Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:51, реферат

Краткое описание

В 1988 году тысячелетие принятия Русью христианства широко праздновалось в СССР и за рубежом. В это время мне, семнадцатилетней школьнице, как, думаю и многим моим сверстникам, было не совсем понятно: что же это за такой великий праздник, в особенности для нашей страны? Я принадлежу к тому поколению людей, которых воспитывали на принципах атеизма. Вообще в те годы история, как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей

Содержание

I. Вступление.
II. Христианство, как одна из мировых религий.
1) Происхождение христианства, причины его возникновения.
2)Обособление западной и восточной церквей. Начало распространения греко – православного вероисповедания в Восточной и Юго-Восточной Европе.
III. Начало распространения христианства на Руси.
1) Легенда об Андрее Первозванном.
2) Сведения о крещении князей Аскольда и Дира.
3) Крещение княгини Ольги и его значение.
IV. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче.
1) Попытка реформы язычества.
2) Выбор направления религии.
3)Различные версии происхождения христианства на Руси, высказанные историками XIX и XX вв.
4) Процесс крещения Руси.
5) Возникновение двоеверия.
V. Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение.
VI.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории (окончательный вариант).doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Излагая эти события, летописец упоминает о неких людях, «не знающих истины», которые утверждают, что Владимир крестился не в Корсуни, а в Киеве, или в Василеве, или других городах. Следовательно, существовали и другие предания о крещении Владимира. Эта оговорка летописца позволила некоторым историкам XIX и  XX вв. выдвинуть несколько версий по поводу того, какого рода христианство было первоначально принято на Руси и откуда оно пришло.

Историк Михаил Дмитриевич Приселков предложил «болгарскую» версию распространения христианства на Руси. Он предположил, что, стремясь к созданию независимой от Византии церкви, князь Владимир нашел поддержку в Болгарии, на территории которой находилось самостоятельное, независимое как от Константинополя, так и от Рима Охридское архиепископство (в период с 972 по 1018г. Охрид был столицей Болгарского государства). В 1037 г. Болгария лишилась церковной самостоятельности, а вслед за ней и русская церковь перешла под управление константинопольской патриархии. Это и обусловило изменение официальной версии крещения Руси.

С критикой суждений Приселкова выступил специалист по русскому летописанию Алексей Александрович Шахматов. Он считал, что крещение Руси произошло до княжения Владимира. Ведь еще до него здесь появились церковнославянский язык и болгарская письменность, что отразилось в договорах с греками. Богослужения в церкви Святого Ильи также совершались на болгарском языке духовенством из Болгарии. Что касается Владимира, то он изменил ориентацию русской церкви именно в греческом направлении, разорвав исконную связь Киева с Болгарией.

Другой известный историк, Александр Евгеньевич Пресняков, разделяя точку зрения Приселкова о раннем развитии связей между русской и болгарской церквами, предположил, что за долго до смерти княгини Анны (сестры византийских императоров) Владимир развелся с ней и женился на болгарской царевне (в летописях упоминается некая «болгарыня», мачеха Ярослава, ставшая матерью будущих святых – Бориса и Глеба). Благодаря влиянию Болгарии русское христианство времен Владимира носило светлый, жизнерадостный характер. Главным средством спасения души были провозглашены милостыня и нищелюбие. Выражением этих идеалов были знаменитые «пиры Владимира», устраивавшиеся князем для всего населения Киева. В XI в., в княжение Ярослава, на Руси усиливается влияние Византии, характер христианства становится более аскетическим, далеким от мира, появляется монашество и создаются первые монастыри.

Оптимистический характер первоначального христианства на Руси некоторые историки связывают с влиянием западнославянских просветителей. Существует версия, что Русь приняла христианство от западных славян.

В исторической литературе высказываются различные предположения и называются самые разные страны, имевшие возможность повлиять на принятие Русью христианства. В роли проповедников выступают даже ирландские миссионеры!

