Происхождение названия «Русь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:16, доклад

Краткое описание

Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения наименования Русь, русский.
Предполагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого с древнейшими восточнославянскими государствами, и также с этносом
(этносами), населявшими их.
Исходной точкой изучения онима «Русь» служит его словообразовательная структура

Содержание

Вступление.
Основное содержание.
1 версия
2 версия
3 версия
4 версия
5 версия
версия
Заключение.
Используемые литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

происхождение названия русь.docx

— 58.35 Кб (Скачать файл)

Скурпулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологичское тождество этих названий с древним  именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у  славян. Последними топонимами были названы  многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности  на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний  юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Таким образом, автор считает, что

"...имя народа  русь чисто славяно-русского происхождения  и в точной передаче слова  означает не что иное, как приволжский  народ”.

ВЕРСИЯ 3. 
Другим примером попытки «славянизации» названия русь может служить возведение этого этнонима (естественно, это определение - условно) к топониму Руса (Старая Русса). Однако и здесь данные лингвистики не подтверждают такой возможности: производной от Русы могла быть только форма рушане, что хорошо подтверждается источниками:

«выеха Федор  посадник с рушаны и с Литвою». (Курсив - И.Д.) 
Не исключено, однако, что топоним Руса и этноним (этнотопоним) Русь могли иметь общее происхождение. 
Неприемлема с точки зрения лингвистики и гипотеза, возводящая название Русь к наименованию острова Руяна/Рюген (в развитие уже упоминавшейся гипотезы 
Ломоносова-Кузьмина) так как наталкивается на серьезные фонетические несоответствия обоих названий. 
Предпринимались также попытки (О.Н. Трубачев, Д.Л. Талис, Д.Т. Березовец) связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение: 
Россотар, Рукуста, а также Rogastadzans Иордана и др. Однако и здесь мы, видимо, имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании имена роксаланов, росомонов и многих других. Впрочем, стоит заметить: даже те исследователи, которые настаивают на том, что «термин русь... тесно связан с южной георафической и этнической номенклатурой» вынуждены признать, что попытки объяснить его происхождение из собственного славянского материала «не выглядят убедительными». 
ВЕРСИЯ 4. 
Свою версию о происхождении названия «Русь» выдвинули Носовский и Феменко. 
Как известно, Монгольская империя была разделена на так называемые улусы – области. Но слова "улус" и "рус", "Русь" не одного ли корня? Вспомним, что в России был известный род князей Урусовых. Налицо явная звуковая параллель: улус - урус - рус. Но тогда возникает вопрос не произошло ли само название "Русь" от слова "рус", в тюркском произношении - "улус", означавшем часть, область Монгольской империи? 
Подобный пример мы имеем с названием Украины В старом русском языке слово 
"украина" означало область, часть государства Было много украин залесская украина, заокская украина и т д. Однако впоследствии это слово закрепилось как название только одной, вполне определенной области - современной 
Украины Может быть, и со словом "Русь" произошло то же самое? Вначале оно означало область (улус) в государстве, а затем стало наименованием самого государства В этом случае слова "русский человек" могли означать первоначально "человек из некоторой области в империи", "улуса", и только потом приобрести значение национальности.

 
ВЕРСИЯ 5. 
Интересную и, на мой взгляд, достаточно обоснованную гипотезу происхождения этнонинма «Русь» в качестве названия древней Руси как государственного образования выдвинул И. Н. Данилевский. 
Прежде чем приступить к рассмотрению происхождения и первоначального значения слова «Русь», он считает необходимым договориться об отделении этого вопроса от проблемы происхождения Древнерусского государства, 
Киевской Руси. Он согласился в данном случае с Г.А. Хабургаевым, который пишет:

«Вопрос о происхождении  этнонима-топонима Русь в последние  десятилетия крайне запутан, и прежде всего в исследованиях историков  конца 40-х - начала 50-х годов, почему-то решивших, будто признававшееся прежними исследователями иноязычное происхождение  термина подрывает идею

