Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

Немецкие колонисты поселились на территории Таврической губернии в начале XIX века.* Выходцами из Цюрихского кантона, Вюртемберга, Бадена, Прирейнской Баварии, Нассау и других мест были основаны колонии на Крымском полуострове: Судак (1804 г.), Цюрихталь (1804 г.), Гейльбрюн (1804 г.) в Феодосийском уезде; Нейзац (1804 г.), Розенталь (1805 г.), Фриденталь (1805 г.), Кроненталь (1810 г.) в Симферопольском уезде. В материковых уездах губернии колонисты селились, в основном, по берегам реки Молочные Воды: на левом берегу - меннониты, на правом - католики и лютеране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма. ………………………………………………………...3
Льготы от правительства…………………………………………………..4
Виды занятий……………………………………………………………….5
Религия………………………………………...............................................7
Обычаи………………………………………...............................................7
Одежда………………………………………..............................................10
Кухня………………………………………................................................13
Знаменитости. ……………………………………….................................13

Заключение……………………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………….2

  • Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма. ………………………………………………………...3
  • Льготы от правительства…………………………………………………..4
  • Виды занятий……………………………………………………………….5
  • Религия………………………………………...............................................7
  • Обычаи………………………………………...............................................7
  • Одежда………………………………………..............................................10
  • Кухня………………………………………................................................13
  • Знаменитости. ……………………………………….................................13

 

Заключение……………………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Немецкие колонисты поселились на территории Таврической губернии в начале XIX века.* Выходцами из Цюрихского кантона, Вюртемберга, Бадена, Прирейнской Баварии, Нассау и других мест были основаны колонии на Крымском полуострове: Судак (1804 г.), Цюрихталь (1804 г.), Гейльбрюн (1804 г.) в Феодосийском уезде; Нейзац (1804 г.), Розенталь (1805 г.), Фриденталь (1805 г.), Кроненталь (1810 г.) в Симферопольском уезде. В материковых уездах губернии колонисты селились, в основном, по берегам реки Молочные Воды: на левом берегу - меннониты, на правом - католики и лютеране**. Российское правительство предоставило колонистам существенные льготы и привилегии: гражданские свободы, свободу вероисповедания, освобождение от рекрутской повинности и обязанности принимать войска на постой, от уплаты податей и налогов в течение 10 лет; они имели право торговать, заводить фабрики с припиской к ним крепостных людей; получали по 60-65 десятин хорошей земли на семью. Ко времени Крымской войны немецкие колонисты Таврической губернии составляли около 7% ее населения и были третьей по численности группой населения после татар и русских. Наряду с людьми других национальностей немцы оказали большую помощь российской армии, поставляя бесплатно или за минимальную плату фураж, продовольствие, подводы и лошадей для доставки боеприпасов, продуктов, обмундирования, перевозки раненых. В источниках отмечается особая прочность и удобство повозок немецких колонистов. Много раненых было принято колонистами на свое попечение, содержалось за их счет.

 

 

 

 

Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма.

Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились  в 1805 г. Три из них были основаны в  Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).

В 1810 г. (по другим источникам — 1811 г.) в Симферопольском уезде  немцами была основана колония Кроненталь. Они и стали основными «муттерколониями», из которых немцы стали переселяться в другие населенные пункты Крыма, образуя там уже «дочерние» колонии.

Переселение шло из различных  земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.

Но если быть точнее, то в  это время речь шла об их плановом переселении. Европеизация империи  началась еще при Петре I, активно  использовавшем немецкий опыт и специалистов. В «Плане устройства и заселения  Таврической области» после присоединения  Крыма к России Григорий Потемкин писал императрице, что здесь  необходимо поселение «колонистов», «знающих экономию во всех частях, дабы они служили примером тамошним жителям».

Причиной эмиграции немцев было не только приглашение России, но и последствия Семилетней войны  на их родине, французская оккупация  после войны с Наполеоном, неурожаи, голод, строгие и зачастую несправедливые методы управления, например, продажа  солдат в Америку, ограничение свободы  вероисповедания.

С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в  Крым - из Германии и северной части  Таврической губернии. По данным центрального статистического комитета МВД Российской империи, в 1865 году на полуострове насчитывалось уже 45 мест с немецким населением — колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня, хутора. Колонии представляли собой миниатюрные города с правильно распланированными улицами, каменными домами, покрытыми черепицей. В центре стояла школа. Практически все колонисты были грамотны. Школы содержались на их собственные средства. В Крыму было 180 сельских немецких школ, два центральных училища — Нейзацкое и Цюрихтальское, женская гимназия. Для продолжения образования дети отправлялись в Германию. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители.

Льготы от правительства. 
 
Колонисты получили в Крыму значительные наделы земли в 60-65 десятин; они были освобождены от рекрутской повинности и на 3—5-10 лет от налогов. Вместе с тем забота империи о новых переселенцах была не столько благотворительностью, сколько стремлением иметь собственную выгоду. В предписании Таврическому губернатору министр Мертваго в 1804 г. отмечал, что колонисты должны быть примером для остальных, и в них нужно «водворять склонность к труду и сельским упражнениям, а не давать им легкого заработка в виде продажи леса».

