Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа
В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же, как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно витал над Спартой - хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и, оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении - и охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию.
Если сражение оканчивалось победой спартиатов, то они собирали неприятельское оружие и из части его сооружали трофей (tropaion, от trepein) в знак того, что враги обращены в бегство, и вместе с
__________
* Страшкевич, Кр. очерк греч. древностей, стр. 243 (изд. 2).
тем в жертву богам, почему он считался священным. Добычей, поступавшей в собственность государства, распоряжался царь вместе с военным советом; часть ее всегда была посвящаема богам и употребляема обыкновенно на постройку или украшение храмов, — отечественных или дельфийского. Наградой отличившимся в битве служили венки, первые места на собрании и другие почести; павшие в бою были погребены с особенной торжественностью и почестями, тогда как трусы, бежавшие с поля битвы или пережившие поражение, подвергались атимии и всеобщему презрению: они теряли право занимать общественные должности и даже располагать своим имуществом, на праздниках должны были занимать особое презренное место; никто не хотел с ними обедать, заниматься гимнастикой или делиться огнем; на улице они должны были всем уступать дорогу, в собраниях даже перед младшими подниматься с места, носить особое платье, и всякий мог безнаказанно поносить и даже бить их. Никто не смел жениться на дочери труса или выдать за него замуж свою дочь. «Я нисколько не удивлюсь, — говорит Ксенофонт (Лак. гос. IX, 6), — что в Спарте предпочитается смерть столь бесчестной и презренной жизни».
Флот спартанский был незначителен и находился в жалком состоянии, хотя местность Лаконики и благоприятствовала развитию морских сил. В битве при Артемисии (480 г.) участвовало всего 10 спартанских судов, при Саламине 16, и если потом Спарта получила на время гегемонию на море, то только благодаря своему значению на суше. Несколько большим флотом владела Спарта во время Пелопоннесской войны, но и тогда он был сравнительно невелик: в 413 г. спартиаты могли выставить 25 судов, но больше этого количества, кажется, никогда не снаряжали на собственные средства. Экипаж состоял, главным образом, из илотов, десантное войско — из периеков. Морскую битву лакедемоняне старались обыкновенно превратить в сухопутную тем, что брали неприятельский корабль на абордаж и потом сражались врукопашную на палубе. Флот состоял под главным начальством наварха, при котором находился секретарь (epistoleuV), имевший иногда весьма большое влияние. Гавань для стоянки флота была в Гифии (Guqeion).
О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате.
Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом и смотрели его по нескольку раз. В каждом дворе играли в спартанцев. Мастерили копья, мечи, щиты с перевёрнутой литерой «V». Фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.
Но я никогда даже не мечтал увидеть место легендарной битвы спартанцев воочию.
И вот когда недавно я посетил Грецию, я побывал на месте сражения спартанцев с персами.
Правда, оно и не сохранилось. В 480 году до н.э., когда состоялась битва в Фермопильском ущелье, это был узкий отрезок суши шириной 20 метров на обрыве скалы. Сейчас море (Малианский залив) отошло, обнажив большой участок суши.
Недавно я в очередной раз с удовольствием посмотрел фильм «300 спартанцев» 1962 года. На мой взгляд, старый фильм несравнимо лучше нового – компьютерного комикса «300» на ту же тему, в котором лишь более точно воспроизведено место сражения.
В жизни всё было конечно гораздо сложнее, чем показано в фильме.
Единственный достоверный первоисточник о подвиге 300 спартанцев, на котором основываются позднейшие упоминания — VII книга Геродота.
В конце VI века до н.э. Персидская
держава, завоевав к тому времени
греческие города-государства
Геродот исчисляет войско персов и зависимых народов в 1 миллион 700 тысяч человек. Современные историки оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные.
Представители независимых греческих городов-государств собрались на совет в Коринфе, чтобы решить, как вместе отразить нашествие персов.
Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались защищать только свои земли. Афиняне предлагали послать войско как раз в Фермопилы. В то время Фермопильский проход был единственный путь из Северной Греции в Южную.
Греки почитали богов и потому даже во время нашествия персов не собирались прогневать богов отказом от празднеств. В Спарте отмечали праздник Карнеи, совпавший к тому же с 75-ми Олимпийскими играми 480 г. до н.э. А во время Олимпийских игр войны не велись.
Однако совсем отказаться от участия в войне против Ксеркса спартанцы не могли, и потому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом. Леонид отобрал из граждан 300 достойных мужей, уже имевших детей, чтобы не пресёкся род. Остальные спартанцы собирались присоединиться к войску сразу же по окончании празднеств.
Когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот".
Объединённое войско греков
в Фермопилах состояло из постоянных
городских отрядов
Всего при Фермопилах собралось до 6 тысяч гоплитов. Спартанский отряд в 300 воинов возглавлял царь Леонид; тогда ему было около 40 лет.
На западе от Фермопил поднимается обрывистая и высокая гора. На востоке проход подходит непосредственно к морю и болотам. Там была проезжая дорога только для одной повозки 20 метров шириной и длиной 1 км.
В Фермопильском ущелье была построена стена, а в ней некогда были ворота. Стена представляла собой невысокую баррикаду, выложенную из тяжёлых камней. Греки решили теперь восстановить стену и таким образом преградить персам путь в Элладу. Они разбили лагерь за стеной, перекрывающей узкий Фермопильский проход.
Первые два дня греки
успешно отражали атаки персов, благодаря
тому, что были вооружены длинными
копьями и действовали слаженно
в фаланге, прикрываясь большими
щитами. Персы не могли развернуться
в узком проходе и погибали
массами в давке или будучи
сброшенными с обрывистого
Ксеркс не знал, что предпринять, и послал гонцов объявить, что наградит того, кто укажет путь в обход Фермопильского ущелья.
И тогда к нему обратился некий местный житель Эфиальт, вызвавшийся за вознаграждение провести персов горной тропой в обход Фермопил. Тропу охранял отряд фокийцев (из Средней Греции) в 1000 воинов. Отборный персидский отряд в 20 тысяч под командованием Гидарна скрытно шёл всю ночь, а к утру неожиданно обрушился на греков. Фокийцы послали бегунов сообщить грекам об обходном манёвре персов; об этом же греков предупредил ещё ночью перебежчик по имени Тиррастиад из персидского лагеря.
Греки оказались в окружении. Что было делать?
Подчиняясь воле обстоятельств, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Феспии и Фивы — города в Греции, через которые неизбежно должен был пролегать путь персидского войска, так что отряды этих городов защищали в Фермопилах родную землю.
Ксеркс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!
Фиванцев Леонид, якобы, заставил остаться насильно – чтобы не перебежали к врагам. По словам Геродота, во время отступления фиванцы отделились и сдались в плен, таким образом они спасли свои жизни ценой клеймения в рабство.
Не рассчитывая на победу, но лишь на славную смерть, спартанцы и феспийцы приняли бой. У спартанцев копья были сломаны, они разили врагов короткими мечами. К концу сражения у них не осталось даже оружия – затупилось, и тогда начался рукопашный бой.
Все спартанцы, конечно, погибли. В бою пал царь Леонид, у персов погибли братья царя Ксеркса.
Царь Ксеркс лично осмотрел
поле битвы. Найдя тело Леонида, он приказал
отрубить ему голову и посадить на
кол. Под Фермопилами пало, по словам
Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи
греков, включая спартанских илотов
(илоты – государственные рабы)
Из 300 спартанцев в живых остался лишь Аристодем, который больным был оставлен Леонидом в селении Альпены. По возвращении в Спарту Аристодема ожидало бесчестие и позор. Никто не разговаривал с ним, ему дали прозвание Аристодем-Трус. На следующий год в битве при Платеях он бился как иступлённый, стараясь искупить свою вину.
