Преобразование дворцово - вотчинной системы управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:52, курсовая работа
Краткое описание
Таким образом, целью и задачей данной курсовой работы является исследование процесса формирования единого Российского государства в разрезе изучениядворцово-вотчинной системы управления государством, а именно: изучить процесс становления дворцово-вотчинной системы управления; рассмотреть особенности дворцово-вотчинной системы управления; изучить особенности дворцово-вотчинной системы управления в древнерусских княжествах(Владимирской (Ростово-Суздальской) земли, Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики ) рассмотреть переход от дворцово-вотчинной системы управления к приказной системе управления.
Содержание
Введение................................................................................................................3 1 Процесс становления дворцово-вотчинной системы управления в Киевской Руси........................................................................5 1.1 Возникновение дворцово-вотчинной системы управления.........................5 1.2 Дворцово-вотчинная система управления....................................................11 2 Особенности дворцово-вотчинной системы управления в различных княжествах.................................................................................19 2.1 Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики.............................................................................................................19 2.2 Общественно-политический строй Владимирской (Ростово-Суздальской) земли.......................................................................................................................24 3 Преобразование дворцово - вотчинной системы управления........................................................................................................31 3.1 Переход от дворцово - вотчинной системы управления к приказной системе управления..............................................................................................31 Заключение.......................................................................................................38 Библиографический список.......
Эта реформа имела далеко идущие
последствия, так как положила начало
формированию княжеской администрации
на местах, которая сосредоточивалась
в постоянных погостах (своего роза административных
округах) и контролировала местное управление.
В XI - XII вв. вместе с развитием княжеского
домена это привело к постепенной замене
десятичной (численной) системы управления
государством дворцово - вотчинной системой,
возглавляемой представителем княжеской
администрации - огнищанином, который
назначался, как правило, из дворовых слуг
князя и заведовал княжеским двором и
финансами. В его подчинении находился
штат тиунов (слуг), которые ведали
различными отраслями вотчинного управления,
- конюших, ключников и др. В волостях и
на селах княжеским хозяйством заведовали
тиуны сельские. Представители княжеской
(вотчинной) администрации выполняли не
только функции приказчиков - по согласованию
с вече князья могли поручить им выполнение
государственных исполнительных и судебных
функций. Источники называют и ряд других
должностных лиц вотчинной администрации.
К ним относились мытники, ведавшие сбором
торговых пошлин ("мыть"); вирники
собиравшие "виры" (так назывались
судебные штрафы за убийство человека)
и "продажи" (штрафы за другие виды
преступлений); пятенщики, взимавшие пошлину
за продажу лошадей ("пятно").
В повседневном управлении
древнерусским обществом киевский князь
опирался на дружину, из состава которой
по большей части формировалась княжеская
администрация. Дружина была неотделима
от князя, вместе с князем участвовала
в его походах, находилась на полном его
содержании и проживала вместе с ним на
княжеском дворе. Важным средством сплочения
дружины и выделения ее в привилегированный
слой русского общества на первом этапе
служили престижные княжеские пиры, которые
носили регулярный характер и на которых
в первое время решались многие государственные
проблемы. В дальнейшем дружинники все
больше привлекаются к выполнению административных
функций.
В.О. Ключевский подробно описывает
дружинные порядки в Киевской Руси, позволяющие
говорить о существовании в Древнерусском
государстве княжеско - дружинного управления
как специфического политического и социального
института, с помощью которого обеспечивалась
жизнедеятельность древнерусского общества.
Прежде всего, княжеская дружина представляла
собой, по замечанию ученого, высший класс
древнерусского общества, с которым князь
"делил труды управления" и защиты
русской земли. Она делилась на высшую
и низшую (старшую и младшую). В старшую
дружину входили княжьи мужи или бояре.
Младшая дружина состояла из детских или
отроков и первоначально имела собирательное
название гридь или гридьба, которое впоследствии
было заменено словом двор, или слуги.
Со временем положение старшей дружины
становится все более привилегированным,
что приводит к постепенному разложению
корпоративных связей великокняжеской
дружины. В XI - XII вв. члены старшей дружины,
бояре, составляли думу князя, его государственный
совет, без согласия которого князь часто
не мог предпринимать никаких действий.
В этой дружинной, или боярской, думе участвовали
также "старцы градские", представлявшие
выборную военную власть Киева (возможно
и других городов), а с момента принятия
христианства - и высшие церковные иерархи.
Сам вопрос о принятии христианства был
решен Владимиром I по совету с боярами
и "старцами градскими". Преимущественно
из бояр назначались волостели для управления
отдельными территориями, посадками, воеводы,
тысяцкие.
1.2 Дворцово-вотчинная
система управления
Московское государство
оставалось еще раннефеодальной монархией.
В силу этого отношения между центром
и местами строились первоначально
на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако
с течением времени положение менялось.
Московские князья, как и все другие, делили
свои земли между наследниками. Последние
получали обычные уделы и были формально
самостоятельны. Однако фактически старший
сын, заняв "стол" великого князя,
сохранял положение старшего князя. Со
второй половины XIV в. вводится порядок,
по которому старший наследник получал
большую долю наследства, что давало ему
экономические преимущества перед братьями.
К тому же он вместе с великокняжеским
"столом" обязательно получал и всю
Владимирскую землю.
Постепенно изменилась
и юридическая природа отношений между
великим и удельными князьями. Эти отношения
основывались на иммунитетных грамотах
и договорах, заключаемых в большом количестве.
Первоначально такие договоры предусматривали
службу удельного князя великому князю
за вознаграждение. Затем она стала связываться
с владением вассалами их вотчинами. Считалось,
что удельные князья получают свои земли
от великого князя за службу. И уже в начале
XV в. установился порядок, по которому
удельные князья были обязаны подчиняться
великому просто в силу его положения.
Главой Русского государства
был великий князь, обладавший значительной
властью. Он издавал законы, осуществлял
общее руководство государством, имел
судебные полномочия. Первоначально свои
законодательные, административные и
судебные полномочия великий князь осуществлял
лишь в пределах собственного домена.
Даже Москва делилась в финансово-административном
и судебном отношениях между князьями-братьями.
В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее
обычно своим наследникам на праве общей
собственности. С ослаблением власти удельных
князей великий князь становился подлинным
властителем на всей территории государства.
Таким образом, централизация
явилась внутренним источником великокняжеской
власти. Внешним было падение власти Золотой
Орды. Вначале московские великие князья
были вассалами ордынских ханов, из рук
которых они получали право на великокняжеский
стол. С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость
становится формальной, а после 1480 г. московские
князья стали не только фактически, но
и юридически независимыми, суверенными
государями. Новому содержанию великокняжеской
власти были приданы и новые формы. Начиная
с Ивана III московские великие князья именовали
себя "государями всея Руси". Иван
III и его преемник пытались присвоить себе
и царский титул, признанный некоторыми
европейскими государствами.
В целях укрепления
международного престижа Иван III женился
на племяннице последнего византийского
императора Софье Палеолог - единственной
наследнице уже не существовавшего константинопольского
престола.
Делались попытки идеологического
обоснования притязаний Ивана III на самодержавие.
Была создана теория божественного происхождения
княжеской власти. Дореволюционные историки,
начиная с Н.М.Карамзина, считали, что московские
великие князья были уже самодержцами.
Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший
освобождение Руси от татар, "сам держал"
свой великокняжеский стол, независимо
от Орды. Однако говорить о самодержавии
в полном смысле слова (как о неограниченной
монархии) в XV в. и даже в XVI в. не приходится.
Власть монарха была еще ограничена другими
органами раннефеодального государства,
прежде всего Боярской думой.
Боярская дума выросла
из совета при князе, существовавшего
еще в Древнерусском государстве. Ее оформление
следует отнести к XV в. Боярская дума была
постоянно действующим органом, имела
сравнительно стабильный состав. В нее
входили так называемые думные чины - введенные
бояре и окольничьи.[4,c.375] Компетенция
Думы совпадала с полномочиями великого
князя, хотя формально это нигде не было
зафиксировано. Великий князь юридически
не обязан был считаться с мнением Думы,
но фактически он не мог поступать самовольно,
ибо его решение не проводилось в жизнь,
если не получало одобрения боярства.
Правда, с течением времени великие князья
все больше подчиняют себе Боярскую думу,
что было связано с общим процессом централизации
власти. Это особенно относится к княжениям
Ивана III и Василия III. Значительная роль
Боярской думы в системе государственных
органов и господство в ней крупных феодалов
являются характерными особенностями
раннефеодальной монархии.
Феодальные съезды
имели тот же характер, что и в Древней
Руси, но по мере укрепления централизации
государства постепенно отмирали.
Московское государство
унаследовало от предыдущего периода
органы центрального управления, построенного
по дворцово-вотчинной системе. Однако
расширение территории государства и
усложнение его функций приходят в противоречие
со старыми формами, подготавливают постепенное
отмирание дворцово-вотчинной системы
и зарождение нового, приказного управления.
Во времена Московского
государства дворцово-вотчинная система
делилась на две части. Одну составляло
управление дворца, во главе которого
находился дворецкий (дворский), имевший
в своем распоряжении многочисленных
слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими
крестьянами. Другую часть образовывали
так называемые пути, обслуживающие непосредственно
князя и его окружение. О назначении путей
красноречиво говорят названия должностей:
Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий
и т.д. Для выполнения их задач в ведение
путей выделялись определенные княжеские
села и целые местности. Пути выступали
и как административные, и как судебные
органы. Руководители
путей именовались
путными боярами.