«самобытности»  древнерусской государственности  и свидетельствует о

«норманистских» устремлениях. И действительно, рассуждения о  происхождении термина и Русского (Древнерусского!) государства в  исторических сочинениях переплетаются  настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга. А фиксируемые  в древних источниках названия, близкие  по звучанию к Русь (Hros, Ros и т.п.), дают повод для развития идеи о том, что этим термином именовалось какое-то северно- причерноморское племя, возможно, входившее в «антское» объединение, может быть, и не славянское, но впоследствии ассимилированное славянами и передавшее им свое имя. Анализ происхождения и  первоначального значения этого  термина на славянской почве требует  забвения всех этих бесчисленных предположений  и обращения к самим фактам и собственно славянским (в первую очередь - древнерусским) источникам». 
Действительно, в древнейших отечественных источниках, прежде всего в 
«Повести временных лет», названия славянских племен, вошедших в состав 
Древнерусского государства, довольно четко отделяется от Руси:

«идоша [из контекста  следует: представители чюди, словен, мери, веси, кривичей] за море к варягом  к руси. Сице бо ся звахутьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си»;

«И рече Олег: «Исшийте парусы паволочиты руси, а словеном кропиньныя», и бысть тако. И повеси щит свой въ вратех, показуа победу, и поиде от

Царяграда. И воспяша  русь парусы паволочиты, а словене  кропиньны, и раздра а ветр: и реша словени: «Имеемся своим толстинам, не даны суть словенам пре паволочиты»». (курсив - И.Д.) 
Приведенные примеры кажутся достаточно красноречивыми. Летописец не просто различает, но противопоставляет русь славянам, прямо отождествляя ее с варягами. 
Не менее последовательно различают русь и славян арабоязычные авторы. Их свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к деталям жизни народов, о которых ведется рассказ, (в отличие, кстати, от европейцев, которые обычно все сводили к тому, какие соседние народы «грязные и дикие»). Вот одно из таких свидетельств:

«И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути [от 250 до

800 км.] . В самом  начале переделов славянских  находится город, называемый Ва.т  (Ва.ит). Путь в эту сторону идет  по степям [пустыням?] и бездорожным  землям через ручьи и дремучие  леса. Страна славян - ровная и  лесистая, и они в ней живут.  И нет у них виноградников  и пахотных полей.

И есть у них  что-то вроде бочонков, сделанных  из дерева, в которых находятся  ульи и мед. И они народ, пасущий  свиней, как [мы] овец.

Когда умирает у  них кто-либо, труп его сжигают. Женщины  же, когда случиться у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день, после сожжения покойника  они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и  кладут его на холм И все они  поклоняются огню. Большая часть  их посевов из проса. Рабочего скота  у них совсем немного, а лошадей  нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека [т.е. царя]. Оружие их состоит  из дротиков, щитов и копий, другого  оружия они не имеют.

Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его  не отступают.

Местопребывание его  находится в середение страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав» («ра’ис ар-руаса»), совется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем [наместником]. Царь этот имеет верховых лошадей и  не имеет другой пищи, кроме кобыльего  молока. Есть у него прекрасные прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джжарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают.

В их стране холод  до того силен, что каждый из них  выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие  христианской церкви, и на крышу  накладывает землю. В такие погреба  переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь  и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий  жилье до того, что снимают даже верхнюю одежду. В таком жилье  остаются они до весны.

Царь ежегодно объезжает  их. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает  его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраине своих  владений.

Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они [русы] живут, протяженностью в три дня  пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется от обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут  в

Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют  пашен, а питаются лишь тем, что привозят им из земли славян. И нету у них  недвижимого имущества, ни деревень ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям.

Они соблюдают чистоту  своих одежд, их мужчины носят  золотые браслеты. У них много  городов и живут они привольно. Мечи у них сулеймановы. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и  все свои набеги и походы совершают  на кораблях.

[Русы] носят широкие  шаровары, на каждые из которых  идет сто локтей материи. Надевая  такие шаровары, собирают их в  сборку у колен, к которым  затем и привязывают... Все они  постоянно носят мечи... Когда  у них умирает кто-либо из  знатных, ему выкапывают могилу  в виде большого дома, кладут  его туда, и вместе с ним  кладут в ту же могилу его  одежду и золотые браслеты, которые  он носил. Затем опускают туда  множество съестных припасов, сосуды  с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую  любимую жену покойника. После  этого отверстие могилы закладывают,  и жена умирает в заключении».

«О стране славян. На восток от нее - внутренние булгары  и некоторые из прусов, на запад - часть Грузинского моря и часть  Рума. На запад и на восток от нее  всюду пустыни и ненаселенный север. Это большая страна и в  ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они живут  между этими деревьями. У них  нет иных посевов, кроме проса, и  нет винограда, но очень много  меда... Они имеют стада свиней, так же как мы стада баранов. Мертвого сжигают. Если у них умирает человек, то его жена, если любит его, убивает  себя. Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. Их оружие - щиты, дротики и колья. Царь (падишах) их зовется Смут-свит... Зимой они  живут в хижинах и землянках. У них много замков (кала) и  крепостей (хисар). Одежда их большей  частью из льна.

Страна (русов). На восток от нее - гора печенегов, на юг - река Рута, на запад - славяне, на север - ненаселенный север. Это большая  страна, и народ ее плохого нрава... Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа славян, которая им служит. Они [русы] шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти м хвостом, свисающим с затылка. Мертвого сжигают со всем, что ему  принадлежало из одежды и украшений. С ними (мертвыми) кладут в могилу еду и питье...»

«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной  матери и отца. Затем

Рус вырос и, так  как не имел места, которое ему  пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть  его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место  себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.

Место то лесистое и труднодоступное и никогда  ни один человек не достигал того места... ...И Славянин пришел к Русу, чтобы  там обосноваться.

Рус же ему ответил, что это место тесное (для нас  двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора  и сражение, и Славянин бежал и  достиг того места, где ныне земля  славян. Затем он сказал: «Здесь обоснуюсь  и им легко отомщу». (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти  камни бросали в огонь и  на них лили воду, пока не пошел пар  и под землей не стало тепло.

И сейчас они зимой  делают так же. И эта земля обильна. И много занимаются они торговлей...» 
Как видим, при всех различиях в приведенных рассказах русы арабских авторов отличаются от славян территорией проживания и окружающими их народами, одеждой и жилищами, родом занятий и вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обрядами. Кстати, как было замечено Г.С. 
Лебедевым, все детали этих описаний, касающиеся русов, практически полностью совпадают с тем, что известно о варягах по археологическим материалам. 
Не расходятся подобные наблюдения и с противопоставлением русских и славянских названий порогов, которое мы находим у Константина 
Багрянородного:

«Однодеревки, приходящие в Константинополь из внешней  Руси [земли славянских племен, подданных  киевского князя], идут из Невограды, в котором сидел Святослав, сын  русского князя Игоря, а также  из крепости

Милиниски, из Телюцы, Чернигоги и из Вышеграда. Все  они спускаются по реке Днепру и  собираются в Киевской крепости, называемой Самвата. Данники их славяне, называемые Кривитеинами и Лензанинами, и прочие Славяне рубят однодеревки в  своих горах в зимнюю пору и  обделав их, с открытием времени

[плавания], когда  лед растает, вводят в ближние  озера. Затем, так как они

[озера] впадают  в реку Днепр, то оттуда они  сами и входят в ту же  реку, приходят в Киев, вытаскивают  лодки на берег для оснастки  и продают

Руссам. Руссы, покупая  лишь самые колоды, расснащивают старые однодеревки, берут из них весла, уключины и прочие снасти и оснащают новые. В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они спускаются в

Витичев, подвластную  Руси крепость. Подождав там два-три  дня, пока подойдут все однодеревки, они двигаются в пути и спускаются по названной реке Днепру. Прежде всего  они приходят к первому порогу, называемому

Эссупи, что по-русски и по-славянски значит «не спи». Пройдя этот порог, они... достигают  другого порога, называемого по-русски Улворси, а по-славянски Островунипраг, что значит «остров порога». И  этот порог подобен первому, тяжел  и труден для переправы. Они опять  высаживают людей и переправляют однодеревки, как прежде. Подобным же образом проходят и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски  значит «шум порога».

Информация о работе Происхождение названия «Русь»