За голову предателя Эфиальта Спарта объявила награду. Но он был убит соплеменником в ссоре.
Павших эллинов похоронили на том же холме, где они приняли последний бой. Имена всех погибших в Фермопилах были высечены на плите. На могиле поставлен камень с эпитафией поэта Симонида Кеосского: «Странник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».
На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг – кенотаф (чтобы души обрели покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по-гречески Лев) На саркофаге было написано: "Из зверей я – сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе".
Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели. Жители города через 600 лет после сражения, уже в римское время, ежегодно проводили состязания в честь национального героя.
В 1955 году на этом месте был построен мемориал. Каждый год 26 августа здесь проходит «Праздник Фермопилы» – в память о героизме 300 спартанцев и 700 феспийцев.
Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.).
История несправедлива. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.
Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Также Гитлер использовал дух древних германцев для создания тысячелетнего третьего рейха.
Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.
В России так использовалось известное изречение старца Филофея, которому, якобы, принадлежат слова «Москва – третий Рим, и четвёртому не бывать». Теория «Москва – третий Рим», как известно, послужила смысловой основой мессианских представлений о роли России и оправдания политики собирания русских земель вокруг Московского княжества, а позднее и создания российской империи.
Когда-то думали, что история принадлежит королям. Потом полагали, что всё решают народные массы. Теперь мы видим, что поставить во главе государства своего человека означает разрулить политику в свою сторону, даже несмотря на протесты народных масс.
Почему люди постоянно воюют? Почему не могут все свои проблемы решать мирно?
Может быть, мешает врождённая агрессивность?
Представители ни одного биологического вида так не воюют между собой.
Что толкало Ксеркса на завоевание маленькой свободной Греции, тогда как персидская империя была в несколько раз больше и могущественней?
Честолюбие? месть за поражение отца Дария в битве при Марафоне? или жажда завоевания?
Что можно противопоставить парадигме завоевания?
Война – она в умах!
За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн. Вся история человечества одна непрекращающаяся война. Одни сплошные убийства! Земля вся пропитана кровью.
Конечно, можно не вмешиваться, когда муравьи воюют между собой. Но когда они в пылу борьбы готовы взорвать планету…
Войны всё те же, только на смену луку и стрелам пришли атомная бомба и лазерное оружие.
А может быть, спартанцы погибли напрасно, если Ксеркс всё равно спалил и разграбил Афины?
Имело ли их самопожертвование смысл?
Почему спартанцы не сдались?
Зачем они погибли?
Не зачем, а почему!
Они не могли иначе!
Их лозунгом были слова: победа или смерть!
Конечно, можно говорить, что у спартанцев были жестокие нравы: они вели полувоенный образ жизни, сбрасывали в пропасть родившихся больными детей, изгоняли трусов и предателей. Известно, что мать убила своего сына спартанца, который вернулся с войны раненый в спину.
По слухам, в битве при Фермопилах в живых остался ещё один спартанец по имени Пантит, отправленный гонцом в Фессалию. По возвращении в Лакедемон (область, где находилась Спарта) его также ожидало бесчестие, и он повесился.
Можно ли пожертвовать одним, ради спасения многих?
Для военоначальников этот вопрос давно решён. Чтобы прикрыть отход главных сил, нужно оставить арьергард погибнуть ради спасения отступающих.
А был ли подвиг?
Или это просто погиб арьергард, как обычно бывает при отступлении?
Спартанцы, конечно, были в безвыходном положении. Кто-то должен был прикрывать отход основных сил и погибнуть, чтобы спаслись остальные.
Что же это, героизм по необходимости?
Могли ли спартанцы сдаться, как это сделали фиванцы?
Нет, не могли. Потому что «или со щитом, или на щите»!
Смерть была для них необходимостью. Они погибли, выполняя свой долг перед родными и близкими. Ведь они защищали своих любимых, они защищали свою любовь – Грецию!
Информация о работе Развитие имущественных правоотношений в Псковской судной грамоте