Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:52, реферат

Краткое описание

Объявление суверенитета России в 1990 году привело к распаду СССР. По аналогии многие прогнозируют распад самой России, поскольку ряд республик не хотят отказываться от государственного суверенитета, закрепленного в своих конституциях. В силу неустойчивости государственных структур и неясности основ федеративной природы России нельзя исключать любого развития государства: распада; возврата к империи; федерализации. Для любого из этих сценариев существуют свои причины и политические силы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Федерализм является одной  из основ, на которых держится наше государство.

Федерализм призван стать  твердой гарантией исторически  сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия  и самоопределения народов, росту  национального самосознания, а с  другой стороны, сочетанию их интересов  с интересами всего общества. Особо  следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном  прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов  и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям  к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических  принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются  его достоинства: общий крупный  рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия  для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства  федерализма проявляются не автоматически.

Необходимо отметить, что  судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых  форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены  и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитарных, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе  управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал  в противостоянии сепаратизму и  безудержному регионализму. Как свидетельствует  весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и её распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

Вопросы устройства российской государственности являются ключевыми  для развития страны, они во многом определяют ее стабильность и через  это влияют на всю политическую ситуацию в мире.

Россия вступила в полосу конституционного кризиса, в основе которого лежат несколько причин, в том числе и проблема определения  федеративной природы государства.

Объявление суверенитета России в 1990 году привело к распаду  СССР. По аналогии многие прогнозируют распад самой России, поскольку ряд  республик не хотят отказываться от государственного суверенитета, закрепленного  в своих конституциях. В силу неустойчивости государственных структур и неясности  основ федеративной природы России нельзя исключать любого развития государства: распада; возврата к империи; федерализации. Для любого из этих сценариев существуют свои причины и политические силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

    1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА

Федерация - одна из трех основных форм государственного устройства. Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.

Федеративное  устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым  институтом конституционного права  каждой страны. Государства по-разному  определяют своё внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения  и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства либо по соображениям решения национального вопроса, либо в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

Федерализм - принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально - территориального устройства ряда современных  государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно - правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

Федерализм  является, прежде всего, способом обеспечения  и сохранения единства, территориальной  целостности государства, учёта  и сочетания многообразных интересов  государства и его частей, их самоорганизации  и саморегулирования, противостояния региональному и этническому  обособлению. Мировой опыт показывает, что федерализм в определённых исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным ), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное пространство, взаимный контроль федерации и её субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово - бюджетные).

Определяющим  критерием идентификации федерализма  как способа принятия решения  в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).

По  своим целям и задачам федерализм не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

1.2 ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В XIX ВЕКЕ

В плане  политического устройства России идеи федерализма возникают в начале XIX в. в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на тринадцать крупных единиц.

Представители Северного тайного общества декабристов  также видели будущее России как  правового государства, построенного по федеративному принципу. В обоих  проектах Конституции Никиты Муравьева  содержался подробный план федеративного  устройства России.

Поскольку федерализм декабристов, как и конституционализм, не имел каких-либо определенных национальных корней, то он, надо полагать, был заимствован  ими из политической практики США, пример которых увлекал передовых людей  тогдашней России. Даже деление России на 13 держав напоминает о том, что  американский союз состоял при своем  образовании из 13 штатов. Над планом конституции работал и декабрист  Г. С. Батеньков, считавший, что ввиду обширности территории, разнообразия климата и нужд населения вся Россия не может быть управляема единообразно, и потому считал необходимым введение областного управления при наличии представительного органа и губернатора.

Крайним противником федерализма в России был Пестель, который видел в  федерализме “новое семя к разрушению”  российской государственности и  ослаблению экономической и военной  мощи России.

Федеративные  идеи содержались в программе  возникшего в конце 40-х гг. XIX-го столетия на Украине “Кирилло-Мефодиевского  братства”, преследовавшего цель освобождения славянских народов, объединения их в единый союз, развития славянской культуры и славянских языков. Какого-либо серьезного политического влияния это общество не имело.

Иное  дело - российское революционное движение. На пражском съезде славян в 1848 г. М. Бакунин выдвинул идею федерации славянских народов. Все славянские народы он предлагал объединить в общий союз во главе с центральным славянским советом, которому принадлежала бы высшая политическая и судебная власть. По мере развития своих анархистских идей М. Бакунин все больше склонялся к конфедеративному союзу общин, призванному заменить современные государства. Федеративный принцип М. Бакунин рассматривал как панацею от могущества грозной централизации, способной задавить свободу.

