Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:54, контрольная работа
Образ жизни восточных славян на протяжении почти полутора тысяч лет представлял собой бесконечный «марш-бросок» на север и восток, пределом которому стали естественные преграды — Северный Ледовитый и Тихий океаны.
введение
первые путешествия древних русичей
паломнические путешествия
путешествия в среднем веке
Но Кучум жаждал реванша. Объединенные татарские войска, насчитывавшие не менее 10000 воинов, были разбиты отрядами Ермака в пригороде Искера. Две зимы провели казаки в Зауралье, пока не подоспела помощь из Москвы. Сломить сопротивление татар было поручено Богдану Брязге, который отправился на се вер. Кроме того, его поход носил и разведывательный характер. Необходимо было узнать пути на Обь, откуда шла хорошо известная еще с древности на Руси дорога на Пермь и Печору. Богдан Брязга справился с обеими задачами. Можно считать большим Достижением первой сибирской экспедиции не только разгром Кучума, но и открытие нового пути на Иртыш и Обь с запада через Средний Урал.
Положение отряда Ермака было отчаянным зимой 1583 г. Казаки решили вернуться на Русь, но атаки татар и мансийских князь ков вынудили их повернуть назад, к Искеру. Подоспевшее подкрепление с воеводой Волховским во главе растеряло на горных перевалах все боеприпасы и провизию. Во время зимовки начался голод. Искер был взят татарами в осаду. Но Ермак предпринял внезапную атаку на ставку татарского военачальника и вынудил тем самым их отступить и снять осаду с Искера.
Летом, узнав, что
татары напали на бухарский караван,
Ермак решает идти походом на юг,
чтобы выручить бухарцев, которые
были российскими торговыми
Поход под предводительством
Ермака был предвестником
Государство стало очень быстро «прирастать» на восток. Процесс был естественным для той эпохи. Границы более сильного государства расширялись за счет более слабых соседей. Некоторые из сибирских народов и племен приходилось подчинять насильно, но большинство искало у «белого царя» защиту от врагов. Но в ходе российской колонизаторской политики ни один из народов Сибири и Дальнего Севера не был уничтожен и стерт с лица земли.
У России были далеко идущие планы в отношении Севера. Ста вился вопрос не только об изучении северных территорий, но и о транспортных связях с ним. В конце XV — начале XVI в. в Москве появились первые путеводители-дорожники, в которых были указаны расстояния между крупными населенными пунктами. Среди них наибольший интерес представляли дорожники Севера и Ура ла. На основе подобных дорожников и был составлен в 1497 г. первый Чертеж: Русского государства (карта). Для составления этой карты были приглашены известные картографы-итальянцы — фрязи.
В правление Василия III (1505 — 1533) дьяком Дмитрием Герасимовым был предложен проект о торговле с Китаем (Сухопутный путь в Китай отнимал 3,5 — 4 года и был очень дорогостоящим и трудным.) Д. Герасимов был человеком весьма образованным для своего времени, знал латынь и немецкий язык. Он неоднократно бывал в разных странах Западной и Центральной Европы. В своем проекте Герасимов писал: «Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к Северу... Море там имеет та кое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правой стороны, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутках не встретится какая-либо земля». Морскую экспедицию в Китай в 50-х гг. XVI в. замышлял и Иван Грозный, но, по всей вероятности, начавшая ся Ливонская война помешала осуществлению этих планов.
Продвижение за Урал «встречь солнца» шло двумя потоками. Одни продвигались «новыми» южными путями, а другие шли хорошо известными с древности северными путями. Потоки эти часто смыкались и пересекались. Началось не только покорение, но я освоение Сибири. Закладываются города: Тюмень (1586); Тобольск (1587); Пелым и Березов (1593); Сургут (1594), Обдорск (1595); Верхотурье (1598); Мангазея (1601); Томск (1604); Туру-ханск (1607); Енисейск (1619); Красноярск (1628); Илимск (1630); Братск (1631); Якутск (1632), а в 1639 г. русские вышли к побережью Тихого океана.
В 1668 г. тобольским воеводой Петром Годуновым была состав лена первая карта Сибири. В 1673 г. она была дополнена и исправлена Степаном Васильевичем Поляковым, который также снабдил ее пространными комментариями. Поляков при корректировке карты использовал записки С.Дежнева.
В XVI в. был создан Мангазейский морской ход, связавший европейский Север и Западную Сибирь. Он создавался в два этапа. Первоначально было налажено плавание по Баренцеву и Карскому морям. Позднее, уже в начале XVII в., началось мореплавание по Обской и Тазовской губам. Торговля через Мангазею, расположенную в нижнем течении р. Таза и являвшуюся главным центром, была необычайно эффективна. В Мангазею было осуществлено с 1517 по 1670 г. более 70 плаваний из Холмогор и Архангельска.
На протяжении XVII в. было освоено мореплавание вдоль всего евразийского побережья. Моряки плавали на кочах — судах с двойной обшивкой корпуса. Они имели яйцеобразную форму, что не позволяло льдам их раздавливать. Кочи выталкивались льдами. На звание этого типа судов происходит от слова «коци» — ледяная шуба, так поморы называли все, что было связано с ледовой защитой. Часто по северному пути ходили торговые караваны из 20—30 кочей.
В XVII в. среди русских землепроходцев выдающееся место, безусловно, занимает Семен Иванович Дежнев (ок. 1605 — 1673). За 80 лет до плавания Витуса Беринга, в 1648 г. он прошел из Северного Ледовитого океана в Тихий, доказав, что Азия и Амепикя отделены друг от друга проливом (рис. 2.8).
Родом Семен Дежнев из Великого Устюга. В молодости он уходит «за лучшей долей» в Сибирь. Известно, что он служил в Тобольске, Енисейске, Якутске рядовым казаком. Так как казакам выплату жалованья, и без того скудного, часто задерживали месяцами, то Дежнев стал заниматься пушным промыслом, обзавелся хозяйством. Женой его становится якутка Абакаяде Сючю, их сын Любим со временем также стал казаком. Любим проходил службу вместе с Владимиром Атласовым — будущим покорителем Камчатки.
С 1640 г. Дежнев неоднократно участвовал в походах за ясаком, т.е. данью с восточносибирских народов. Это была опасная служба, нередко казакам приходилось мирить племена, которые вели междоусобные войны. В 1642 г. сбор дани проводился в районе р. Оймякон, оттуда отряд казаков спустился в Северный Ледовитый океан по р. Индигирке, и в Колымском острожке часть казаков вместе с Дежневым осталась на зимовье. В 1647 г. за «рыбьим зубом» посылается по разведанному в предшествующем году Исаем Игнатьевым пути на восток от устья р. Колымы вторая морская экспедиция, в состав которой был включен и Семен Дежнев.
На шести кочах эта флотилия вышла в океан. Часть ее вскоре отделилась, но три коча, вместе с Дежневым, продолжали плыть на восток, в августе они вынуждены были, следуя за линией побережья, повернуть на юг, а в начале сентября вошли в про лив между Америкой и Азией. Суда Дежнева обогнули «Большой Каменный Нос» (Чукотский полуостров). «Тот Нос большей, вы шел в море гораздо далеко, а живут на нем люди чухчи добре много. А против того Носу есть острова в море. А на островах людей добре много ж. Называют их зубатыми, потому что принимают они сквозь губу по два зуба немалых костяных... А доброго побегу от Носа до Онандыри-реки трое сутки, а боле нет... Море большое и сувои великие о землю близко». Под сувоя ми понимается волнение на море, место столкновения двух встречных течений при наличии прилива. Этот процесс особенно ярко проявляется в проливах между материком и прибрежными островами.
Постепенно, один за одним, разбиваются все кочи. Потерпев крушение, Дежнев десять недель шел с оставшимися членами экипажа к устью реки Анадырь. После зимовки он поднимается вверх по реке, устраивает Анадырский острог, объясачивает местное население. В 1659 г. он сдает команду над Анадырским остро гам служилым людям, но в Якутск возвращается в 1662 г. Оттуда его посылают с большой партией «костяной казны» — моржовыми клыками — в Москву.
В Москве служба Дежнева была оценена. После того как были проверены данные его челобитной, в которой говорилось: «И будучи на той, твоей, великого государя службе, поднимаючись собою и служа тебе, великому государю, многое время без твоего, великого государя, жалованья, имаючи иноземцев в аманаты, го лову свою складывал, раны великие принимал и кровь свою проливал, холод и голод великий терпел, и помирал голодною смертью, и на той службе будучи, от морского разбою обнищал... за службишко ...и за всякое нужное терпение пожаловать заслуженным окладом», ему было выплачено жалованье за... 19 (!) лет. Кроме того, за двадцатилетнюю службу его назначили казачьим атаманом.
В 1671 г. Дежневу доверили вновь везти в столицу дорогой груз. На этот раз «соболиную казну». Сдав груз без каких-либо претензий к нему со стороны московских чиновников, Дежнев, видимо заболел. Сказались перенесенные на «государевой службе» тяготы и лишения, старые раны. В Сибирь он больше не вернулся.