Но все же наиболее достоверной  продолжает оставаться «византийская» версия. Современное ее изложение принадлежит историку Олегу Рапову. В сентябре 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к князю Владимиру. Тот в свою очередь потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Однако христианке не подобало выходить замуж за язычника, поэтому императоры настаивали на крещении Владимира. Между Русью и Византией был заключен договор о династическом браке и военной помощи. После разгрома войск Фоки под Христополем и Авидосом  Анна  должна была отправиться в Киев. Однако Василий  и Константин не спешили с исполнением взятого на себя обязательства; тогда Владимир осадил византийский город Херсонес (Корсунь). После девятимесячной осады город был взят. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием и восстановить мирные отношения. Крещение Владимира и его брак с наследницею римских императоров  были совершены в завоеванном им Корсуне. Затем русское войско и князь с женой вернулись в Киев,  и там, не позднее конца лета 990 г., произошло крещение киевлян. Вместе с новой княгиней приехали в Киев митрополит Михаил, поставленный в Константинополе для новой церкви, а также «попы царицыны и корсунские», которые немедленно принялись за дело. Крещение дружины прошло, надо думать без всяких инцидентов. О крещении других слоев населения, цепко державшихся старой веры, летопись рассказывает весьма пикантные подробности, свидетельствующие о том, что подвластное дружине население приходилось загонять в христианский рай дубиной. По приказанию князя, киевляне обоего пола, господа и рабы, старики и дети вошли в священные воды Днепра, между тем  как греческие священники, стоя с Владимиром на берегу, читали над ними молитвы крещения. Перун был бит кнутом и брошен в реку. О дате и обстоятельствах этого события ученые спорят до сих пор, что обусловлено трудностью анализа разноязычных источников с различной системой летоисчисления. Но когда бы не произошло крещение Владимира и его подданных (между 988 – 990 гг.) этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь.

Вслед за Киевом необходимо было крестить Новгород, и туда Владимир отправил духовенство. Но, опасаясь сопротивления новгородцев, Владимир послал также войско во главе со своим дядей Добрыней (« Путята  крестил Новгород мечем, а Добрыня огнем»). В не дошедшей до наших дней Иоакимовской летописи (обширные отрывки из нее приводил крупнейший знаток русского средневековья Василий Никитич Татищев) подробно описывается крещение Новгорода. Население города встретило своих крестителей как врагов и оказало им упорное вооруженное сопротивление. А в отдаленном Ростове, где крещение прошло, по-видимому, без особых инцидентов, очень скоро наступила жестокая реакция. Первые два ростовских епископа сбежали от туда, «не терпящее неверия и досаждения людей». Против третьего епископа, Леонтия, поднялся бунт, его хотели изгнать из города и даже убить; только четвертому епископу Исаии, удалось «предать огню» все идолы, стоявшие в Ростове и его области, и «напоить» тамошних жителей своим учением, вероятно не без содействия военной силы. Для крещения всех восточнославянских племен, объединившихся вокруг Киева, понадобилось более ста лет. Это произошло на рубеже XI -   XII вв.

 Акт принятия христианства  в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе; это был длительный и сложный процесс. И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию – смешению языческих и христианских верований и обрядов, что было в известной мере характерно и для других европейских стран. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском. При рождении средневековый человек получал два имени – языческое и крещальное, а в придачу к ним – прозвище («Свибло», т. е. шепелявый, «Толстой» или «Вареные ноги»), сопровождавшее его всю жизнь. Понятие фамилии появится в феодальном кругу в XV в., а у крестьян – только к концу XIX в., и то лишь по официальным документам. Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении остались заговоры на все случаи жизни. В повседневной жизни за помощью в деликатных ситуациях обращались не только к священнику, но и к местным колдунам - волхвам за «зельем» для «приворожения», лекарственными травами  или просто  за советом. Духовенство осторожно и постепенно вводило языческие  ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческие русалии и Рождество Предтечи. Христианские святые, подобно языческим божкам, принимали на себя «заведование» повседневными житейскими проблемами: святые Илья, Егорий (Юрий) и Микола превратились в покровителей сельскохозяйственных работ и помощников земледельца; Николай-угодник был покровителем всех путешествующих и странствующих; святому Антипу надлежало молиться об избавлении от зубной боли, а Моисею Мурину – от   « винного запойства». Князья в XI -XIII вв. так же, как и их подданные, носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»);  на княжеских дворах устраивались веселые пиршества с «играми»,  на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. По замечанию знаменитого русского историка С.М. Соловьева, древнее языческое общество не вдруг уступило новой церковной власти свои права, а оно боролось с нею, и боролось долго. Элементы язычества сохранялись на Руси на протяжении долгих столетий, доходило даже до открытых выступлений языческих жрецов – «волхвов». Но поворот вспять, к язычеству, стал невозможным.

