Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:04, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение происхождения государства, его признаков и форм возникновения. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Возникновения государства» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
1. Понятие социальной власти.
2. Основные теории происхождения государства.
3. Причины и формы возникновения государства.
4. Понятие и признаки государства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Кафедра истории и политологии
по дисциплине «Электоральная культура и гражданственность. Правоведение.»
Направление: 080100с «Экономика»
Шифр: 13-131
Ф.И.О. Рожкова Анна Романовна
Проверил: к.и.н., доц. Черенков Роман Александрович
Воронеж 2013
План
1.Понятие социальной власти.
Целью моей контрольной работы является рассмотрение происхождения государства, его признаков и форм возникновения. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Возникновения государства» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории.
Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Ученые различных областей гуманитарного знания разрабатывают понятие социальной власти в частности, пытаются создать оригинальные теории социальной власти. В итоге сложилось большое количество подобных концепций, но к единому мнению по поводу понятия власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось сущностное оспариваемым, что порождает прямо противоположные его трактовки.
Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.
Социальная власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Существует несколько классификаций социальной власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.
1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
2.Основные теории происхождения государства.
Патриархальная
теория.
Патриархальная теория рассматривает
возникновение государства непосредственно
из разросшейся семьи, а власть монарха
конструируется из власти отца над членами
его семьи. Основателями является Платон
и Аристотель, которые считали, что возникновение
государства есть результат разрастания
патриархальной семьи, глава которой становится
монархом.
Патриархальная теория направлена на
обоснование неограниченности власти
царя, монарха, но истоки этой власти видела
уже не столько в ее божественном происхождении,
сколько в тех формах семьи, где существовали
неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Зародилась эта теория в Греции, обоснование
получила первоначально в трудах Аристотеля,
но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении
англичанина Фильмера "Патриарх".
Роберт Фильмер, сторонник неограниченной
королевской власти, опираясь на Библию,
в сочинении "Патриархия, или Естественная
власть короля" доказывал, будто власть
королей ведет свое начало непосредственно
от прародителя рода человеческого - Адама.
Поэтому государство появляется вовсе
не в результате общественного договора,
заключаемого свободными равными людьми,
который ими же при определенных условия
может быть расторгнут. Государь не назначается,
не выбирается и не смещается подданными,
ибо все они - его дети. Происходя (через
Адама) от бога, монархическая власть,
согласно Фильмеру, вообще не подчинена
человеческим законам.
Договорная и естественно-правовая
теории.
Теория договорного происхождения государства
зародилась в глубокой древности. Эпикур
и некоторые другие философы-софисты в
Древней Греции считали, что государство
создается людьми на основе добровольного
соглашения для обеспечения общего блага.
Однако более глубокая и детальная разработка
этой теории относится к ХVII - XVIII вв. Основными
ее представителями являются Т. Гоббс,
Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев,
П.И. Пестель.
Данная теория основывается на двух постулатах.
Первый состоит в том, что до возникновения
государства и права люди жили в условиях
так называемого естественного состояния.
Этот факт признается всеми представителями
теории, однако само естественное состояние
трактуется ими по-разному. Гоббс полагал,
что люди находились в состоянии "войны
всех против всех", и для того, чтобы
не истребить друг друга, договорились
и образовали государство. Руссо, напротив,
считал, что до образования государства
люди жили хорошо, но для того, чтобы жить
еще лучше, они договорились и образовали
государство, а часть своих прав передали
монарху.
Второй постулат состоит в том, что государство
возникает в результате заключения общественного
договора. Вместе с тем, представители
рассматриваемой теории не рассматривают
наличие общественного договора как необходимый
для возникновения государства исторический
факт. Последний выступает как логическая
предпосылка, без которой невозможно объяснить
отличие государства от первобытного
общества. Не случайно непосредственных
и достоверных фактов возникновения государства
в результате договора история не предъявляет.
Хотя иногда в качестве примера приводят
норманскую теорию происхождения российского
государства. Так, согласно летописной
легенде, начальник варяжского военного
отряда Рюрик был призван ильменскими
славянами княжить в Новгород. Был устный
договор, и этот момент считается моментом
возникновения государства.