В XVII в. о возможности попасть из Северного Ледовитого океана в Тихий стало достаточно широко известно. В своих записках сосланный в Тобольск в 1661 г. католический священник Юрий Крижанич указывал: «Было сомнение: соединено ли Ледовитое море с Восточным океаном, омывающим с Востока Сибирь, за тем южные области Даурию и Никанию и, наконец, царство Китайское; или же моря эти, то есть Ледовитое и Восточное... отделены друг от друга каким-нибудь материком, простирающимся от Сибири на восток? Сомнение это в самое последнее время было разрешено воинами Ленской и Нерчинской области. ...На вопрос же некоторых: «Могут ли корабли от гавани св. Михаила Архангела или же устья реки Оби... плывя беспрерывно около берегов Сибири... приплыть к Китаю?», — упомянутые воины отвечали: «В Ледовитом море лед никогда не тает вполне, но в течение всего лета по водам плавают в большом количестве огромные глыбы льда, сталкиваясь между собою; поэтому глыбы эти (особенно при сильном ветре) могут уничтожить какое угодно судно.». Но, несмотря на уклончивый ответ, ясно, что путь из Архангельска до Китая существует, но он необыкновенно опасен. И именно из-за того, что слишком редко «пропускали» льды русские суда в «Заносье», открытие Дежнева к концу XVII в. стало постепенно забываться.
Но спустя годы подвиг отважного русского путешественника-землепроходца был оценен по заслугам. В 1898 г. в ознаменование 250-летия исторического плавания Семена Дежнева по ходатайству Русского Географического общества и Главного гидрографического управления Морского министерства России царским указом было предписано «мыс Восточный именовать впредь мысом Дежнева».
Трудами русских полярных мореходов было:
— установлено наличие и определена фактическая протяженность сквозного Пути из Атлантического в Тихий океан;
— доказано, что американский и азиатский континенты не соединяются между собой;
— опровергнуты беспочвенные представления о непроходимости ледовитых морей для судов;
— открыт пролив, ведущий из Северного Ледовитого океана в Тихий.
Ими были созданы предпосылки для достоверных и обоснованных представлений о Севере. С эпохи Ренессанса сведения русских картографов становились известными на Западе.
XVII в. был прославлен также именами таких русских землепроходцев, как Иван Юрьевич Москвитин, Василий Данилович Поярков, Ерофей Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и др. Благодаря их отваге и мужеству были открыты и исследованы огромные территории Восточной и Северо-Восточной Азии.
И. Ю. Москвитин, возглавлявший отряд казаков, в 1639 г. первым из русских (европейцев) достиг Охотского моря. Он открыл его побережье и Сахалинский залив. Отряд под руководством В. Д. Пояркова в 1643 — 1646 гг. проник в бассейн Амура, открыв среднее и нижнее течение этой реки до устья. Им были также собраны ценнейшие сведения о природе и населении Приамурья. Научные изыскания в Приамурье были продолжены экспедиция ми 1649—1653 гг. Е.П.Хабарова, который «составил чертеж реке Амуру». Е. П. Хабаров в 30-е гг. исследовал бассейн реки Лены. Пер вые сведения о Камчатке и Курильских островах были получены в конце XVII в. благодаря изысканиям сибирского казака, землепроходца В.В.Атласова, совершившего в 1697 — 1699 гг. походы по Камчатке.
Освоение огромных восточных территорий требовало и развития инфраструктуры. Дорожному строительству на Руси, несмотря на расхожее мнение об обратном, уделялось самое пристальное внимание. Уже в XVI в. появляются первые описания дорог местного значения, например роспись дорог Новгородской земли. Подобные «изгонные книги», или «Русские дорожники», становятся общеупотребимыми среди «служилых людей» и купцов, постоянно пополняясь сведениями.
В 1627 г. создается один из первых путеводителей «Книга Большому Чертежу», представляющий комментарии к первой обще государственной карте России. Перепись городов и селений — «верстные книги» — составленная по распоряжению Ямского приказа, представляла собой также прообраз путеводителя, являясь справочником дорог. В ней указывались дороги, идущие от Москвы, а также расстояния между постоялыми дворами и городами. Существовали в России того времени и справочники, со держащие сведения о важнейших иноземных торговых городах с указанием морских и сухопутных путей к ним.
Большое внимание уделялось и содержанию путей сообщения. Известно, что починка дорог, мостов и гатей возлагалась в виде своеобразного налога на местное население. А в Соборном Уложении 1649 г. был ряд статей, возлагающих ответственность за сохранность и содержание сухопутных и речных путей на феодалов.
В Допетровский период сначала представителям восточнославянских племен, а затем подданным Русского государства были свойственны крупномасштабные миграции. В основе этих миграционных процессов находилась поливариантная мотивация: экономического, социального, внутри- и внешнеполитического характера, т.е. внешняя мотивация. Поэтому эти глобальные перемещения людей носили черты «прототуризма».
Но существовала и внутренняя мотивация путешествий в средневековой Руси.
Во-первых, это паломнический туризм.
Во-вторых, поездки князей к родственникам в другие государства отнюдь не всегда носили «государственный» характер. На пример, Владимир Мономах (1113 —1125) долгое время жил за границей, вне Руси, у своих родственников в Константинополе, Кракове, Вроцлаве, Брно и других местах.