Из органов, обслуживающих
личные нужды князя, дворцово-вотчинные
органы управления все больше превращаются
в общегосударственные учреждения. Так,
дворский с XV в. стал в известной мере ведать
вопросами, связанными с землевладением
светских и церковных феодалов, осуществлять
общий контроль над местной администрацией.
Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей
в государственном управлении теряло
прежний характер временного княжеского
поручения, превращалось в постоянную
службу. Усложнение функций дворцовых
органов потребовало создания большого
(по численности) и разветвленного (по
структуре) аппарата. Чины дворца - дьяки
- специализировались на определенном
круге дел. Из состава дворцовой службы
выделяется великокняжеская казна, которая
становится самостоятельным ведомством.
Была создана также большая дворцовая
канцелярия с архивом и иными структурными
подразделениями.
Все это подготавливало
переход к новой, приказной системе управления.
Этот переход начался в конце XV в. Но как
система приказное управление оформилось
только во второй половине XVI в. Тогда же
утвердился и сам термин "приказ".
Первыми учреждениями приказного типа
были Большой Дворец, выросший из ведомства
дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный
путь превратился в Конюшенный приказ,
теперь не только обслуживающий личные
потребности князя, но и связанный с развитием
конного дворянского ополчения. В начале
XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ),
ведавший учетом служилых людей, их чинов
и должностей. Перерастание дворцово -
вотчинной системы в приказную явилось
одним из показателей централизации Русского
государства, ибо дворцовые органы, ведавшие
ране лишь княжеским доменом, теперь
становились учреждениями, руководившими
всем громадным государством.
Территория Русского
государства делилась на уезды - наиболее
крупные административно - территориальные
единицы. Уезды в свою очередь делились
на станы, станы - на волости. Впрочем, полного
единообразия и четкости в административно
- территориальном делении еще не было.
Наряду с уездами кое-где сохранялись
еще земли. Существовали также разряды
- военные округа и губы - судебные округа.
Во главе отдельных
административных единиц стояли должностные
лица-представители центра. Уезды возглавлялись
наместниками, волости-волостелями. Все
они содержались за счет местного населения-
получали от него "корм", т.е. проводили
натуральные и денежные поборы, собирали
в свою пользу судебные и иные пошлины
("конское пятно", "полавочное","поворотное"
и др.). Кормление, таким образом, было одновременно
государственной службой и формой вознаграждения
княжеских вассалов за их военную и иную
службу.
Кормленщики обязаны
были управлять соответствующими уездами
и волостями собственными силами, т.е.
содержать свой аппарат управления, который
включал тиунов, доводчиков и др. Они должны
были иметь свои военные отряды для обеспечения
внутренней и внешней безопасности феодального
государства. Присылаемые из центра, они
не были лично заинтересованы в делах
управляемых ими уездов и волостей, тем
более что их назначение было краткосрочным
- обычно год-два. Все интересы наместников
и волостелей были сосредоточены преимущественно
на личном обогащении за счет законных
и незаконных поборов с местного населения.
Система кормления была не способна в
должной мере обеспечить подавление сопротивления
крестьянства и городского люда. От этого
страдали мелкие вотчинники и помещики,
которые были не в состоянии самостоятельно
обезопасить себя от "лихих" людей.
Поднимающееся дворянство было недовольно
системой кормления и по другой причине.
Его не устраивало, что доходы от местного
управления шли в карман бояр и кормление
обеспечивало боярству большой политический
вес.
Местные органы власти
и управления не распространяли свою компетенцию
на территорию боярских вотчин. Княжата
и бояре, как и прежде, сохраняли иммунитетные
права. Они были не просто землевладельцами,
но и администраторами и судьями в своих
деревнях и селах.
Города в данный период
не имели самоуправления. В удельных княжествах
управление городами осуществлялось наравне
с сельской местностью. С присоединением
удельных княжеств к Москве великие князья,
сохраняя все земли уделов обычно за их
прежними владельцами, всегда изымали
города из юрисдикции бывших удельных
князей, распространяли на них непосредственно
свою власть. Это делалось исходя из значения
городов не только как экономических центров,
но прежде всего по военным соображениям.
Города были крепостями. Обладание ими
обеспечивало великим князьям и удержание
бывшего удела в своих руках, и оборону
от внешних врагов. Первоначально великие
князья управляли городами так же, как
раньше удельные князья, т.е. не выделяя
их из своих прочих земель. Наместники
и волостели, руководя своим уездом или
волостью, управляли в той же мере и городами,
находящимися на подвластной им территории.
Позже появляются некоторые
специальные органы городского управления.
Их возникновение связано с развитием
городов, в первую очередь как крепостей.
В середине XV в. появилась должность
городчика - своеобразного военного коменданта
города. Он обязан был следить за состоянием
городских укреплений, за выполнением
местным населением повинностей, связанных
с обороной. Уже в XV в. городчики использовались
и для других великокняжеских дел, в частности
земельных. Должность городчика замещалась
местными землевладельцами, преимущественно
дворянами и детьми боярскими.