Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности Екатерины II в 1762-1773 гг.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются та политическая ситуация, которая сложилась в России после 1762 г., а также события, последовавшие за воцарением Екатерины II.
реалиями повседневной жизни и проявить государственный подход, видимо, одолевали Екатерину и ранее. Иначе трудно объяснить, зачем еще только готовившийся "Наказ" она давала для ознакомления особо доверенным людям. На завершающем этапе документ был зачитан и сенаторам с предложением внести возможные поправки. Однако императрица явно переоценила степень "просвещенности" и тех и других (да и общества в целом). Много позднее она в своих "Записках" с досадой напишет: "Я думаю, не было и двадцати человек, которые по этому предмету мыслили бы гуманно и как люди <...> я думаю, мало людей в России даже подозревали, чтобы для слуг существовало другое состояние, кроме рабства"[43,c.542]. Другая выдержка из тех же "Записок" полна еще большим чувством горечи, которое оставили у Екатерины не только депутаты Уложенной комиссии, но и ее ближайшее окружение, ознакомившиеся с "Наказом": "Едва посмеешь сказать, что они (крепостные крестьяне) такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего только я не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в Комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне, число которых неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев. Даже граф А. С. Строганов, человек самый мягкий и в сущности самый гуманный, у которого доброта сердца граничит со слабостью, даже этот человек с негодованием и страстью защищал дело рабства"[43,c.521]. Наиболее близкий в ту пору к Екатерине Г. Орлов вообще уклонился от прямых оценок "Наказа". Самым же решительным критиком "Наказа" оказался "первейший человек" граф Н. И. Панин, сказавший: "Это аксиомы, способные разрушить стены".
Надо отметить три позитивных результата деятельности Уложенной
комиссии. Одна из задач Уложенной комиссии, обозначенная в Манифесте 16 декабря, состояла в том, «дабы лучше нам узнать быть можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа» [43, стр.437]. Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов в 1730 году, ставших программой действий правительства Анны Иоанновны.
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 годы он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении
положения Екатерины на троне — она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола.
Таким образом, общение царизма с просветительскими идеями имело, помимо позитивной модернизации в духе «просвещенного абсолютизма», весьма щекотливый побочный итог — в России публично был поставлен вопрос о ликвидации или реформировании системы крепостного права, а идеи французских просветителей стали находить отклик и в более широких кругах русского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха «просвещенного»
абсолютизма в истории России
оставила немало замечательных
имен, но если бы требовалось
назвать политического
Изучив проблему, вынесенную в заглавие данной работы, можно сделать следующие выводы:
- период «просвещенного»
абсолютизма (1762-1773 гг.) стал временем
установления культурных и
- во время царствования Екатерины II были заложены основы морали и права, нашедшие отголоски и в современное время;
- в 1767 году была
созвана Уложенная комиссия, благодаря
которой правящая верхушка
- «Наказ», созданный Екатериной II как руководство к действиям Уложенной комиссии, стал самым ярким воплощением идей Просвещения, так как был основан на трудах видных французских просветителей: Вольтера, Монтескье, Д*Аламбера, Беккариа.
Несмотря на то, что, по сути, идеи Екатерины так и не были воплощены в жизнь (Уложенная комиссия была распущена, «Наказ» так и не стал основой законодательства), попытка это сделать открыла глаза на настоящую жизнь крестьянства, привела к повышению уровня образования. Вся деятельность Екатерины II в эпоху «просвещенного» абсолютизма оставила яркий след в истории России и мировой истории в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
ИСТОЧНИКИ
Р Е Ф Е Р А Т
Курсовая работа 28 страниц, 3 источника.
Ключевые слова: абсолютизм, просвещение, Уложенная комиссия, «Наказ», Екатерина II.
Объект исследования: деятельность Екатерины II в России c 1762 по 1773 гг.
Предмет исследования: политика «просвещенного» абсолютизма.
Методы исследования: историко-описательный, историко-сравнительный, историко-хронологический.
Цель курсовой работы: изучить деятельность Екатерины II в период «просвещенного» абсолютизма.
Задачами курсовой работы являются: анализ историографии и источников по данной теме, оценка деятельности Екатерины II и итогов ее политики.
Выводы: политика «просвещенного» абсолютизма стала достаточно ярким явлением в истории России, принесшим множество преобразований во все сферы жизни.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Исторический факультет
Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин
“Просвещенный” абсолютизм Екатерины II
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы И-12 ______________Рацкун Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель:
старший преподаватель ______________ Бышик Владимир Иванович
Гомель 2009