Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:33, реферат
В ряду самодержцев Российской империи было много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала «европейская политика» Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.
Введение. ………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Екатерина II. Восхождение на престол. ……………………………………….. 5
Глава 2. Созыв Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. ……………………………………………………………………………….. 8
Глава 3. Реформы Екатерины Великой. ……………………………………………...... 16
Заключение. ……………………………………………………………………………… 20
Список используемой литературы. …………………………………………………….. 23
В главах 6 и 7 в общей форме
фиксировались правила
Следуя мысли Монтескье, Наказ отмечал,
что законы в обществе связаны со многими
факторами: верой, климатом, политикой
правительства, правами. Все это формирует
исходное «народное умствование» (современно
говоря, менталитет). Правильные законы
должны следовать этому духу народа. «Ничего
не должно запрещать законами, кроме того,
что может быть вредно или каждому особенно,
или всему обществу». Если народ делает
что-либо без принуждения, значит, делает
это охотно и хорошо - в этом главное правило
лучшей государственной политики. Однако,
отмечалось в Наказе, не всегда самые полезнейшие
дела и разумные меры находят ответ в народных
умах: нравы грубеют. Такое острое противоречие
между властью и осознанными потребностями
нации следует решать путем всемирного
просвещения, «приуготовление умов» (имеется
в виду просвещение в широком смысле, не
школьном). «Для введения лучших законов
необходимо потребно умы людские к тому
приуготовить».
Главы 9.9 и 10 специально устанавливали
конкретные принципы законодательства
в самой острой сфере, причем не только
для 18 века, - сфере уголовного права
и судопроизводства.
Правильно построенный уголовный закон
провозглашался важнейшей гарантией гражданской
«вольности». Правильно - значит не произвольно,
единство по хотению законодателя. Наказание
должно следовать из природы самого преступления,
и в моральном обществе изобличение в
преступлении есть едва ли не самое большое
наказание. Наказ категорически воспрещал
любые жестокие по форме наказания: «Все
наказания, которыми тело человеческое
изуродовать можно, должно отменить»,
сокращал возможные случаи смертной казни.
Суд - также учреждение не столько карательное,
столько орган охраны общества и гражданина,
но он не должен быть произвольным в толковании
права и законов, и то для того, чтобы сомнения
не было о свободе и безопасности граждан.
Суд, однако, действует в реальном сословном
обществе. Это признает Наказ очевидным.
Поэтому в таком обществе гарантии судебной
справедливости должны заключаться в
участие выборных представителей от сословий
в рассмотрении дел: тогда дворян будут
судить дворяне, крестьян - крестьяне и
т.д. Делу охраны прав должны в особенности
служить процессуальные порядки, и чем
они сложнее, тем больше гарантий прав.
Впервые в русском праве (да, и пожалуй,
и во всем тогдашнем европейском законодательстве)
Наказ запрещал применять на следствии
пытки: «Употребление пытки противно естественному
здравому рассуждению».
Неожиданно для Екатерины и ее приближенных в центре обсуждения оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты — дворяне Г. Коробьин и Я. Козельский, крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников, однодворец А. Маслов — выступали с критикой отдельных сторон крепостничества. Например, А. Маслов предлагал передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалованье помещику. Это фактически означало бы освобождение крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов высказался за четкую регламентацию крестьянских повинностей. Большинство же депутатов выступало с защитой крепостничества и требованием расширения их сословных прав, привилегий, групповых интересов.
Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
Внутренние противоречия «Наказа» нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые требования аристократии, не пошла на то, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками, сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями “свободных сельских обывателей” частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II “советовала” воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.
Но, с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились “на многие своевольства и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.
И всё же Екатерина видела в крепостном праве "несносное и жестокое иго", "человеческому роду нестерпимое положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и "генеральное освобождение" она считала несвоевременным и опасным, а для "приготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа произошло на заседании Комиссии.
Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».
Работа Комиссии, продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, «нарушения мира и тишины» она была распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового уложения. Несмотря на это она всё же имела большое значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой. Созданные наряду с Большим общим собранием частные комиссии, занимавшиеся конкретными законами, просуществовали до смерти Екатерины II.
В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.
Реформирование местного
управления в первую очередь решало
задачу усиления власти монарха. Екатерина
II собственноручно начертала
Стремясь создать более реальные гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).
Согласно грамоте городам
представители “среднего рода людей”
(мещане), подобно дворянам, получили
личные и корпоративные права - наследственную
неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность
и свободное распоряжение собственностью,
свободу промышленной деятельности.
Из состава жителей городов
Проект “Сельского положения” не был доведен до конца. Французская революция изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г. в одном из писем она заявляет, что деятельность философов ведет лишь “к разрушению”: “что бы они ни говорили и ни делали, - продолжала она, - мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе... лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова “свобода”.
Екатерина II щедро награждала
своих приближённых, фаворитов, полководцев
и других деятелей послуживших ей.
Широкой рекой лились из казны
деньги, драгоценности, давались высокие
титулы, почётные звания, большие пенсии.
Но особенно характерной была неслыханная
по размаху раздача
Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.
Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике Екатерины II абсолютная монархия в России заметно укрепилась.
Глава 3.
Реформы Екатерины II.
Государственно-
|
1763 г. |
|
1764 г. |
|
1764 г. |
|
1769 г. |
|
1775 г. |
|
1775 г. |
|
1782 г. |
|
1785 г. |
|
1785 г. |
|
1786 г. |