Высоко  ценил идею федерализма А. Герцен. Убежденный противник российского  самодержавия, он признавал право  на отделение и самобытность не только народов, но и отдельных регионов, например, Сибири.

Взгляды Бакунина и Герцена оказали сильное  влияние на всю радикальную оппозицию  самодержавию, в частности, на программу  газеты “Народное Дело”, в которой  содержалось требование “полной  воли для всех народов, ныне угнетенных империей”, на политическую линию газеты П. Лаврова “Вперед”, группы “Общины”, организаций “Черный передел”, “Народная Воля” и др.

Эти идеи в том виде, как предлагали их авторы, так и остались политическими  утопиями, но уже через несколько  десятилетий Россия стала, хотя и  формально, федеративным государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

2.1 ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТИ ПО ВЕРТИКАЛИ

Особенностью  России на её нынешнем этапе развития является то, что её федерализм переживает переходный период, обретает демократические  формы в сложных экономических  и политических условиях и, прежде всего, в условиях обострения межнациональных  отношений. Отсюда незавершённость, а  иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и её субъектов.

Именно  вопрос разделения власти между центром  и субъектами Федерации оказался ключевым в становлении российского  федерализма, здесь кроются потенциальные  угрозы конституционной безопасности страны. Ни Федеративный Договор 1992 г., ни Конституция РФ не сбалансировали в полной мере взгляды центра и  составных частей России на оптимальную  модель разделения власти по вертикали.

Говоря  о форме разграничения предметов  ведения между Федерацией и её субъектами, необходимо иметь в виду, что преобладающим является установление такого разграничения на уровне федеральной  Конституции, как это имеет место  в большинстве федеративных государств. Конкретные же способы разграничения  могут различаться.

Федеративное  устройство государства находит отражение и в структуре федеральных органов государственной власти России. Это "отяжеляет" государственный аппарат Федерации как таковой, делает его более громоздким, но, тем не менее, необходимо, так как направлено на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государства.

Поскольку все субъекты РФ являются государственными образованиями, они создают свои органы государственной власти. Примечательно, что единую систему органов государственной  власти в России образуют только органы исполнительной. [ч. 2 ст. 77 Конституции РФ Конституция РФ. М., 1993. Ст. 31.]

Особую  роль в поддержании единства системы  исполнительной власти играет Президент  РФ, который вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в  случае их противоречия Конституции  РФ и федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушения  прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом [ч. 2 ст. 85 Конституции РФ].

Поскольку органы законодательной власти самой  Федерации и ее субъектов единой системы не образуют, здесь контроль Федерации за деятельностью ее субъектов возможен посредством обращения в суд.

Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения  в ст. 76 Конституции РФ определены следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься  как федеральные законы и иные федеральные правовые акты, так и  законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации; однако последние  должны приниматься в соответствии с федеральными законами. В случае же противоречия между федеральным  законом и нормативно-правовым актом  субъекта Федерации действует федеральный  закон.[ Конституция РФ. М., 1993. Ст. 30.]

Наиболее  приемлемой, традиционной правовой формой законодательного регулирования на федеральном уровне предметов совместного ведения представляется принятие Основ законодательства РФ. Иногда можно встретить мнение, что такой вид нормативного акта, как "основы законодательства", не предусмотрен Конституцией РФ. Данная точка зрения представляется не вполне обоснованной. Конституция не предусматривает в прямой постановке и таких нормативных актов, как кодекс (тем не менее, уже приняты Гражданский, Уголовный, Воздушный, Водный, Лесной кодексы РФ). Определяющим должно быть не конкретное название того или иного нормативного акта, а его правовая форма, порядок принятия, юридическая сила, место в иерархии правовых актов государства. Именно на базе основ законодательства развивалось бы региональное законотворчество по предметам совместного ведения. С принятием основ законодательства по всем предметам совместного ведения отпала бы необходимость в заключении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (они были бы для всех субъектов РФ разграничены конституционно и законодательно); договору осталось бы место только в процессе делегирования полномочий, уже установленных для соответствующего органа государственной власти (возможна еще также передача посредством договора каким-либо субъектом РФ предметов ведения из его исключительного ведения в совместное ведение РФ и данного субъекта Федерации). Пока же в России договор не только остается формой разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами, но и зачастую превалирует над федеральным законодательством и даже над Конституцией РФ (в частности, договор с Татарстаном).

Информация о работе Проблемы российского федерализма