Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:09, контрольная работа
Данная работа посвященная аграрной реформе П. А. Столыпина. И это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа. Но так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то совершенно необходимо рассмотреть аграрную реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направлениями реформирования, а также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы. Целью данной контрольной работы является анализ аграрной реформы П.А. Столыпина.
Введение
1.Сущность аграрной политики П.А Столыпина
2.Итоги преобразования П.А Столыпина
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «История России»
На тему: «Преобразовательная деятельность П.А Столыпина»
Выполнил: студент
группы ЮУПс 122
Абросимова Д.А
Проверил: преподаватель
Девяткина Н.П
Кемерово 2013г.
Содержание
Введение
1.Сущность аграрной политики П.А Столыпина
2.Итоги преобразования П.А Столыпина
Заключение
Список литературы
Введение
История не творится произвольными
деяниями "великих людей", как
полагали некоторые мыслители. Но история
не твориться и какими-то безличными
силами, выражающимися в действиях
и настроениях масс, как считали
ряд творцов 50 лет назад. История
- это сплошная равнодействующая поступков
множества личностей, каждая из которых
складывается в зависимости от общественных
и культурных условий, в которых
ей довелось развиваться, и вкладывается
в исторические события со своим
удельным весом, зависящим от персональных
свойств и общественного
Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность П. А. Столыпина.
Актуальность данной работы заключается в том, что она посвящена раскрытию такого всегда важного для России вопроса как реформирование аграрного сектора экономики. Поэтому представляет значительный интерес изучение форм и методов аграрных преобразований (в частности, использованных П.А. Столыпиным при проведении своей реформы).
Имя Столыпина всегда вызывало споры,
его упоминание сразу же втягивает
нас в круговорот страстных и
взаимоисключающих оценок. Ни один
из политических деятелей царизма начала
ХХ века не может идти с ним в
сравнение по преданной и восторженной
памяти его почитателей и
Данная работа посвященная аграрной реформе П. А. Столыпина. И это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа. Но так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то совершенно необходимо рассмотреть аграрную реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направлениями реформирования, а также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы. Целью данной контрольной работы является анализ аграрной реформы П.А. Столыпина.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность аграрной реформы
2.Подвести итоги аграрных преобразований П.А Столыпина
1.Сущность аграрной политики П.А Столыпина
Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) был сыном севастопольского героя генерала- адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербуржского университета он начал служебную карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 был назначен ковенским губернаторским предводителем дворянства. В 1903 был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, которая слыла, чуть ли не самой революционной в России. Деятельность Столыпина в начальный период революции отличалась решительностью и бескомпромиссностью по отношению к любым зачинщикам беспорядков, из какого бы лагеря не шла инициатива. При этом он демонстрировал примеры личного мужества, считая своим долгом присутствовать в местах начинающихся беспорядков, чтобы не допустить их расширения, впрочем, не отказываясь и от военной помощи. Именно в этот период он привлек к себе внимание, став в 1906 министром внутренних дел. Делая ставку на сильную власть, допуская применение крайних мер против революционеров, Столыпин в тоже время искал компромиссные решения сотрудничества с либералами. Еще до своего назначения он пытался осуществить идею создания коалиционного правительства из представителей всех либеральных партий. Однако кадеты усмотрели в предложении молодого министра подвох и отказались от сотрудничества. Через месяц после назначения Столыпина на должность председателя Совета Министров на него было совершено покушение на Аптекарском острове, где проживала семья. В результате: погибло 27 человек, 32 было ранено. Потрясенный видом искалеченной дочери и ранением сына, Столыпин подписал 19 августа указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над революционерами должно было, завершиться в пределах 48 часов, а приговор исполняться в 24 часа. В ответ на требования Думы отменить суде Столыпин ответил: «Умейте отличить кровь на руках врача от крови на руках палача
С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского на дельного землевладения, получившей название "столыпинской аграрной реформы". Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. Особую остроту он приобрел на рубеже XIX - XX вв. и явился, по выражению В.И. Ленина, "гвоздем революции 1905 года".
Столыпин прекрасно понимал,
что решение этого вопроса - "задача
громадного значения" и вместе с
тем неотложная. Избранный им путь
решения заключался в коренной ломке
сельской поземельной общины и насаждения
частного крестьянского землевладения.
В перспективе на месте сельской
общины с ее периодическими переделами
земель, чересполосицей, принудительным
севооборотом для всех членов общины
(что консервировало отсталые агротехнические
приемы) должны были возникнуть фермерские,
хуторского типа, хозяйства. Столыпин
полагал, что проводимая им аграрная
реформа призвана "предупредить
расстройство самой значительной части
населения России - крестьянства",
содействовать его
Решалась и крупная
социально-политическая задача: предполагалось,
что крестьянин-собственник
Как выше было сказано, основной принцип аграрной реформы Столыпина - замена общинного крестьянского землепользования индивидуальным землевладением - еще в 1902 г. сформулировало и предложило "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности" под председательством С.Ю. Витте, но тогда он был отвергнут правительством, стоявшим на страже сохранения общины как фискально-полицейского института в деревне. Революция 1905 - 1907 гг. послужила серьезной политической школой для крестьян. Была разбита иллюзия правящих верхов о возможности опереться на патриархальность", темноту и наивный монархизм крестьянства, а развернувшееся в ходе революции крестьянское аграрное движение заставило правительство искать пути скорейшего решения аграрного вопроса, однако таким образом, чтобы не нанести ущерба дворянам-землевладельцам, т.е. проводить реформу в пределах крестьянского надельного землевладения, не трогая помещичьих земель. Это был путь ломки общины и создания на ее развалинах "крепкого" крестьянина-фермера - "опоры порядка". Реформа Столыпина как раз и отвечала этой задаче.
