Проблема экспансии в Россию западных ценностей и формирование «массовой культуры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Содержание

I. – Введение……………………………………………………………… 3
Проблема экспансии в Россию западных ценностей и формирование «массовой культуры»
I.2 - Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе…................................................................4
I.3 - Понимание необходимости формирования модель новой российской государственности………………………………………………………….6
I.4 - Формирующаяся структура социальной стратификации…………...8
I.5 - Массовая культура и ее формирование……………………………….13

I.6 - Советская модель массового общества и культуры………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………….....17

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

В 2002-2005 гг. появилась серия кинофильмов: Ф. Янковского («В движении»), Р. Прыгунова («Одиночество крови»), А. Стриженова и С. Гинзбурга («Упасть вверх»), А. Учителя(«Прогулка»), П. Лунгина («Олигарх»). В них поднята проблема цены, которую платит молодое поколение за жизненный успех. Но молодежь внимательнее присматривается не к легализовавшимся бандитам и миллиардерам-нефтяникам, а к карьере отечественного «Билла Гейтса». Им интереснее тип владельца компании по продвижению мобильных средств связи, сетей провайдеров Интернета и т. п. Кинематограф еще не готов программировать его как победителя, но приближается к реальному жизненному прототипу российского предпринимателя, как столичного, так и провинциального (А. Попогребский и Б. Хлебников «Коктебель»). Литература и искусство болезненно ищут подходы к осознанию сути современного предпринимательства.

Впервые в российской истории  не великая русская литература подсказывала образцы должного, а электронные  технологии воспроизводили образ сущего, объективировали его.

Серьезную поддержку в  освоении новых признаков, связей, функций  и отношений, характерных для  информационного (сетевого) общества, в особенности молодежью, оказали компьютер, мобильные средства связи и Интернет. В апреле 1994 г. Международная организация InterNIC зарегистрировала домен верхнего уровня RU. Это событие стало официальным признанием России как государства, представленного во

Всемирной паутине. В 1997 г. количество пользователей Интернетом составляло всего 108 590 человек. В2002 г. Интернетом пользовалось 4 млн. россиян. Появились крупные порталы: Rambler, Яndех, Port.Ru, List.Ru и др. Аудитория каждого портала в месяц составляла сотни тысяч посетителей и приближалась к миллионной.

 

С 1993 г. отмечен колоссальный рост числа покупаемых компьютеров. К 2000 г. он достиг 5 млн. шт. К 2000 г. отставание России от Европы в элементарной обеспеченности компьютерами уже стало некритичным. На руках у пользователей находилось 6,2 млн. персональных компьютеров. В 2009 г. можно говорить о массовой домашней компьютеризации. Она служит эффективным инструментом развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных Потребностей людей и рассматривается как необходимая ступень сформирования информационного общества.

 

 

За два-три года россияне освоили пейджер. Но все рекорды  побило освоение сотовых телефонов, в первую очередь школьниками и студентами. Россияне живо реагируют на появление новых технологий, видят в опциях «мобильника» эффективные возможности для коммуникации, способ освоения меняющегося мира. В 1993г. «мобильники» были лишь у чиновников высокого уровня. В последующие годы их количество ежегодно удваивалось. По данным газеты «Газета», в августе 2004 г. россияне пользовались 54 млн. мобильных телефонов, в октябре — уже 65 млн. В 2005 г. услугами мобильной связи пользовались 126 млн человек. В 2008 г. Россия вышла на второе место в мире по числу мобильных телефонов, обогнав США, причем в крупных городах многие имели по две и более S1M карты.

 

 

 

 

 

Главная проблема заключалась в человеке, использующем новейшие технологии, и целях их использования. В рассматриваемый  период российское общество еще не сформировало объединительной цели, ибо коммунистические и либеральные  общественные ориентиры разнонаправлены  и чужеродны друг другу по своей  сути.Эти ориентиры не стремились, да и не могли найти поле для взаимодействия.

