Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 21:51, реферат
В 1988 году тысячелетие принятия Русью христианства широко праздновалось в СССР и за рубежом. В это время мне, семнадцатилетней школьнице, как, думаю и многим моим сверстникам, было не совсем понятно: что же это за такой великий праздник, в особенности для нашей страны? Я принадлежу к тому поколению людей, которых воспитывали на принципах атеизма. Вообще в те годы история, как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей
I. Вступление.
II. Христианство, как одна из мировых религий.
1) Происхождение христианства, причины его возникновения.
2)Обособление западной и восточной церквей. Начало распространения греко – православного вероисповедания в Восточной и Юго-Восточной Европе.
III. Начало распространения христианства на Руси.
1) Легенда об Андрее Первозванном.
2) Сведения о крещении князей Аскольда и Дира.
3) Крещение княгини Ольги и его значение.
IV. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче.
1) Попытка реформы язычества.
2) Выбор направления религии.
3)Различные версии происхождения христианства на Руси, высказанные историками XIX и XX вв.
4) Процесс крещения Руси.
5) Возникновение двоеверия.
V. Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение.
VI.Заключение.
П л а н р е ф е р а т а :
I. Вступление.
II. Христианство, как одна из мировых религий.
1) Происхождение христианства, причины его возникновения.
2)Обособление западной и восточной церквей. Начало распространения греко – православного вероисповедания в Восточной и Юго-Восточной Европе.
III. Начало распространения христианства на Руси.
1) Легенда об Андрее Первозванном.
2) Сведения о крещении князей Аскольда и Дира.
3) Крещение княгини Ольги и его значение.
IV. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче.
1) Попытка реформы язычества.
2) Выбор направления религии.
3)Различные версии происхождения христианства на Руси, высказанные историками XIX и XX вв.
4) Процесс крещения Руси.
5) Возникновение двоеверия.
V. Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение.
VI.Заключение.
I. Вступление.
В 1988 году тысячелетие принятия Русью христианства широко праздновалось в СССР и за рубежом. В это время мне, семнадцатилетней школьнице, как, думаю и многим моим сверстникам, было не совсем понятно: что же это за такой великий праздник, в особенности для нашей страны? Я принадлежу к тому поколению людей, которых воспитывали на принципах атеизма. Вообще в те годы история, как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Многие годы нам говорили, что бога – нет, что религия это способ задурманивания людей, что церковь это пережиток прошлого. Сегодня, мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.
Проблема принятия христианства Древнерусским государством была актуальна во времена княгини Ольги и князя Владимира. Не утратила она своей актуальности и в наши дни, когда люди снова начинают обретать веру, когда восстанавливаются разрушенные большевиками старинные и строятся новые храмы, когда в нашу жизнь вернулись прекрасные христианские праздники.
Мне кажется, что в нашем обществе стали происходить перемены к лучшему. Да, тогда в 1988году, многие из нас не поняли всей грандиозности великого события, значение которого для истории нашей страны трудно переоценить. С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления. В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем бога на устах.
Более ста лет понадобилось молодому Русскому государству, для того чтобы его население приняло истинную веру. Сколько лет понадобится современной России, для того чтобы ее народ повернулся лицом к богу? Может быть сто, а может быть и двести. Наверное, сменится не одно поколение людей, но я думаю, что, в конце концов, вера людей восторжествует, ведь нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.
II. Христианство, как одна из мировых религий.
По времени возникновения христианство было второй из мировых религий (после буддизма). Его история теснейшим образом сплелась с историей народов, прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.
Сейчас христианство – самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой. Вероятной родиной христианства считается Малая Азия.
Основным и важнейшим условием происхождения христианства было образование Римской империи. Создание мировой монархии подготовило почву для нивелированного культа. Но почему понадобилась новая религия? Старые религии были племенными и национальными религиями, которые выросли из общественных и политических условий каждого народа и срослись с ними. Эти религии сами по себе не могли выйти из своих национальных границ. Кроме того, разрушение тех государств, где сложились эти религии, подорвало их основу. Нужна была более гибкая религия, которая бы не была связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы населения Римской империи.
Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. В IX-X вв. оно распространяется среди славянских народов. К X вв. почти вся Европа стала христианской.
Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III-IV вв. н. э.) привело к постепенному обособлению западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) церквей. В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. На Руси, куда христианство проникло в X в. православие стало господствующей, официальной религией. В течение многих веков христианская церковь во всех европейских странах была оплотом феодально-крепостнического строя. В России православная церковь идейно поддерживала царскую монархию и фактически целиком ей подчинялась.
III. Начало распространения христианства на Руси.
X век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи.…Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой. Историки до сих пор спорят, сравнивая старинные свидетельства, пытаясь определить, где правда, а где вымысел, оценивая причины тех или иных событий.
Древнерусские летописи
Начало распространения христианства на Руси церковная традиция связывает с именем апостола Андрея Первозванного – одного из учеников Христа, согласно церковному приданию, предпринявшего «хождение на Русь» еще в I в. н. э. Античные авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола «в Скифии», а русские летописи рассказывают о том, что Андрей Первозванный дошел до киевских гор. Здесь он водрузил крест и предсказал своим ученикам, что «на сих горах возсияет благодать Божия и град велик будет» с множеством храмов. Далее сказание «о хождении апостола Андрея Первозванного на Русь» повествует о посещении им места, где впоследствии возник Новгород. Большинство современных историков считают это сказание позднейшей легендой.
Достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX в. В окружном послании патриарха Константинопольского Фотия 867 г. говорится о крещении «русов», незадолго до этого предпринявших поход на Византию. В русских летописях под 866г. действительно содержится рассказ о походе на Царьград князей Аскольда и Дира. В связи с этим ряд историков предполагает, что первое крещение Руси было совершено при этих полулегендарных киевских князьях. Дальнейшие летописные сведения подтверждают это предположение. Так, часть дружинников, княжившего гораздо позднее Игоря, уже были христианами. Под 944 г. в летописи рассказывается о заключении договора Руси с Византией. В частности описана клятва о соблюдении условий договора, данная представителями Руси. При этом крещенные русичи клялись на кресте в киевской церкви Святого Ильи, а язычники присягали на оружии и клялись богом Перуном. Церковь Ильи названа соборной (т. е. главной), а это значит, что к 944 г. в Киеве были и другие церкви. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря – княгиня Ольга, принявшая крещение в 955г.
«Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – мудрою», - пишет Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского». Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами. Не исключено, что она имела собственные вооруженные отряды. По-видимому, Ольга, располагая определенной политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа. Однако на первый план она выдвигается после гибели своего мужа князя Игоря, убитого в 945г. древлянами во время сбора «полюдья». Наследник князь Святослав, по свидетельству летописи, был еще слишком мал, поэтому на плечи княгини легла вся тяжесть управления.
Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли. Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на свое языческое окружение. Ее крещение приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.
Историки до сих пор спорят, когда и где именно – в Киеве или в Константинополе – крестилась Ольга. Согласно летописи, в середине 50 – х гг. X столетия она «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Нестор рассказывает, что она отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному, удивила его своею хитростью и твердостью и была окрещена под именем Елены; восприемником ее был греческий царь.
Скорее всего, Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в ее дружине были христиане, в Константинополь ее сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» византийского императора, что выделяло ее среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре все еще лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол.
Однако крещение Ольги не повлекло за собой введение христианства на Руси. Даже ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому, продолжая жить по языческим обычаям». Масса воинов питала только отвращение к христианству. «Если кто-нибудь из воинов великого князя хотел принять христианство, - говорит Нестор, - ему не препятствовали, но смеялись над ним». Старания Ольги обратить к христианству Святослава, уже совершеннолетнего и правившего государством, не имели успеха. Он не хотел быть посмешищем для своей дружины, приняв чужую веру. «Моя дружина будет смеяться надо мною», - отвечал он на мольбы своей матери и часто, как свидетельствует Нестор с прискорбием, «обижал ее». Тщетно говорила Ольга, что «если он крестится, то его примеру последуют все». Мнение народа еще не было настолько благосклонно к христианству, чтобы пример князя мог иметь такое могущественное влияние. Следовательно, христианка Ольга, первая из русских вступившая в царствие небесное, осталась исключением, на которое языческая аристократия не обратила внимания.
Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире Святославиче христианство на Русской земле имело более чем вековую историю.
IV. Крещение Руси при князе Владимире.
Сам князь Владимир поначалу предстает на страницах летописи как человек, полностью разделяющий языческие нормы поведения. Он, будучи язычником, отличается сластолюбием и многоженством: летопись рассказывает о его пяти законных женах и невероятном количестве наложниц. Но при всей своей чувственности и самых сильных страстях, Владимир питал в глубине сердца религиозное чувство. В 980 г. Владимир предпринимает попытку возвести в ранг государственной религии языческие верования. На высоких песчаных холмах у Днепра, за своим теремным двором в Киеве, он велел воздвигнуть идолов, деревянный истукан Перуна с серебряною головою и с золотыми усами. В это время в Киеве еще происходили человеческие жертвоприношения. В 983 г., у ног этого Перуна, толпа язычников–киевлян растерзала двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву богам. Но время древних богов миновало: Владимир страдал от совершавшегося тогда на Руси религиозного переворота. Он чувствовал необходимость новой веры. Тогда, по словам Нестора, он решил узнать, какая из религий самая лучшая. С этой целью, по совету бояр и «старцев градских», были отправлены послы («десять мужей добрых и смысленых») к мусульманам, евреям, католикам. Представителями первых были волжские болгары, представителями вторых, конечно, были хазары, или евреи-караимы; представителями третьих – поляки и германцы. Владимиру не понравился ни ислам, предписывавший обрезание и запрещавший вино («Руси есть веселие пити, - заметил Владимир, - не можем без того быти»), ни иудейство, последователи которого, изгнанные из своего отечества, рассеялись по всей земле, ни католицизм, который, по мнению Владимира, не отличался достаточною пышностью церемоний. Напротив, отправленные в Константинополь послы возвратились в полнейшем восхищении. Великолепие Софийского храма, блеск священных одежд, пышность церемоний, на коих присутствовал император со всем своим двором и патриарх с многочисленным духовенством, фимиам, стройность песнопения – все это сильно подействовало на воображение варваров. Они с восторгом рассказывали о православном богослужении в соборе Святой Софии: «Не свемы (т. е. не знаем) на небе ли есмы были, или на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя…». Наконец, последние сомнения Владимира рассеялись, когда бояре сказали ему, «аще бы лих закон греческий, то небы баба твоя прияла Ольга, яже премудрейша всех человек».
К 988 году летопись относит рассказ об удачном походе Владимира на византийский город в Причерноморье – Херсонес (Корсунь, ныне в черте города Севастополя). Князь потребовал от совместно правящих византийских императоров Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Далее повествуется о крещении Владимира и его женитьбе на греческой царевне.
Информация о работе Причины принятия Русью новой религии – православного христианства и его значение