  Большинство историков подчеркивают  насильственный, принудительный характер  крещения Руси. Многие люди, не  желавшие креститься, убегали в  леса, убивали и грабили священнослужителей. Язычники не раз становились  участниками крупных антикняжеских восстаний. Однако было бы ошибкой сводить весь процесс христианизации  исключительно к насилию со стороны государства. Введение христианства на Руси принципиально отличалось от насильственного крещения языческих племен Прибалтики крестоносцами или индейцев Америки – испанцами. Распространение новой религии на Руси не являлось упорным насаждением извне чужой культуры. Это был закономерный и естественный процесс: в IX в. христианство приняли Болгария и Чехия, в  X в. – Польша, Дания и Венгрия, в XI в. – Норвегия и Швеция, что в целом завершало процесс формирования европейской цивилизации. По мнению некоторых ученых, крещение Руси князем Владимиром Святославичем стало завершением крупной настоящей реформы  в духовной сфере, сопоставимой по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории с преобразованиями Петра I. Во-первых, в отличие от своих предшественников князь прочно обосновался в Киеве – религиозном центре страны (тогда как его отец, Святослав, намеревался перенести свою столицу на Дунай).  Во-вторых, Владимир стремился  политически объединить все союзные славянские племена с помощью общей для всех религии – христианства.

V. Причины принятия новой религии – православного христианства и его значение.

При всей ценности летописных источников, в них вряд ли можно найти исчерпывающий ответ на вопрос о причинах принятия христианства во времена Владимира.

Широкий спектр версий об истоках и ходе процесса христианизации Руси, представленных в трудах российских историков прошлых лет и современности имеет несомненное значение. Однако, на наш взгляд, основное значение имеет вопрос об исходных, исторически обусловленных причинах превращения языческой Руси в Русь христианскую.

Историческая наука, опираясь на обобщённые данные из различных источников, выделяет следующий комплекс основных причин культурно – политического характера.

Первая – усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

Вторая – несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а так же не славянских народов. Это противоречие являлось препятствием для объективно обусловленного процесса политической централизации восточно-славянских племенных объединений и его необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать  и единый религиозный культ.

Третья – существование язычества на Руси препятствовало также межгосударственным политическим и экономическим контактам. Центром мировой политики того времени были христианская Европа и Восточно-римская империя.  Языческое государство не могло выступать в качестве равноправного политического, торгового, военного партнёра во взаимоотношениях с христианскими странами и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, правители Европы и Византии не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.

При анализе любого исторического явления не меньшую значимость, чем  рассмотрение причин и условий его возникновения, имеет оценка влияния данного явления на дальнейший ход исторического процесса.

Переход в христианство имел объективно-прогрессивное значение. Он способствовал  скорейшему отмиранию пережитков родового строя. Изменился гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. В первую очередь это сказалось в отношении брачного права. Например, как уже говорилось выше,   у князя Владимира было пять «водимых», т. е. законных жен, не считая наложниц. В те времена многие имели по нескольку жен. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской Церкви.

Тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран. Цель Владимира – встать вровень с развитыми феодальными монархиями, а для этого необходима была феодальная реформа. Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием  христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с князьями создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие владения.

Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере она боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Церковь и ее иерархи стремились укрепить политический авторитет князей и придать их власти сакральный (священный) характер. Это также способствовало объединению страны и дальнейшему ее развитию.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т. д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Через христианство Русь стала знакомиться с новой архитектурой, знаменными распевами, своеобразным декоративно-прикладным искусством, иконой, смальтой, фреской – со всем тем, без чего не существовало в ту пору христианского богослужения. Русь знакомилась с искусством, в котором превалировало изображение человека. Это искусство несло с собой и новые нравственные ценности, имеющие общечеловеческое значение. Греческие художники и зодчие создавали в новообращенной стране шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г., и сейчас является памятником архитектуры, шедевром древнерусского зодчества. Не менее  известным образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. в Новгороде Софийский собор. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой  скульптуры. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение на славянском языке. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Письменность в древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы которой вошли и в современный русский алфавит. Особенно быстрое  развитие Русской письменности происходило в XI в., когда потребность в церковных книгах на доступном для всех славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. В Западной Европе в тоже время утвердились богослужение и церковное чтение на латыни, которой владела весьма незначительная часть общества.

Информация о работе Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение