Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:56, контрольная работа
Формирование русской государственности, несомненно, имело много общего с аналогичными процессами в других европейских странах. И там и здесь патриархально-вотчинная монархия развертывается в сословно-представительную с ее генеральными штатами, парламентами, сеймами, земскими соборами и т.д. Однако в рамках одной и той же общественно-экономической формации, в русле единого исторического процесса Московская Русь выделяется все же явным своеобразием своего государственного устройства. «Это устройство - целая политическая система, которой нельзя отказать ни в стройности и последовательности, ни в практической пригодности. Пригодность системы доказали ее результаты: она помогла государству в продолжение двух веков с лишком, с половины XV и до второй четверти XVIII века, выдержать трехстороннюю борьбу на западе, юге и юго-востоке, с которой по тяжести ни в какое сравнение не могут идти внешние затруднения, испытанные в те века государствами Западной Европы».
В XIV—XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам.
Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в “Югру на Обь великую реку”. Они разбили на реке Пелыме местного князя Асыку, затем князей югорских на Оби. Поход 1499—1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.
III.1. Конец татаро-монгольской зависимости.
Тогда как молодое Российское государство обрело единство и мощь, Золотая Орда постепенно утрачивала свое былое величие. На протяжении XV века единый Улус Джучи распался на самостоятельные Крымское, Казанское, Сибирское ханства и Большую и Ногайскую Орды. Политическое наследие Золотой Орды восприняла на себя Большая Орда, кочевавшая в Поволжье и на Дону. Около 1460 г. ханом Большой Орды стал Ахмат, мечтавший возродить былую славу ордынских владык и восстановить всю полноту власти над Русью, подобно той, которой обладали ханы XIII—XIV вв. В 1459 и 1460 гг. татары Ахмата нападали на Рязанскую землю, но были отражены. В 1472 г. хан был вновь остановлен на реке Оке, которая с тех пор стала рубежом, на котором московские войска стремились остановить нашествие с юга, но смог взять и сжечь маленький город Алексин. Через восемь лет Ахмат предпринял попытку взять реванш. Момент для нанесения решительного удара по Москве был выбран удачно. Осенью 1479 г. Иван III прибыл в Новгород, где был раскрыт заговор, во главе с архиепископом Феофилом. Новгородский владыка и его сторонники собирались перейти под власть короля Казимира. В то же время, войско Немецкого Ордена напало на Псковскую землю. Воевода, посланный великим князем из Новгорода, внезапно повернул обратно, оставив псковичей один на один с противником. Причиной неожиданного демарша московских войск стал мятеж младших братьев великого князя Андрея Большого Углицкого и Бориса Волоцкого. Они “отступиша” от Ивана III, жалуясь на то, что тот захватил удел их умершего брата Юрия Дмитровского, не считается с их интересами и правами и “силу чинит над ними”. Мятежные братья двинулись из своих уделов в Новгородскую землю, но повернули к литовскому рубежу, разоряя все на пути. Иван III пытался уладить конфликт мирным путем, но поначалу не достиг успеха.
В это время были получены известия о начале похода хана Ахмата на Русь. Хан, несомненно, знал о нападении немцев и мятеже удельных князем; перед походом он заключил союз с королем Казимиром, создав таким образом, враждебную Москве коалицию. Войско во главе с самим великим князем выступило на юг и расположилось по берегу реки Оки, препятствуя татарской коннице переправиться через реку и напасть на центральные территории Московского государства. Ахмат остановился на другом берегу Оки, пытаясь найти слабые места в обороне русских. Через два месяца, убедившись, что Оки им не перейти, татары двинулись к западу, на реку Угру, где Ахмат рассчитывал соединиться с войском короля Казимира. Тем временем, Иван III смог договориться с братьями, обещав им территориальные уступки. Князья Борис и Андрей Васильевичи двинулись на соединение с армией, стоявшей против Ахмата уже на реке Угре. В отсутствие Ивана III войска возглавлял его старший сын от первого брака решительный и храбрый военачальник Иван Молодой. Сам великий князь пребывал в колебании, раздумывая, стоит ли ему отправляться к войску. В его памяти были свежи воспоминания о пленении татарами его отца Василия II и о последовавших за тем трагических событиях. Воодушевить великого князя взялся ростовский архиепископ Вассиан. В своем послании он призывает великого князя крепко стоять против “окаянных сыроядцев” (т.е. татар), приводит примеры воинской доблести князей Святослава Игоревича, Владимира Святославича и Дмитрия Донского, называет Ахмата “поганым” супостатом, на которого Бог даст государю “жезл силы” и укрепит его “честное царство”. Впрочем, Иван III отправился к войску еще до написания этого послания, созданного во время начавшегося в октябре 1480 г. противоборства – стояния на реке Угре. Татары сделали несколько попыток прорвать оборону московских войск, но все они были неудачными. В начале ноября хан отступил, татарская конница двинулась в степи, преследуемая русскими войсками. Попытка хана подчинить Москву провалилась. Именно отражение нашествия Ахмата считается концом ордынского ига. Отступая, хан разорил литовские волости, мстя королю за то, что тот не пришел к нему на помощь. С захваченным “полоном” Ахмат расположился на зимовку на устье Донца, где был убит тюменьским ханом Ибаком. Могущество Большой Орды было разрушено. Однако, на смену этой опасности пришли другие – с востока и юга Российское государство окружали Казанское и Крымское ханства.
Заключение
Процесс формирования единого общерусского государства занял во времени несколько веков.
Решающее влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Одержав победы над своими соперниками и достигнув значительных успехов в борьбе с Золотой Ордой, московские великие князья выступили в качестве главной политической силы на Руси. Светские и. духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами. При этом различные группировки феодалов неодинаково относились к перспективе укрепления московской великокняжеской власти. Новгородское боярство и духовенство, например, стремились сохранить государственную и церковную самостоятельность в своей земле. Аналогичным было положение в Пскове и в некоторых других землях. Московское боярство поддерживало идею объединения всех русских земель под властью Москвы, но сопротивлялось усилению личной власти великого князя. Сепаратистские тенденции особенно сильно проявлялись в политике удельных князей.
Прослойка служилых людей — условных феодальных держателей — только еще формировалась. Однако этот процесс заметно активизировался по мере присоединения к Москве новых территорий и перехода во владение московских князей значительного фонда земель. Служилые люди были более всего заинтересованы в сильной государственной власти.
Торгово-ремесленным элементам города деревни также нужно было установление сильной единой власти на территории страны, поскольку она обеспечивала необходимые для развития торговли и ремесла прекращение междоусобных войн и внешнюю безопасность.
Народные массы — крестьяне, ремесленники, промысловые люди — надеялись получить в лице великокняжеской власти «справедливую» власть, надежную защиту от притеснений и произвола со стороны местных правителей и их администраций, а также защиту от нападения внешних врагов.
В результате объединения образовалась
огромная держава, самая крупная
в Европе. В рамках этого государства
была объединена русская (великорусская)
народность. При этом российское государство
с самого начала формировалось как
многонациональное, хотя при этом занявшая
ведущее положение в
Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в те славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Летописец отразил эти чувства своих современников: “Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире”.