Тем не менее, практически все дореволюционные
и большинство современных теоретиков
договорную теорию происхождения государства
и права не считают научной. Но вместе
с тем необходимо признать и то, что данная
теория имеет немалое теоретическое и
практическое значение применительно
к возможности людей оказывать влияние
на становление государственно-правовых
институтов.
Признание естественных прав человека
и гражданина, народного суверенитета,
постепенное подчинение государственного
устройства человеческим идеалам свидетельствуют
о ее научно-практической ценности.
Органическая теория.
Органическая теория возникла в XIX в. в
связи с успехами естествознания, хотя
некоторые подобные идеи высказывались
значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие
мыслители, в том числе Платон (IV-III вв.
до н. э.) сравнивали государство с организмом,
а законы государства - с процессами человеческой
психики.
Появление дарвинизма привело к тому,
что многие юристы, социологи стали распространять
биологические закономерности (межвидовая
и внутривидовая борьба, эволюция, естественный
отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями
этой теории были английский социолог
Г. Спенсер, швейцарский юрист - И. Блюнчли,
французский социолог - Вормс и др.
В соответствии с органической теорией
само человечество возникает как результат
эволюции животного мира от низшего к
высшему. Дальнейшее развитие приводит
к объединению людей в процессе естественного
отбора (борьба с соседями) в единый организм
- государство, в котором правительство
выполняет функции мозга, управляет всем
организмом, используя, в частности, право
как передаваемые мозгом импульсы. Низшие
классы реализуют внутренние функции
(обеспечивают его жизнедеятельность),
а господствующие классы - внешние (оборона,
нападение).
Вместе с расширением практики завоеваний
усложняется классовая структура - возникают
различные сословия, выделяется особый
правящий слой и тем самым усложняется
политическая структура. В ходе объединения
усилий во имя военных целей возрастает
роль "принудительной кооперации",
что ведет к утрате индивидуальности у
ее участников (так, в военном типе социальной
организации индивид оказывается собственностью
государства). В это время сохранение общества
становится самой главной целью, тогда
как сохранение каждого члена общества
- целью второстепенной.
Однако русский правовед Е.Н. Трубецкой
отмечал, что животная клеточка, с которой
социологи любят сравнивать человека,
сама по себе не составляет самостоятельного
целого, может быть членом только одного
организма, выполняет одну строго определенную
функцию, тогда как человек может отделиться
от общества (например, посредством эмиграции,
перемены подданства), быть членом нескольких
социальных организмов и выполнять одновременно
или поочередно множество самых разнообразных
функций (например, быть одновременно
профессором и адвокатом, быть сначала
студентом, а затем уже - адвокатом, прокурором,
судьей и т.п.). Биологические законы необходимо
учитывать при изучении общества, государства
и права, но их нельзя абсолютизировать.
Теория насилия.
Основными представителями теории насилия
были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.
В соответствии с этой теорией государство
всегда образуется в результате насилия.
Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу "Общее
учение о государстве", в которой писал:
"История не предъявляет нам ни одного
примера, где бы государство возникло
не при помощи акта насилия, а как-то иначе.
Кроме того, это всегда являлось насилием
одного племени над другим, оно выражалось
в завоевании и порабощении более сильным
чужим племенем более слабого, уже оседлого
населения".
Борьба за существование является, по
Гумпловичу, главным фактором социальной
жизни. Государство полностью находится
в сфере действия данного фактора. Эта
борьба - вечный спутник человечества
и главный стимулятор общественного развития.
Практически она выливается в борьбу между
различными человеческими группами. Каждая
из них стремится подчинить себе другую
группу и установить над ней господство.
Очевиден высший закон истории: "Сильнейшие
побеждают слабейших, сильные немедленно
объединяются, чтобы в единении превзойти
третьего, тоже сильного, и так далее".
Изобразив подобным образом высший закон
истории, Гумплович утверждает: "Если
мы четко осознаем этот простой закон,
то кажущаяся неразрешимой загадка политической
истории будет разгадана нами".
Поскольку всю деятельность любого государства
обусловливает в первую очередь потребность
охранять и укреплять отношения господства
- подчинения, пронизывающие общественное
целое сверху донизу, постольку будет
верно, полагает Гумплович, квалифицировать
государство так: "Естественно выросшая
организация господства, призванная поддерживать
определенный правовой порядок".