Уже в мае 1906 г. I Съезд уполномоченных дворянских обществ единодушно высказался за разрушение общины, которая сыграла зловещую роль в разгроме помещичьих усадеб в ходе революции. Съезд предложил Столыпину разрешить крестьянам свободно выходить из общины, с укреплением их наделов в собственность и с правом продажи этих наделов, а также ввести свободное переселение на окраины.
Программу реформы было намечено провести в два этапа: на первом предусматривалось укрепление в личную собственность домохозяина всего надела, принадлежавшего крестьянскому двору, и выделение его из общинного владения; на втором - сведение в одно место чересполосных земель этого надела, с последующим переносом на выделенный земельный участок крестьянской усадьбы со всеми ее жилыми и хозяйственными постройками.
Подготовка и проведение реформы были возложены на учрежденный 4 марта 1906 г. Комитет по землеустроительным делам, а на местах на землеустроительные комиссии, которым обязаны были оказывать со действие земские начальники.
Проведению реформы
Основное содержание реформы
было изложено в обнародованном 9 ноября
1906 г. указе под скромным названием
"О дополнении некоторых положений
действующего закона [имелись в виду
статьи "Положений" 19 февраля 1861 г.],
касающегося крестьянского
Указ устанавливал "право свободного выхода из общины с укреплением в собственность домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела". Таким образом, надел переходил в личную собственность домохозяина, а не двора в целом. При очередном переделе земли в общине крестьянин мог потребовать вместо выделенных ему разрозненных полос в разных полях и угодьях предоставление ему равноценного участка в одном месте (отруба). Перенесение на него двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор. С этого момента хуторянин уже не мог пользоваться общими выгонами и водопоями. Указ разрешал крестьянину-домохозяину в любое время потребовать от общины укрепления в свою личную собственность причитающийся его двору надел земли. При этом требовалось согласие 2/3 схода. Если в течение 30 дней сход не принимал решения, выделение домохозяину его надела могло быть проведено и без согласия схода. В то время в России числилось 12,3 млн. крестьянских дворов (вместе с казаками). Объединенных в общины насчитывалось 9,5 млн. дворов (77% по отношению ко всем крестьянским дворам России). 2,8 млн. дворов (преимущественно в западных губерниях - в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине) находились на подворном землевладении, закрепленном реформой 1861 г.; указом 9 ноября 1906 г. наделы подворных землевладельцев сразу переходили в личную собственность домохозяев.
Указ 9 ноября 1906 г. надлежало еще обсудить в Государственной думе, однако он стал проводиться в жизнь практически сразу же после его издания. Вынесенный на обсуждение II Думы, большинство депутатов которой представляли левые партии и фракции, он подвергся с их стороны резкой критике и был отвергнут. В III Думе указ, поддержанный правооктябристским блоком (кадеты вместе с представителями левых партий голосовали против него), с некоторыми изменениями и дополнениями был одобрен и после подписания его 14 июня 1910 г. царем получил силу закона. Дополнения состояли в том, что в тех общинах, в которых после отмены крепостного права земельные переделы не проводились (в таких общинах насчитывалось до 3 млн. дворов), сразу вводилось наследственное "участковое" землевладение.
29 мая 1911 г. было издано
"Положение о землеустройстве",
направленное на форсированное
создание отрубного и
Определенного срока завершения
реформы не предусматривалось, но Столыпин
полагал, что для этого потребуется
примерно 20 лет. За это время он намеревался
провести и ряд других преобразований
- в области местного управления,
суда, народного просвещения, в национальном
вопросе и т.д. "Дайте государству
20 лет покоя внутреннего и
За 1907 - 1914 гг. из общины вышло около 2,5 млн. домохозяев, или 28% от 9,2 млн. общинников и примерно 1/4 общего количества крестьянских дворов. Заявлений же о выходе было подано 3,4 млн, или 35%. На основе этих данных в научной и учебной литературе было принято утверждать о "крахе" столыпинской аграрной политики. Но если иметь в виду, что проведение реформы было рассчитано на длительный срок (не менее 20 лет), то выход более четверти дворов из общины (а реально о выходе за это время заявило свыше трети крестьян) следует считать значительным успехом. При этом Столыпин не ставил за дачи стопроцентного "укрепления" в личную собственность крестьянских надельных земель, допуская возможность сохранения и части общинного землевладения.
Наиболее интенсивно процесс
выхода из общины шел в 1908 - 1909 гг., когда
поступило свыше 1,5 млн. заявлений
и более 1 млн. крестьян вышли из общины.
Казалась вполне реальной возможность
путем успешно проведенной
Информация о работе Преобразовательная деятельность П.А Столыпина