Развитие СССР и его место в мире 80г. 20в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:09, лекция

Краткое описание

Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР к 1980г. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по истории №1 2013г.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому  сотрудничеству в следующих сферах 
Борьба против терроризма 
Сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия.  
Сотрудничество по Афганистану 
Обучение и подготовка персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками. Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками  
Военное сотрудничество 
Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем.  
Работа по линии поисково-спасательных операций на море  
Центр социальной адаптации Россия–НАТО Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных в запас военнослужащих

 Оборонно-промышленное сотрудничество 
Комплексное «Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий

Кризисное регулирование Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся членами Альянса, Россия вносила крупнейший вклад в миротворческие операции под эгидой НАТО 
Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве 
для противодействия террористической угрозе в воздухе.  
Нераспространение ОМУ 
Контроль над вооружениями СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности. 
Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях 

Новые угрозы. В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» в формате СРН ведется перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам в рамках  техничческого сотрудничества. К ключевым рассматриваемым областям относятся экологическая безопасность, экологический терроризм, психологические последствия терроризма, кибернетическая безопасность, защита от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, а также обнаружение взрывчатых веществ. 

 

 

 

 
Европейский союз ЕС. – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию. Союз был создан Маастрихтским договором в 1993г на принципах Европейского сообщества. С пятистам миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составила в 2009г около 28% по номинальному значению и около 21% - по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между странами – членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы  (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав Евросоюз. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными организациями, является то, что члены Союза отказались от определенной части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.

Страны- члены  Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Первый шаг  в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951г: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и  стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

Процесс развития и превращения этих европейских  сообществ в современный европейский  союз происходил путем, во- первых, передачи все большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во – вторых, увеличения числа участников интеграции.

 

 

 

 

Кроме того, другой военно-политической организацией является Совет Европы. Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. 
Деятельность Совета Европы сконцентрирована на 
следующих основных проблемах: правовое обеспечение прав человек Содействие  и развитию европейской культурной самобытности. Поиск совместных решений социальных проблем. 
Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы. 
Членами Совета 
Европы являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле. 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 
Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами 
Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран,  подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии. 

 

Объединенных  Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО) Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Бюро ЮНЕСКО в Москве активно участвует в реализации таких проектов, как: поддержка реформ и развития систем образования, образования  в области профилактики ВИЧ/СПИД. Содействие Российской Федерации в восстановлении и модернизации системы образования в Чеченской республике; дискуссии в области реформ научной политики и культуры, укрепление биосферных территорий; продвижение прав человека и демократических принципов, с учетом положения молодежи; поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследию; продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации.

Принимая в 2001 г. Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, государства-члены ЮНЕСКО подтвердили свою приверженность культурному разнообразию – источнику развития, «столь же необходимому для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы». Они также решительно отвергли постулат о неизбежности конфликтов между культурами и цивилизациями.ЮНЕСКО – в авангарде международных начинаний в области защиты наследия. Принятая в 1972 году Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия основывается на том, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира и потому должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством в отношении этого наследия, государства-участники Конвенции признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества в целом.На сегодняшний день Список всемирного наследия объединяет около 700 природных и культурных объектов. Международное жюри отобрало первые 19 Шедевров устного и нематериального наследия человечества.

 

 

Объекты всемирного наследия 

 

Московский Кремль и Красная Площадь

Исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников

Кижский погост

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

Историко-культурный комплекс Соловецких островов

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Девственные леса Коми

Вулканы Камчатки

Озеро Байкал

Золотые горы Алтая

Западный Кавказ

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля

Куршская коса

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Центральный Сихотэ-Алинь

Убсунурская котловина

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

Природный комплекс заповедника Остров Врангеля

Исторический центр Ярославля

Геодезическая дуга Струве

Плато Путорана  

 

 

 

 

 

Образование

Деятельность ЮНЕСКО в  области образования призвана дать образование всем, на всех уровнях  и на протяжении жизни, потому что  образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей. В то же время оно – важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.

Естественные науки

Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подчеркнула важную роль науки в качестве основы для принятия дальновидных решений и определения правильных политических стратегий в области устойчивого развития. Для определения своих научных программ ЮНЕСКО опирается на выводы и рекомендации этой конференции, а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.).

Социальные и гуманитарные науки

В области гуманитарных и  социальных наук роль ЮНЕСКО – способствовать продвижению знаний, разработке норм и налаживанию интеллектуального сотрудничества, содействуя тем самым социальным преобразованиям, основанным на уважении идеалов справедливости, свободы и человеческого достоинства. Таким образом, ЮНЕСКО в этой области выполняет тройную задачу: изучает то, что уже существует (исследования в области социальных наук), стремится предвидеть то, что может случиться (философия и перспективные исследования), и определяет то, что должно быть (этика и права человека), с тем чтобы уменьшить разрыв между существующим и ожидаем положением дел.

Коммуникация и информация

Коммуникация, информация и  знания – движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Кроме того, многие страны, и прежде всего наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что лишает их шансов на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

ЮНЕСКО стоит на страже свободы прессы и публично осуждает самые злостные нарушения этой свободы, такие как убийства и физическая расправа над сотрудниками СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. 2.4. Россия в планах международных  организаций: военнополитическая конкуренция и экономическое сотрудничество.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. 1992-1999

Формирование концепции внешней политики России. Распад СССР явился важнейшим событием международной жизни конца XX в., оказавшим огромное влияние на систему международных отношений. На смену биполярному миру, многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти иная организация международной жизни, отражавшая новое соотношение сил и соответствующая глобальным вызовам современности.

Некоторое время в общественном сознании царила эйфория. Политики ожидали, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. В этих условиях ставка была сделана на ускоренную интеграцию в евро-атлантические структуры. В первой половине 1990-х гг. получила теоретическое обоснование и практическое воплощение политика «агтыантизма». В основе атлантической внешнеполитической концепции лежали: ориентация на западную модель развития.

На Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей «холодную войну», не спешили устанавливать «стратегическое партнерство» и тем более не видели Россию в качестве равноправного союзника. Ей в лучшем случае отводилась роль младшего партнера, любое же проявление самостоятельности рассматривалось как рецидив советской «имперской» политики. Об игнорировании интересов России свидетельствовало продвижение к ее границам НАТО, противодействие реинтеграционным тенденциям на постсоветском пространстве. Россия оставалась отгороженной от Запада визовыми и таможенными барьерами, его рынки защищались высокими тарифами, квотами и другими регуляторами. Все это оказало отрезвляющее воздействие на российскую политическую элиту. Критическое отношение к «атлантизму» в российской политической элите стало звучать все громче уже во второй половине 1993 г.

В середине 1990-х гг. окрепло убеждение в том, что единственным надежным ориентиром внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов. Появился больший реализм в оценке последствий распада СССР и ситуации в мире. Утверждаются представления о становлении многополярного мира, в котором доминировать не способна ни одна, даже самая мощная держава. Осознание геополитического и культурно-исторического своеобразия России возрождало интерес к идеям евразийства, которые также привлекались при обосновании внешнеполитической стратегии.

Проведению эффективной внешней политики препятствовала и нерешенность ряда важных организационных проблем. Одна из них была связана с уходом из МИДа опытных дипломатов на более высокооплачиваемые должности в частном бизнесе. Это сказалось на работе внешнеполитического ведомства.

Между тем в стране не сложилось единой формы организованного представительства и согласования интересов всех действовавших на этом направлении групп. Так, например, в ноябре 1993 г. руководство Службы внешней разведки выступило против расширения НАТО на Восток, а МИД заявил, что расширение НАТО не угрожает России. Именно поэтому в начале 1995 г. в послании Федеральному собранию президент прямо поставил задачу «улучшения координации внешнеполитической деятельности». Однако созданный Ельциным в конце 1995 г. Совет по внешней политике полностью с этой задачей так и не справился.

Российско-американские отношения. Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-е гг. В целом они заметно изменились в лучшую сторону. На взаимодействие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. России было трудно претендовать на роль глобальной державы. В сравнении с СССР она обладает гораздо более скромным экономическим потенциалом. Ее национальный доход в условиях кризиса сократился вдвое и по оптимистическим подсчетам составляет 8—9% от американского. В десять раз по сравнению с серединой 1980-х гг. уменьшились военные расходы России. Кроме того, в результате дезинтеграции СССР она лишилась важной части оборонной инфраструктуры, прежних союзников и не приобрела новых, в то время как США укрепили лидирующее положение в переживших «холодную войну» военно-политических блоках Европы и Азии.

Новый характер российско-американских отношений получил отражение в двух документах 1992 г. Ими были «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». В них предусматривался отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека, экономической свободе, поддержки США курса России на углубление реформ, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

Значительно активизировались российско-американские политические связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран, оживились межпарламентские контакты, взаимодействие по линии других государственных учреждений и ведомств.

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 г. был ратифицирован подписанный годом ранее договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а уже в 1993 г. был подписан договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей радикальные сокращения наступательных вооружений США и России к началу XX в.

Информация о работе Развитие СССР и его место в мире 80г. 20в