В колониях было самоуправление. Немецкими хозяйствами выписывались из-за границы машины, улучшенные породы скота. Вскоре колонии стали цветущими  анклавами. Немцы имели громадные  наделы с высоким качеством земли, тучными стадами скота, вывозили разнообразные товары, в первую очередь  — хлеб. К 1841 году среди колонистов уже были хозяева со значительным имуществом: Бицлер — 340 десятин земли, Земен — 353 десятины, Миллер — 353 десятины, Фаут имел в Судакской долине обширный и высокого качества виноградник. Известны впечатления Анатолия Демидова, который после путешествия по Крыму в 1837 году описывает колонию немцев возле Симферополя: «…все земледельцы доставляют прекрасное молоко, они же — отличные хлебники, и жители Феодосии преимущественно у них покупают сливки, сухари, белый хлеб и прочие хлебные изделия». Немцы слыли также умелыми огородниками — разводили лук, капусту, огурцы, дыни, арбузы, картофель.

В начале XX века приблизительно 3% колонистов были крупными землевладельцами, 80% — середняками и зажиточными  собственниками земли, 17% — безземельными крестьянами, то есть не собственниками, которые в основном являлись арендаторами земли, но довольно крепкими хозяевами с плугом и лошадьми. Основным занятием немцев по-прежнему оставалось земледелие; в больших колониях встречались также ремесленники — колесники, кузнецы. Случаи переселения немцев-колонистов в города были весьма редкими. Туда они приезжали из Германии, поэтому, как правило, немцы-горожане не имели связей с сельскими жителями. В каждом крымском городе были небольшие обособленные немецкие колонии; в Симферополе, например, она насчитывала более 1 тысячи человек.

Виды занятий.

Основной отраслью хозяйства  и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную  систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система  с рациональным севооборотом, интенсивным  удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением.

Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный  комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация  в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.

Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В  каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости  от материального достатка и природных  условий.

Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной  деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного  инвентаря и приспособлений.

В 1990 г. было организовано общественное объединение советских немцев, перерегистрированное через три года как Республиканское  объединение немцев Крыма "Видергебурт" с общекрымским статусом. С 1991 по 1996 гг. зарегистрировано 20 региональных и городских организаций общества. Ими проводится работа во многих во многих направлениях политической и культурной жизни:  в региональных центрах созданы и работают культурные центры ("Дойче клуб"), при которых организованы музыкальные коллективы.

Из них наиболее известны и популярны в Крыму ялтинский  ансамбль "Ласточкино гнездо" (в  настоящее время относится к  Землячеству депортированных немцев Крыма), танцевальный коллектив г. Красноперекопска, ансамбль при "Дойче клуб" г.Симферополя, представлявший Крым на фестивале немцев Причерноморья в Николаеве (сентябрь 1996 г.) и др.;

созданы и работают воскресные школы;  
издается газета "Хоффнунг" ("Надежда") на немецком и русском языках;  
еженедельно на крымском телевидении и радио выходят национальные передачи;  
создано 5 немецких лютеранских евангелических общин; религиозным общинам отдано государством 3 кирхи в Симферополе, Ялте и Судаке.

 В 1995 г. на полуострове  начало работу еще одно национальное  объединение - Землячество депортированных  немцев Крыма. Происходившие в  Крыму культурные мероприятия:  фестиваль немецкой культуры  в Ялте (с 31 сентября по 3 октября  1994 г.), праздник немецкой культуры  в Евпатории (14-15 октября 1995 г.) показали все лучшее, что сделали  немцы в области возрождения  национальной культуры и, самое  главное - людской потенциал, который  имеется у них для этого.

К сожалению, с конца 80-х  годов идет процесс переселения  немцев в Германию. Так, в середине 80-х гг. в Новопокровке, как уже  говорилось, насчитывалось 40 немецких семей, а в 1994 г. - только 10. В ближайшее  время, по всей видимости, останется 3-4 семьи, остальные уже подали или  вскоре подадут документы на выезд  в Германию. Аналогичный процесс  происходит и в с. Янтарном, где в 1991 г. проживало 62 немца, а в 1994 - 14. Остальные уехали в Германию.

На сегодняшний день одним  из главных направлений в работе общественных и государственных  структур является содействие возвращению  депортированных немцев в Крым. Цель - возродить и сохранить этническую общность с присущими ей языком, культурой, национальными традициями, религиозными верованиями. А для того, чтобы возрождать, надо знать историю и бытовую культуру этого народа, связанного с Крымом на протяжении почти двух веков.

Религия.

По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями  двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и  сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть  осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся  паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х гг. меннонитов рассматривают  как самостоятельное этническое образование - этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.

Среди немецких религиозных  общин в Крыму преобладали  евангелическо- лютеранские. В начале XX в. на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): "Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи", "Я (имеется в виду Иисус Христос. - Авт.) пришел своих овец спасти", "Любить и быть любимым - это настоящее счастье на земле", "Господь совершил для нас великое", "Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди". 
 
Обычаи.

Основные праздники немцев, зимние - Рождество и Крещение (День трех волхвов), весенние - Пасха и  Троица и летне-осенние - Тела Христова и Вознесения Марии (католические), а также День Св. Мартина, который является и детским праздником. Особенно торжественно в немецких семьях отмечается Рождество. "Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного", - гласит немецкая пословица.

  Наступлению праздника предшествует адвент (лат. advent - "Он приходит"), сопровождающийся чтением, как правило, детям, отрывков из Священного писания. Адвент начинается с первого воскресенья после 26 ноября и длится до сочельника - 24 декабря. В сочельник, или "святой вечер", в доме заканчиваются все работы, так как наступает самое важное время в году - "Двенадцатидневье", когда было запрещено трудиться. До начала торжества дом и двор полностью убираются, готовятся кушанья (особенно много печется булочек), украшается елка.

Информация о работе Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма