Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:16, доклад
Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения наименования Русь, русский.
Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого с древнейшими восточнославянскими государствами, и также с этносом
(этносами), населявшими их.
Исходной точкой изучения онима «Русь» служит его словообразовательная структура
Вступление.
Основное содержание.
1 версия
2 версия
3 версия
4 версия
5 версия
версия
Заключение.
Используемые литературы.
МОУ «Федоровская с.о школа им Е.Г. Тутаева» Кайбицкого муниципального района Р.Т.
Село Федоровская 2011 г.
Содержание.
1 версия
2 версия
3 версия
4 версия
5 версия
Существует множество
исследований и гипотез относительно
возникновения наименования Русь, русский.
Предполагались славянские, древнерусские,
готские, шведские, иранские, яфетические
и прочие варианты происхождения имени,
традиционно связываемого с древнейшими
восточнославянскими государствами, и
также с этносом
(этносами), населявшими их.
Исходной точкой изучения онима «Русь»
служит его словообразовательная структура.
Она рассматривается лингвистами как
показатель этнической и языковой принадлежности
его носителей. По словам Ю.А. Карпенко,
именно
«словообразовательная
структура названия отражает его
историю, зашифровано повествует о
его происхождении».
Этот путь приводит к довольно любопытным
выводам. Уже давно было отмечено, что
словообразовательная структура этнонима
«русь», (если, конечно, это действительно
этноним) тождественна структуре собирательных
этнонимов, заканчивающихся на смягченный
конечный согласный (графически передается
конечным -Ь): корсь, либь, чудь, весь, пермь,
ямь, сумь, и др. Однако все эти названия
связаны с неславянскими (балтскими и
финно-угорскими) народами, что как будто
доказывает изначально неславянское происхождение
руси. Действительно в «Повести временных
лет» подобные собирательные этнические
термины «являются славянской передачей
самоназваний» и «не выходят за пределы
лесной зоны» (Г. А. Хабургаев). Еще А.А.
Шахматов отмечал:
«Форма Русь... так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь... к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени
Русь».
Следовательно, можно сделать вывод, что
в основе летописного «Русь» должен лежать
финно-угорский корень. Однако сколько-нибудь
убедительной финно- угорской этимологии
слова ruotsi лингвисты предложить так и
не смогли.
Настораживает и то, что в собственно финно-угорской
языковой среде этот термин использовался
для наименования представителей различных
этносов: шведов, норвежцев, русских и,
наконец, самих финнов (ср.: финск. -суоми
Ruotsi «шведы», Ruotsalsinen «Швеция»; эст. Roots
«шведы», Rootslane
«Швеция»; водск. Rotsi «шведы»; литовск.
Ruoli «Швеция» и т.п.). Некоторые языковеды
предлагали компромиссные варианты, которые,
однако, не снимали проблему по существу.
Приведу типичный пример. И.П. Шаскольский
пишет:
«Остается предположить, что это слово (ruotsi. - И.Д.) относится к общему первоначальному словарному составу данной языковой семьи, т.е. к словарному составу прибалтийско-финского праязыка, существовавшего во II-
I тыс. до н.э.
и являвшегося общим предком
всех прибалтийско-финских
Несмотря на нерешенность проблемы происхождения
интересующего нас этнонима, изучение
ее привело к двум очень важным «негативным»
выводам: слово «русь» вряд ли могло быть
самоназванием славян; в период формирования
ранних государственных объединений слово
«русь» вряд ли могло употребляться в
качестве названия какого-либо из южных
союзов восточнославянских племен.
ВЕРСИЯ 1.
Тем не менее многие исследователи (чаще
всего те, для кого лингвистика не является
основным занятием, а вопрос о происхождении
слова русь имеет не только сугубо научное
значение) продолжают искать собственные
славянские корни загадочного имени. Большинство
«славянских» гипотез происхождения слова
«русь» привязывают его к известным топонимам.
Чаще всего его выводят из гидронима Рось
(Ръсь) - названия правого притока
Днепра, впадающего в него южнее Киева.
Так, по мнению М.Н. Тихомирова:
«среди восточных славян в VIII-IX вв. стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра, в области полян, в древней культурной области, где когда-то была распространена трипольская культура. Но где первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает людей, сидевших «в полях», тогда как окрестности Киева были лесистыми и город был окружен «великим бором», о чем еще помнил летописец? Трудно сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки
Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню «на устьи
Роси» бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого.
Рось, Россава, Родня соединены в одном месте. Река Рось - только небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь бассейн Роси обильно усеян городищами... Быть может, первоначальное название Роси распространилось на все среднее течение Днепра, а корень
Рось, возможно уже заключен в геродотовском названии Днепра - Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось находим в IX-XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну полян Русью, а осевшие в Киеве «словени и варязи и прочие прозвашася
Русью».
Приведем еще один, более «свежий» пример.
Как считает Б. А. Рыбаков,
«...древности V-VII вв., обнаруженные по р. Рось, несколько севернее ее
(до Киева) и
южнее ее (до начала луговой
степи), следует связать с конкретным
славянским племенем - русами или
росами.
Распространение имени росов-русов на
соседнее антское племя северян произошло,
очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой
против авар и
Византии, когда анты Посемья, верховьев
Сулы, Псла, Ворсклы и Донца вошли в союз
с могущественными и богатыми росами-русами
Среднего Приднепровья.
Древнейшей формой самоназвания русских
было, очевидно, «рос», засвидетельствованное
и Псевдо-Захарием Ритором для VI в., и топонимикой,
и византийскими авторами. Смена «о» на
«у» могла произойти позднее (в VIII-IX вв.),
когда в Приднепровье появилось много
выходцев из северных славянских племен,
для которых более характерно «у» - «рус».
Смену «о» на «у» мы видим и в названиях
соседних народов: булгары и болгары. «Русская
Правда» в ее древнейшей части носит название
«Правда Роськая». Арабоязычные и персоязычные
авторы всегда употребляли форму «рус»,
а греки «рос». К этому можно добавить,
что имя антского вождя звучит у автора
VI в. - Боз, а у автора XII в. - Бус».
Однако подобные гипотезы неудовлетворительны
по нескольким основаниям. Во- первых,
по всем законам словообразования, этнокатойконим
из этого гидронима должен иметь форму
«Ръшане», а не русь/рось. Во-вторых, филологи
уже неоднократно обращали внимание на
то, что чередование звуков О/У или Ъ/У
в восточнославянских диалектах практически
невероятно, о чем Г.А. Хабургаев в частности
пишет:
«Нет для этого
этнонима опоры на восточнославянской
почве и в плане
(или Ръсь?) лингвистически
несостоятельны - для славянских
диалектов рассматриваемого
(учитывая, что термин
русь появляется около IX столетия!);
а сам этноним в славянской
среде известен только с у
в корне. (Новое Россия - книжное
образование, исходящее из
Другими словами, название русь не могло
быть производным от корня рос-.
Наконец, в-третьих, последние историко-географические
изыскания В.А.
Кучкина бесспорно доказали, что бассейн
реки Рось вошел в состав Русской земли
(в узком смысле этого словосочетания)
лишь при Ярославе Мудром, т.е. во второй
четверти XI в. До этого южная граница Киевской
Руси проходила севернее, что хорошо подтверждается
археологическими материалами. В частности
В.В. Седов отмечает, что южной границей
территории, населенной летописными племенами
полян (а именно с нею идентифицируется
летописная
Русская земля в узком смысле),
«служил водораздел между правыми притоками Днепра - Ирпенью и Росью. На юго-востоке полянам принадлежали окрестности Переяславля. Бассейн Роси имел смешанное население. Здесь наряду со славянскими курганами известны многочисленные могильники тюркоязычного населения».
ВЕРСИЯ 2.
Интересную и достаточно обоснованную
версию высказывает писатель Владимир
Чивилихин в книге «Память», Книга 2-я,
глава 28, по которой она здесь излагается.
Древнейшие поселения
восточных славян, из которых позже
образовались первые русские города,
все без единого исключения обосновались
на реках . Река в значительной степени
обеспечивала жизнедеятельность наших
предков: давала воду для приготовления
пищи и ведения хозяйства, снабжала
рыбой и водной птицей, предоставляла
легкий, идеально гладкий путь по воде
летом, по льду
- зимой; река образовывала также естественную
защиту на крутых, изрезанных притоками
берегах...
Наши далекие предки обожествляли реку
и первое свидетельство о почитании славянами
рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано
у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор
тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо
богов почитали реки, озера, источники.
Словацкий лингвист и этнограф Павел
Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил,
что в праславянском языке река называлась
руса (rusa). Он писал:
"Это коренное
славянское слово, как общее
существительное имя, уже
Знаменитый русский
историк прошлого века Д.И.Иловайский
писал:
Народное имя Рось или Русь, как и многие
другие имена, находится в непосредственной
связи с названиями рек. Восточная Европа
изобилует реками, которые носят или когда-то
носили именно это название. Так Неман
в старину назывался Рось; один из его
рукавов сохранил название Русь; а залив,
в который он впадает, имел название Русна.
Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской
губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый
приток
Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах;
Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и
прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало
нашей
Волге".
(Иловайский Д. Разыскания о начале Руси,
М. 1882, с. 70-71)
От того же праславянского корня "рус"
образовано слово русалка, с древним культом
ее связано множество языческих поверий
и языческие обряды русалии.
В.И.Даль зафиксировал в своем словаре
много диалектных русских слов, производных
от того же исходного корня "рус":
руслень - приполок за бортом, за который
крепятся ванты; руслина - быстрина, стрежень;
руст - "вода идет рустом", это значит,
она идет потоком, струей; собственное
имя Рус -
"сказочное чудовище днепровских порогов";
мужское имя Руслан, памятное по пушкинской
поэме. Главным же путеводным словом для
нас остается "русло", присущее только
русскому языку и образованное от корня
"рус" с конечной русской флексией,
очень распространенной в нашем языке:
вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло,
коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Великое множество племен и народов на
земле называлось по месту их преимущественного
обитания. Самоназвание приморских чукчей
- ан калын
("морские жители"), бедуины - "жители
пустынь", селькупы - шеш куль
("таежный человек"), индейцы сенека
- нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов").
Приступим к основному выводу: Если "руса"
- это "река" - извечное место поселений
наших предков, с которой всегда был так
тесно связан их образ жизни и верования,
"рус" - праславянский корень, образовавший
такое большое гнездо слов только в русском
языке, Рус - уже полузабытое мифическое
днепровское божество, то обобщенный этноним
"русы" или "руссы" - издревле
значило "живущие на реках", "жители
рек", "речной народ".
В публикации профессора
Ф.И.Кнауэра "О происхождении имени
народа Русь" (в сборнике "Труды
одиннадцатого археологического съезда
в Киеве, 1899", М.
1902) отмечается, что в древиндийских гимнах
"Ригведы" упоминается мифическая
река Rasa, "великая матерь", текущая
на дальнем северо-западе, на старой родине.
А в "Авесте", священной книге древних
персов, приписываемой самому Заратустре,
говорится о реке Ranha, где живут люди без
главарей, где господствует зима и земля
покрыта снегом; позже у персов это река
Raha, отделяющая Европу от Азии.