Причины возникновения и отличительные черты приказной системы в России в XV – XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Основная цель представленной работы рассмотреть формирование, эволюцию, структуру и принципы деятельности приказной системы в XV – XVII веках.
Работа построена в основном на использовании метода анализа источников, которые можно подразделить на законодательные, делопроизводственные, статистические, мемуары, записки и т. д. Кроме этого, была предпринята попытка применения метода исторического диалога, то есть обращения к данной эпохе с конкретными вопросами, ответить на которые можно опять же через конкретные источники.

Содержание

Введение 3
§1. Причины возникновения и отличительные черты приказной системы в России в XV – XVI вв. 7
§2. Формирование приказной системы в России 13
Глава II. Структура и принципы деятельности приказов 20
§ 1. Организация и сферы деятельности приказной системы 20
§ 2. Приказная бюрократия, ее структура и принципы деятельности 29
Заключение 37
Источники и литература 40

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

    Московский  государь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, в управлении ею уже не мог обходиться при помощи тех органов, которыми пользовались его предшественники — Московский и другие удельные князья. Такими органами, как уже было сказано в своем месте, в центре государства были управители отдельных отраслей обширного дворцового хозяйства — дворецкий, казначей, стольник, чашник, конюший, ловчий, сокольничий и другие путные бояре, а в уездах и волостях — наместники, волостели и тиуны. Те дела, которые выходили из ведения всех этих правителей, решал сам князь единолично или советуясь с боярами. Органам княжеского управления в удельную эпоху были должностные лица, но не учреждения, не присутственные места с определенным кругом дел, с канцелярией и архивами. С объединением Великой Руси вокруг Москвы усложнились непомерно и увеличились правительственные задачи, и Московскому государю стало уже невозможно обходиться при помощи старых удельных сотрудников, а понадобилось много и других, новых, а главное — невозможно стало править так, как раньше — через лиц, потребовалось создать целые учреждения, присутственные места, бюрократические средоточения. Такие учреждения получили название приказов.

    Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI в. Именно тогда  приказы стали ведать важнейшими отраслями управления, получили более  или менее устойчивый штат, характерное  делопроизводство, за ними официально закрепилось название «приказы». На протяжении XVI—XVII вв. существовало около ста таких учреждений. Однако нельзя считать, что все они действовали одновременно. Постоянно функционировали лишь 40-50, остальные возникали и прекращали свою деятельность по мере надобности. Важнейшими приказами были три: Посольский, Разрядный и Поместный. Они являлись основным стержнем системы государственного управления России на протяжении более чем двухсот лет. В неопределенности числа приказов состояла суть самого приказного строя — текучего, изменявшегося, приспосабливавшегося к различным историческим условиям и в то же время неизменного. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил обычай, проверенный веками опыт: приказные люди легко разбирались в хитросплетениях разнородных дел.

    Все приказы делятся натри большие  группы:

    1) Приказы общегосударственной компетенции;

    2) Дворцовые;

    3) Патриаршие;

    Первая  группа приказов сосредоточивала в  себе основные функции по управлению Российским государством. Она являлась самой многочисленной и включала в себя как постоянные, так и временные Приказы.

    Централизация и систематизация приказного управления в XVI-XVII вв. оказывалась невозможной  потому, что в основе образования  и функционирования приказной системы лежали такие принципы, которые не позволяли ей сложиться в строгую систему отраслевого управления. Сосредоточение в отдельных приказах разнообразных дел сочеталось с распылением однородных, идентичных дел между несколькими приказами, что создавало своеобразную ведомственную чересполосицу. Например, Посольский приказ занимался не только внешней политикой, но и массой других дел; в нем вели учет живших в России иностранцев, ведали касимовскими татарами, выкупом пленных и т. д. С 60-х гг. XVII в. Посольский приказ заведовал почтой, делами донских казаков, судом и сбором таможенных и кабацких доходов, назначением воевод, приказных людей и т.д. Поместно-вотчинные дела судились в Поместном приказе, но они же входили в компетенцию некоторых других приказов: Разрядного, Сибирского, Казанского.

    Приказ  возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат дьяков и  иных должностных лиц. Приказная  изба имела своих уполномоченных на местах. Приказная бюрократия назначалась  из дворян. Контроль за деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно уменьшалось. Каждый приказ ведал определённым направлением государственной деятельности: Посольский приказ ведал дипломатической службой; Разбойный приказ – наказывал за разбойные и лихие дела; Поместный – ведал выделением земли за службу; Ямской – ведал ямской (почтовой) службой и т.д. До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые пути (из которых и произошли приказы), обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

    Практическая деятельность приказов вплоть до конца XVII в. оставалась одним из важнейших механизмов в структуре нормотворческого процесса; разработка и совершенствование законодательства в XVII в. приводили к постепенному сокращению роли и значения правовых обычаев и приказной практики как регуляторов функционирования приказов.

    Приказы, будучи органами центрального управления в XVI-XVII в., находились под жестким  контролем со стороны вышестоящих  органов государственной власти. В полной мере обладая исполнительной функцией, приказы были фактически ограничены царем и/или Боярской думой в своей распорядительной деятельности. Особенностью приказов как органов государственной власти являлось наделение их судебными полномочиями, территориальной компетенцией. Специфика приказов как системы органов государственной власти заключалась в отсутствии четкого разграничения компетенции; она определялась исключительно распоряжениями царя и Боярской думы. 

      Источники и литература

  1. Соборное Уложение 1649 г. /Текст. Комментарии. под ред. Манькова А.Г., Абрамовича Г.В., Миронова Б.Н., Панеяха В.М.  – Л.:Знание, 1987. – 153 с.
  2. Российское законодательство X – XX вв. в 9 – ти т. – М: Наука,1985. Т. 2. – 374 с.
  3. Абсолютизм в России XVII – XVIII. -  М.: Издательство политической литературы, 1964. – 181 с.
  4. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. – Новосибирск: НГУ, 1997. – 357 с.
  5. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия России XVII века и ее роль в формировании абсолютизма. – М.: Правда,1987. -215 с.
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. – Спб.: Питер, 2009. – 827 с.
  7. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. – М.: Политиздат, 1961.- 197 с.
  8. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – М.: Наука, 1980. – 164 с.
  9. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. – Спб.: Питер, 2009. – 765 с.
  10. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. – М.: Политиздат, 1961. – 172 с.
  11. Чернов А.В. О классификации центральных государственных учреждений XVI – XVII вв. – М.: Издательство политической литературы, 1958. – 201 с.
  12. Юркин Н.Г. Приказная бюрократия при Иване IV.//Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика. Материалы конференции. – Иваново, 1998. – 267 с.

Информация о работе Причины возникновения и отличительные черты приказной системы в России в XV – XVI вв