Завоевание одним народом другого имели
место, отражались и на социально-этнической
структуре вновь возникающего общества.
Однако это были уже вторичные процессы,
когда первичные, раннеклассовые государства
уже существовали как города-государства,
когда завоеванные народы или имели уже
свои органично возникшие государственные
образования, или достигали в своем развитии
уровня, при котором были готовы воспринять
государственно организованные формы
общественной жизни. Кроме того, теория
насилия опять же имеет вневременной,
абстрактный характер, соответствует
представлениям и уровню знаний XIX-начала
XX века.
Вместе с тем "завоевательный" фактор
в образовании государства отбрасывать
не следует, помня, однако, и о том, что
история дает множество примеров поглощения,
растворения побежденным народом завоевателей,
сохранение и усвоение завоевателями
государственных форм побежденных народов.
Словом, теория насилия не раскрывает
сущностных причин происхождения государства,
только открывает отдельные его формы,
главным образом вторичные (воины городов-государств
между собой, формирование территориально
более обширных государств, отдельные
эпизоды в истории человечества, когда
уже существующие государства подвергались
нападению народов, не знавших еще государственной
организации, и либо разрушались, либо
использовались победителями (например,
нападения германских племен на Рим).[18]
Рассматриваемая теория подтверждается
конкретными историческими фактами. Так,
германские племена завоевали часть римской
империи, и вследствие этого возникло
германское государство. В то же время
эту теорию нельзя считать универсальной.
Далеко не все государства возникли в
результате акта насилия. Кроме того, не
на любом этапе развития общества акт
насилия приводил к возникновению государства.
Победа одним первобытным стадом другого
не приводила и не могла привести в тот
период времени к возникновению государства.
Для этого должны сформироваться соответствующие
условия.
Психологическая
теория.
Представители этой теории - Цицерон, Н.М.
Коркунов, Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд, Дж.
Ф. Мейт-ленд-Джонс - обосновывают происхождение
государства особыми свойствами человеческой
психики: врожденной потребностью жить
вместе, осознания массой своей зависимости
от власти, биопсихологическими, сексуальными
инстинктами, деятельностью той или иной
"сильной личности".
Так, Цицерон полагал, что государство
есть достояние народа. Народ - не любое
соединение людей, собранных вместе каким
бы то ни было образом, а соединение многих
людей, связанных с собой в вопросах права
и общности интересов. Первой причиной
для такого соединения людей является
не столько их слабость, сколько врожденная
потребность жить вместе.
Русский государствовед Н.М. Коркунов
связывал возникновение государства с
потребностью к "психологическому единению
людей", "коллективному сознанию",
к необходимости разграничения интересов.
Государство возникает, по мнению Н.М.
Коркунова, в результате осознания массой
своей зависимости от власти.
Один из основных представителей психологической
школы права Л.И. Петражицкий считал, что
в основе возникновения государства и
права лежат правовые переживания людей,
психологические закономерности развития
человека.
Основатель влиятельного психоаналитического
направления в западной социологии и учениях
о государстве и праве 3. Фрейд исходил
из существования первоначальной патриархальной
орды, деспотический глава которой еще
на заре истории будто бы был убит своими
взбунтовавшимися сыновьями, движимыми
особыми биопсихологическими, сексуальными
инстинктами. Для подавления в дальнейшем
агрессивных влечений человека и понадобилось,
по Фрейду, создать государство, право,
всю систему социальных норм и вообще
цивилизацию.
Ирригационная теория.
В основе этой теории лежит концепция
К. Витфогеля, в соответствии с которой
обосновывается происхождение государств
в странах Древнего Востока: Древнем Египте,
Шумере, Древнем Китае и других странах.
Современный немецкий ученый в работе
"Восточный деспотизм" возникновение
государств, их первые деспотические формы
связывает с необходимостью строительства
гигантских ирригационных сооружений
в восточных аграрных областях. Эта необходимость
приводит к образованию "менеджериально-
К. Витфогель считал, что основной причиной
возникновения государств в странах этого
региона являлась объективно существовавшая
потребность организовать огромные массы
людей для строительства ирригационных
сооружений (каналов, дамб, водоподъемников
и др.). Без решения задачи обеспечения
водой соответствующих регионов люди
были обречены либо на изменение места
жительства, либо на вымирание.
Данная теория вполне может быть признана
научной, поскольку исторический опыт
свидетельствует о том, что решающую роль
в возникновении государств и правовых
систем в названных странах сыграла обозначенная
выше потребность. Понятно, что ее нельзя
рассматривать в качестве единственной,
но то, что она была ведущей - неоспоримо.
Действительно, процессы создания и поддержания
мощных ирригационных систем происходили
в регионах образования первичных городов-государств,
в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других
областях. Также очевидны и связи этих
процессов с формированием многочисленного
класса управленцев-чиновников, служб,
защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих
по ним судоходство и т. п.
Оригинальна и идея КА. Витгфогеля, пытающаяся
связать деспотические формы государств
азиатского способа производства с ведением
грандиозных ирригационных строительств.
Эти работы диктовали необходимость жесткого,
централизованного управления, распределения,
учета, подчинения и т. п.
И вместе с тем ирригационная теория (гидравлической)
улавливает лишь отдельные связи, отдельные
стороны процесса государствообразования,
но опять-таки гиперболизирует и универсализирует
их.
Да, действительно, в некоторых регионах
формирования государственных образований
и ведение крупных ирригационных работ
шли параллельно, влияя друг на друга.
Однако и в этих процессах возникновение
государства было первичным. Именно его
наличие позволяло организовывать столь
крупные и скоординированные работы. Но
в других регионах города-государства
возникали в процессах становления производящей
экономики, опирающейся на иные формы
трудовой, производственной деятельности:
разработку рудников, металлургию, металлообработку,
развитие мореплавания и ведение на этой
основе морской торговли.
Материалистическая
теория.
До недавнего времени эту теорию называли
марксистско-ленинской, а основными ее
представителями являлись К. Маркс, Ф.
Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали
имя американского этнографа Льюиса Моргана,
который проанализировал эволюцию развития
первобытного общества на примере североамериканских
индейцев и в 1877 г. издал книгу "Древнее
общество". На основе данного исследования
Ф. Энгельс написал книгу "Происхождение
семьи, частной собственности и государства".
В соответствии с материалистической
теорией возникновение государства рассматривается
как естественно-исторический процесс
развития общества.[
Длительное время в отечественной теории
государства и права происхождение государства
определялось в соответствии со взглядами
Энгельса и Ленина на этот процесс. В основу
были положены книга Ф. Энгельса "Происхождение
семьи, частной собственности и государства",
написанная им в 1884 году, и лекция В. Ленина
"О государстве", прочитанная им в
1919 году.
Основной заслугой Энгельса было утверждение
материалистического, в том числе классового,
подхода к появлению частной собственности
и государства. Он сделал попытку, местами
весьма удачную, показать определяющую
роль материальных условий жизни первобытного
общества - форм трудовой деятельности,
ведения хозяйства, разделения труда,
собственности - на появление и развитие
государства. Он сумел уловить некоторые
общие процессы в развитии первобытного
общества и использовал знания о родовых
связях североамериканских индейцев,
изученных Л.-Г. Морганом, для объяснения
аналогичных процессов в греческой, римской
и германской истории. В частности, ценным
для того времени являлось понимание разложения
родового строя и перерастание его в государственную
форму организации общества.
Вместе с тем надо знать и те недостатки
и даже ошибки, которые имеются в этой
работе. Часть из них вытекала из ошибок
Л.-Г. Моргана, на которые опирался Ф. Энгельс.
Так, сама периодизация первобытной истории
имела весьма искусственный, схематичный
характер, хотя некоторые догадки были
подтверждены дальнейшим развитием науки
в XX веке.
Ошибки Энгельса касаются также многих
представлений о происхождении семьи,
ее формах, развитии. В частности, попытка
представить развитие семьи в связи с
появлением частной собственности как
процесс, идущий от матриархата к патриархату,
оказалась ошибочной, т.к. матрилинейные
и па-трилинейные связи вовсе не замкнуты
на зарождающуюся частную собственность.
Убедительно доказано, что у многих народов
не только патриархальные формы семьи
сменяют матриархальные, но имеют место
и прямо противоположные процессы. Могут
также одновременно существовать и те
и другие формы, и факторы, их определяющие,
имеют демографический, культовый а подчас
и субъективный характер.
Но главная, заключается в том, что уникальным
процессом возникновения государственности
у греков и римлян - разложению родового
строя и появлению рабовладения - было
придано универсальное значение и рабовладельческое
государство было признано первичной
формой государства, имеющей всеобщий
характер.
Словом, уровень знаний XX века способствовал
определенным ошибкам этой работы. Но
следует подчеркнуть, что это никак не
умаляет ее конкретно-исторического значения,
роли, которую сыграла эта книга в понимании
происхождения государства, вообще в истории
духовной жизни XX века.
Примерно также следует оценивать и лекцию
В. Ленина "О государстве". Опираясь
на работу Ф. Энгельса, в лекции он повторил
ряд его ошибок и заблуждений, например
о том, что через общество рабовладельцев
прошла вся Европа, громадное большинство
народов остальных частей света, хотя,
например, даже история возникновения
российского государства никогда не знала
рабовладельческих форм.
Но лекцию В. Ленин читал в 1919 году, когда
шла гражданская воина. В этих конкретно-исторических
условиях он делал упор на принудительной,
насильственной стороне государства.
Он называл государство аппаратом для
систематического применения насилия
и подчинения людей насилию, подчеркивал,
что государство - это машина для поддержания
господства одного класса над другим,
что первое государство - рабовладельческое
- это аппарат, который давал в руки рабовладельцев
власть, возможность управлять всеми рабами.
Понятно, что такая трактовка происхождения
государства и его первичных форм определялась
главным образом потребностями политической
борьбы, гражданской войны, когда надо
было идеологически обосновывать разрушение
предыдущего буржуазного типа государства
и объяснить жестокие принудительные
меры, осуществляемые вновь возникающим
- пролетарским, т. е. социалистическим,
типом государства.
Эта лекция свидетельствует и о мощи идеологической
функции теории государства и права, когда
представления о машиноподобном, запугивающем
граждан, образе государства десятки лет
господствовали в общественном сознании,
тиражировались из поколения в поколение.
Машина, аппарат, орудие - эти характеристики,
данные Лениным государству, - оказали
негативную идеологическую роль, и освобождение
от них становится одной из новых, актуальных
задач современной теории государства.
Взгляды Энгельса, Ленина, других их сторонников
характеризуют марксистскую теорию происхождения
государства. Ее основные положения представляют
определенную комбинацию из верных и неверных,
ошибочных и даже утопических положений.
К достоверным относится материалистический
и диалектический подход к развитию первобытного
общества, утверждение о взаимосвязи становления
классового общества и государства, почему
эта теория может быть названа и классовой
теорией происхождения государства. Верным
являются положения о политической, структурной
(аппаратной), территориальной характеристике
государства, о внутренних объективных
факторах возникновения государства и
ряд других.
Ошибочным является преувеличение роли
классов в создании государства, особенно
господствующего класса, о принудительных,
насильственных формах первичных государств,
придание рабовладельческому государству
первичного универсального, типичного
характера. Ошибочными являются многие
утверждения о первобытном обществе, о
происхождении и развитии семьи. Энгельс
также прошел мимо крупных антропологических
открытий XIX века, свидетельствующих об
эволюции человека как биологического
вида, о разных типах людей и разных в связи
с этим характеристиках их общественной
организации.
Вместе с тем эта теория выделила в происхождении
государства те черты, которые либо не
были замечены в иных теоретических представлениях,
особенно связь государства с классообразованиями,
либо были сознательно закамуфлированы
опять же в угоду определенным идеологическим
представлениям и интересам.
Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.
Основными причинами возникновения государства являются:
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2. создание (в результате повышения
производительности труда) относительно
избыточного продукта, что активизировало
самостоятельность индивида, привело
к изменению в организации
семейной и общественной жизни.
Производство продукта для
3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.
В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.
Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.
Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:
Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.
В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.
Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.