателей предметов роскоши.
Золоченые медь и бронза уподоблялись
настоящему золоту, а часто изделия из
них превосходили золотые в художественном
отношении. Изделиям из фарфора подражали
в своих работах эмальеры и стеклодувы.
Возникали новые приемы художественной
обработки дерева. В украшениях соседствовали
драгоценные камни, натуральный жемчуг,
кораллы, янтарь и их имитации. Черепаховые
пластины наравне с подделкой из рога
служили материалом для модных мастеров.
Оказались востребованными модной индустрией
и перламутр, пенка, галюша (акулья кожа).
Даже полированная сталь стала модным
материалом.
Потребность в излишествах оказалась
столь велика, что удовлетворить ее привычными
способами было невозможно. Наряду с традиционной
ювелирной промышленностью, работавшей
преимущественно на заказ, появились ремесленные
мастерские, ориентированные исключительно
на рынок. Это был неведомый ранее риск:
моде давали кредит.
В XVIII веке возникла галантерейная промышленность,
специализирующаяся на производстве разнообразных
мелочей, главным образом для костюма.
Ассортимент изделий был широчайший: иногда
мода на них была однодневной, а иногда
на удивление стойкой. В России такой товар
назывался щепетильным, а человек, который
очень следил за модными мелочами, – щепетильником
– в отличие от петиметра, скорее склонного
к модному поведению.
Не просто пуговица.
Казалось бы, такая простая вещь – пуговица.
Ее главная функция в ту эпоху – декоративная.
Пуговицы обычно бывали «нарядно украшенными»,
но иногда в их роли выступали и просто
кристаллы драгоценных камней. Именно
в XVIII веке пуговицы получили широкое распространение,
став, наверное, самой многочисленной
разновидностью галантерейного товара.
И в самом деле, когда в 1730-е годы крупные
декоративные пуговицы потребовались
не только для мужских камзолов, но и для
подвязок новомодных белых шелковых чулок,
производство этих необходимых мелочей
не могло не возрасти! А введение во многих
армиях Европы единообразной формы, ставшей
вскоре излюбленным объектом приложения
фантазии полководцев, предоставило этому
производству неограниченные перспективы.
Мало кто из королей и императоров в XVIII
веке отказывал себе в удовольствии лично
проследить за подобной мелочью, а заказы
на армейскую фурнитуру позволили обогатиться
многим промышленникам.
Штатское платье тоже давало немало возможностей
для применения пуговиц, их использовали
и на нижней одежде, подвязках, перчатках,
сапогах и туфлях, на головных уборах.
И не по одной.
Кошелек для косы.
В XVIII веке появились предметы, ранее не
существовавшие и в следующую эпоху не
перешедшие. Например, кошелек для косы
мужского парика. Огромные парики, преимущественно
из конского волоса, применявшиеся прежде,
сменились в 1730-х годах завитыми напудренными
головными украшениями. К слову заметим,
что и французская мода подвергалась некоторым
иностранным влияниям. Так, из Пруссии
пришла мода на особую форму париков –
с косой сзади. Но она сильно пачкала одежду
на спине – поэтому косу стали прятать
в специальный четырехугольный кошелек
из черной тафты, завязанный красивым
бантом. Приспособления эти просуществовали
до 80-х годов, когда мода потребовала загибать
косу вверх и пришпиливать к волосам.
Трость.
В XVII веке посох стал тростью, потеряв
при этом свое функциональное и ритуальное
назначение. Теперь трость – модный элемент
костюма, обязательный атрибут дворянина
и светского человека. С 30-х годов трость
стали использовать и дамы. Примерно в
те же годы она стала обязательным предметом
экипировки офицеров.
Первоначально размер трости соответствовал
примерно половине человеческого роста
– 80-90 см. По мере того как она становилась
все более модной, ее размер уменьшался.
Пик моды пришелся на конец века, и тогда
она уже укоротилась вдвое. Опираться
на такую трость человек мог лишь стоя,
сильно изогнувшись, а при ходьбе вынужден
был носить ее под мышкой.
Но не для всех трость была только декоративным
дополнением, – существовали трости-ножны,
в которых пряталось опасное лезвие шпаги
или кинжала, трости-готовальни и трости-табакерки
– с соответствующим назначением.
Часы.
Не мог приличный человек появиться в
обществе без карманных часов (одних, двух,
трех – одновременно). Даже упрямые голландцы,
не желавшие носить одежду по иноземной
моде, не могли отказать себе в такой «мелочи»,
обязательно украшенной драгоценными
камнями. Часы хранились в кармашках одежды,
прикрепленные к петличкам цепочками,
шнурками или ленточками, на которых позвякивали
привески: печатки, зубочистки, карандашики
и другие брелоки, иногда чисто декоративные.
Лишь в конце столетия щеголи согласились
удовлетвориться одними часами и одним
брелоком-печаткой.
Брелоки.
Для того чтобы привески между собой не
путались, были изобретены шателены. Это
плоские панцирного плетения цепочки
из очень широких звеньев, собранные в
пучок или в широкую полосу, на концах
которой находились замки-карабины. К
ним-то и прикреплялись брелоки и часы.
Брелоки-печатки, брелоки-талисманы, брелоки-табакерки,
брелоки-ароматницы и даже брелоки-готовальни,
причем универсальные, способные удовлетворить
чуть ли не все потребности владельца.
Готовальня.
Обычно готовальня представляла собой
красиво украшенный плоский футляр с откидной
крышкой, внутри которого в особых отделениях
размещались разные мелкие вещички.
Маленькие ножнички предназначались и
для маникюра, и для рукоделия, и для любого
другого занятия. Они были изготовлены
из высококачественной стали, очень острые
и прочные, «два кольца» которых были затейливо
украшены и, как правило, позолочены.
Другая обязательная вещь – пинцет с широкими
острыми концами, также сделанный из стали,
иногда вороненой или же просто полированной.
Пинцет мог иметь на одной лапке специальную
насечку, превращавшую его в пилочку для
ногтей или, при необходимости, в пилку
для дерева – способную снять ненужный
заусенец или спилить черешок растения
для гербария.
В готовальне, естественно, находилось
место и для карандаша – узенького цилиндрика,
в который, по желанию, можно было вставить
графитовый или угольный стержень или
палочку-краску декоративной косметики.
Еще одно вложение – книжечка из пластинок
слоновой или другой кости, соединенных
нарядно выполненной кнопкой. Пластинки
эти почти белые, тонкие и длинные. Ими
можно было полировать ногти, чтобы они
приобрели вид и цвет розовых раковин
– мечта щеголей и щеголих. А в век Просвещения
можно было использовать их и как записную
книжку.
В готовальне лежала также складная линейка,
которая служила одновременно и циркулем.
Под крышкой пряталось еще несколько вещичек
пикантного назначения: ложка-копоушка
(чтобы ухо прочистить не вульгарно –
пальцем, а деликатно – специальной золоченой
штучкой); блохоловка (также золоченая)
и толстая, прочная, не очень острая игла
с большим продолговатым ушком.
Иногда в готовальне оказывался и цилиндрической
формы футляр с завинчивающейся крышкой
для какого-нибудь сыпучего вещества,
а иногда – стеклянный флакон. У него обычно
кроме навинчивающейся крышки была и притертая
пробка. В такой склянке хранили духи или
чернила.
Юбка.
Ширина юбок и всевозможные ухищрения
и приспособления для придания им формы
в XVIII веке были в центре внимания как общества,
так и промышленности. К 1725 году диаметр
фижм достиг у модниц более трех метров!
Юбок было несколько, да еще на каждой
нашиты рюши, позументы, пуговицы и другие
украшения. Конечно, поддерживать такой
наряд мог лишь надежный каркас из дерева
или, лучше, из стали, причем сложной конструкции.
С некоторой оговоркой эти каркасы – иногда
шедевры инженерной мысли – можно отнести
к числу галантных мелочей.
Обувь.
По устоявшемуся мнению, главное украшение
дамы – обувь. Знатные женщины носили
в XVIII веке шелковые или лайковые туфельки
на красном французском каблуке. Это лукавое
и остроумное изобретение не только делало
женскую фигуру выше, а осанку и походку
изящнее, – французский каблук сделал
ножку... маленькой! Это достигалось тем,
что каблук-рюмочка смещал свой выступ
к середине ступни, оставляя под пяткой
лишь небольшое утолщение. Правда, ходить
приходилось, семеня на цыпочках.
Дамы маленького роста носили особые башмаки
– патены – на подставках-платформах.
Модницы постепенно уменьшали количество
материала, шедшего на туфли, все больше
обнажая ногу. К середине века закрытыми
оставались лишь кончики пальцев и узенькая
полоска вдоль подошвы. Ни пряжки, ни пуговицы
тут прикрепить уже было некуда. А закончился
век и вовсе сандалиями и туфлями на плоской
мягкой подошве, повторяющей форму стопы,
с ремнями и лентами, обвивавшими голень.
Дамская мода с 1775 года, с воцарения Марии-Антуанетты,
менялась чуть ли не ежедневно. Законом
становился ее личный пример. В создании
туалетов молодой королевы принимали
участие не только она сама и ее модистка
мадемуазель Бертрэн, но и фаворитка королевы
танцовщица Гимар. Оттого, видимо, наряды
эти были весьма откровенными и несколько
театральными: постороннему взору все
больше открывались ноги, как никогда
глубоким стал вырез на корсаже, до конца
80-х годов были короткими рукава. Из театральных
же постановок, где обычно героинями были
прелестные пейзанки, в моду как обязательная
деталь вошел передник, иногда украшавший
даже придворный бальный наряд.
В ту эпоху мало было придумать костюм,
– важно было дать ему название, причем
весьма красноречивое. Например, чередовалась
мода на юбки «взволнованные», «удивленные»,
«решительные», «робкие» и даже «нахальные».
И все в обществе понимали, о чем идет речь!