Они создали причудливую мозаичность культурно духовного пространства. Мозаичность усложнена поисками путем использования национальных культур с собственными архетипами

Современные российские либералы стремились приумножить, идейно-нравственный потенциал, обретенный в годы перестройки. Они опирались, главным образом, на идеи высланных в 1922 г. русских  философов, в частности Н. Бердяева, о том, что «классовая борьба — первородный грех человеческих общества». Верные теоретически, эти оценки плохо корреспондировались с результатами экономических реформ. 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая культура и ее формирование

 

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием  средств массовой коммуникации, способных  оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  1. средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  2. средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  3. технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие  на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики  часто оказываются невысокими в  культурном отношении, что снижает  уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений  и т.д.

В последние десятилетия  в контексте развития средств  коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст. т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

 

 

 

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  1. информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  2. индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  3. систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

4.         тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советская модель массового  общества и культуры

 

 

После Октябрьской революции, особенно в 20-30-е гг., процессы "омассовления" в обществе развернулись на качественно и количественно новой основе. Решающую роль при этом сыграли два обстоятельства. Первым из них явилось изменение общественно-политического строя и режима власти, провозгласившей себя "властью масс", рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся, в первую очередь, на "средний класс" и выражавшей его потребности, в советской России массовая культура социально ориентировалась на потребности "низшего класса". Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность, порядок —которые были объявлены исторически бесперспективными, "мещанскими". С другой стороны, этот тип массовой культуры был густо замешан на ценностях доиндустриального, традиционного общества, таких как уравнительное распределение, коллективизм, трудовая взаимопомощь, жертвенный аскетизм и пр.

 Конечно, в СССР  создавалась своя профессиональная  и политическая элита, включавшая  высокооплачиваемых работников  культуры, инженеров, летчиков, профессуру, коммунистический чиновников. Они-то, в действительности, и были подлинными  эпигонами и потребителями советской  массовой культуры, — специфической заменой "среднего класса". Однако экономическое, социальное положение этих групп было крайне неустойчивым. Полностью завися от властей, они подвергались систематическим "чисткам" и репрессиям вплоть до физического уничтожения. А поскольку многие представители так называемой советской интеллигенции имели генеалогические связи с дореволюционными "эксплуататорскими" классами, то они вдобавок ко всем прочим социальным унижениям должны были надевать на себя ханжескую маску "пролетариев умственного труда".

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Духовные  и мировоззренческие настроения и самочувствие россиян обрастают опытом взаимодействия ценностных критериев, обслуживающих информационное общество и каждого индивидуума с собственным национальным архетипом. Начинают выстраиваться цепочки сложных взаимоотношений. Духовная элита, как и общество в целом, все чаще начинает пересекаться с полномочиями и поведением управленческих аппаратов, создаваемой законодательной визой. С 2000 г. этот процесс гибко развивается как процесс взаимоотношений элиты с центральными и периферийными центрами власти. Идет процесс взаимодействия, взаимозависимости, взаимного использования.

Россия  движется по пути к информационному  обществу, вырабатывая собственный  его инвариант. Россияне не хотят  воссоздания ни плановой экономики, ни государства тайной полиции. Не осталось ранее привычной единой системы  предпочтений. В период капитальной  реконструкции российское общество переформировывает свою культурную систему. Общество начинает воспринимать специфический характер и функцию  самой культуры, ее отличие от советской  культуры, когда одна идеология определяла общественный и индивидуальный менталитет, одно литературное или художественное направление формировало общественное сознание. На место регулирующей идеологии и политики партии пришла «информационная власть». В обществе идет интенсивная интеллектуальная работа. Уточняется отношение к историческим и национальным ценностям и культурным феноменам. Они и противостоят, и сосуществуют в культурно-духовном пространстве, не теряя функцию духовного богатства, обретая прагматические и коммерческие черты, облик средств коммуникации.

 

                 Список использованных источников 

 

  1. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учеб./ А.В. Безбородов, Н.В. Елисеева; отв. Ред. А.В. Безбородов.- М.: Проспект, 2010. – Гл. 5 § 2.
  2. Культура на рубеже XX- XXI веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009. С.99-117.
  3. Пронькина А.В. Национальные модели массовой культуры США и России: культурологический анализ. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета им. С.Есенина, 2009. – Гл 2-3.
  4. http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Проблема экспансии в Россию западных ценностей и формирование «массовой культуры»