Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:48, реферат
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятия христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее
культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противостоять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.
ВСТУПЛЕНИЕ. 2
Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства. 4
Принятие христианства. 8
Заключение. 12
Использованная литература : 14
Реферат: Принятие христианства на Руси
ПЛАН:
ВСТУПЛЕНИЕ. 2
Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства. 4
Принятие христианства. 8
Заключение. 12
Использованная литература : 14
ВСТУПЛЕНИЕ.
Истоки русского христианства. Правление Владимира Святославича связано с
таким историческим событием, как принятие Русью христианства.
Самые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские
земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на
Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди
первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове
от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы к
крещению Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но
языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей
приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно
вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были
построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники
обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром
христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен
существовала самостоятельная митрополия, т. е. церковная организация во главе
с митрополитом. Мощное влияние оказали проповеди и широкая
просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия,
которых высоко, чтили на Руси даже в языческие времена.
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого
Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи
киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не
хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения
поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой
веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане
и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.
Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но
жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость
принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося
государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало
изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая
религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового
единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на
холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии
найти опору государственного единства страны.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую
мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к
человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-
четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры,
духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной
философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные
контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности
и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных
отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой
идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло
объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей
бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и
разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем
ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.
В
летописи рассказывается о том, как
к Владимиру приходили
из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарин, из немецких
земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из
Византии,
который изложил Владимиру
Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и
киевлянами. Приводится и такой случай: когда мусульманские миссионеры, хваля
свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление вина, Владимир
будто бы воскликнул:
"Руси есть веселье питие, не можем бес того быть».
Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для
возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во
всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел
крутой поворот и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему
диктовала ему свои жестокие законы.
Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси
с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило
преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.
Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства
В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование, русской государственности.
С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением
влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные
славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала
большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального
государства,
В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца
Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или
неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых
местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших
государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении
безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он
перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача -
создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного)
моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т.к. здесь Руси
противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.
Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная
лесостепь густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к
степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской
равнина на "месяц конного пути" от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в
рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и
общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества. И естественно,
что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем,
действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын
Святослава -Владимир.
В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х
в, некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги
(матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком случае
в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе "конюхом
да приворотчиком", а позже стал придворным -" стольничал-чашничал девять
лет". Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился
сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его
происхождением, называя "робичичем" и "холоп ищем". Воспитателем при нем и
стал родной дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным
и как потом окажется трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить
своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу -
Древлянская земля, В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью
княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына
своего в правители.
Ни Ярополк, ни Олег не согласились княжить в Новгороде, Тогда Добрыня
предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" стал
князем-наместником в Новгороде.
Через
несколько лет после
началась усобица, подогреваемая боярским окружением, В результате Олег
Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за
морем, привел с собой наемную варяжскую дружину и в 980 г. двинулся на Киев.
Но кроме того, что он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него
невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке-красавице, которую привез
ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рознеде, дочери Полоцкого князя
Рогволода (не Рюрикова рода). Владимир, чтобы склонить Полоцкого князя на
свою сторону, также послал сватов к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких
затруднительных обстоятельствах Рогволод отдал дело на решение дочери. Но
Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни.
Дружина Владимира захватила Полоцк. Князь Рогволод с двумя сыновьями был
убит, а Рогнеда взята Владимиром в жены. Из Полоцка Владимир двинулся уже
непосредственно на Киев. Не без предательства людей собственного окружения
Ярополк был убит двумя варягами при попытке помириться с братом. Таким
образом, Владимир сел на киевский престол и стал единовластно княжить во всей
Руси . Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата - гречанке
(поскольку многоженство в язычестве не возбранялось).
Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых Варягов овладел
государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим"
[1]. Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого
жителя по две гривны. Протянув, время обещаниями, Владимир укрепил и умножил
русскую дружину, после чего изгнал из Киева ненужных уже варягов-наемников.
Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых в Киеве
к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они
имели свой соборный храм - Святого Ильи. По княжескому приказу был изготовлен
новый истукан Перуна - бога грозы и войны с серебряной головой и золотыми
усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими
истуканами. Там, говорит, летописец, стекался народ ослепленный и земля
осквернялась кровью жертв. Добрыня, посланный племянником управлять
Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый кумир Перунов. (Тут надо
учитывать, что летописец христианин и соответственно его отношение к
язычеству).
"Но сия Владимирова набожность - пишет Карамзин - не препятствовала ему
утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать
Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он
взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка (окаянного);
от другой законной супруги, Чехини или Богемки имел сына Вышеслава; от
третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и
Глеба (по другому источнику их матерью была греческая царевна Анна). Сверх
тою, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в
Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась
его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинности.
Одним словом. Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии".
Став Великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как
государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное
подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В
981 и 982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и
обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и
радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г.
В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских
болгар, а в 1006 г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было
позволено торговать по Оке и Волге.
Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения Руси с западными
славянскими государствами, В 981 г. вследствие войны с Польшей к Руси были
присоединены Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси, Но завоеванием
Червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992 г. упоминается еще
поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это же время Владимир
воевал с Мечиславом (польским королем) "за многие противности его" и одержал
над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром
был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь