Развитие культуры СССР в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры были также подчинены задачам борьбы с врагом.
Попробуем отправиться в эту трудную дорогу и постараться посмотреть на наше недавнее прошлое с позиций накопленного страной и каждым из нас исторического опыта. Опыт же этот учит не полагаться на слова, красивые лозунги, но видеть за ними реальную жизнь реальных людей со всеми ёё радостями и горестями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Наука……………………………………………………………………5
Народное образование…………………………………………………9
Искусство в 1941-1945гг………………………………………………11
Художественная культура……………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

культурология реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Художественная культура.

Вопреки известному утверждению — «когда гремит оружие, музы молчат», — во время Великой Отечественной войны музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи литераторов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров работали на передовой линии военных действий и в партизанских отрядах. В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А. Сурков, Е. Петров, А. Бек. Военными корреспондентами работали К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закрут-кин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них — С. Борзенко, П. Вершиго-ра, М. Джалиль.

Война стала главной темой литературы тех лет. В «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести «Дни и ночи» К. Симонова и «Направление главного удара» В. Гроссмана посвящены Сталинградской битве. Характерной особенностью произведений военных лет является обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев. Среди них поэма М. Алигер «Зоя», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», первые главы которого появились в годы войны. Огромной популярностью пользовались поэма А. Твардовского «Василий Теркин», проза и стихи К. Симонова, статьи И. Эренбурга.

В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали театральные премьеры военных лет: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука. Последние две пьесы были напечатаны на страницах «Правды» рядом со сводками Совинформбюро. Тема драмы Корнейчука, написанной в 1942 г., была особенно злободневна для начального периода войны. В ней сталкиваются позиции генералов двух разных поколений, старого, заслуженного участника Гражданской войны и молодого, понимающего специфику современной войны.

Особое место занимала поэзия военных лет. Лирические стихи публиковались во фронтовой печати, исполнялись в концертах. Во время войны сформировалось целое поколение поэтов-фронтовиков, которое оставило заметный след в литературе послевоенного периода. Это М. Кульчицкий, С. Гудзенко, А. Межиров, Б. Слуцкий, Ю. Друнина, Н. Майоров и др.

С 1943 г. идеологический контроль над литературой и искусством вновь усилился. По инициативе Сталина была запрещена киноповесть А. Довженко «Украина в огне» за «антиленинские ошибки и националистические извращения». В декабре 1943 г. были приняты постановления Секретариата ЦК «О контроле над литературно-художественными журналами» и «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов», а в августе следующего года постановления Оргбюро «О журнале «Знамя». Идеологические претензий предъявлялись И. Сельвин-скому, М. Зощенко, В. Катаеву, А. Платонову, Б. Лавреневу, К. Чуковскому и другим писателям.

В начальный период войны театральная жизнь была дезорганизована. Часть коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. их сеть стабилизировалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с довоенным временем.

Для обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым из них стал театр «Искра», сформированный из актеров Театра имени Ленинского комсомола — добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра имени Евг. Вахтангова, комсомольский коллектив ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев театра И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова.

В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламов и И. Копалин; в 1942 г. фильм был награжден премией Американской киноакадемии «Оскар»). Всего за годы войны было выпущено около 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера. В последние годы войны государственные и партийные органы много занимались вопросами кинопроката и кинообслуживания населения, однако довоенный уровень достигнут не был.

Одним из наиболее крупных кинопроектов военного времени была трехсерийная постановка «Ивана Грозного», осуществление которой было поручено от имени ЦК партии С. Эйзенштейну еще в январе 1941 г. История этого фильма, оставшегося незавершенным наглядно раскрывает роль Сталина в руководстве искусством. Первая серия, выпущенная в 1944 г., была награждена  сталинской премией I степени, а вторая — подвергнута уничтожающей критике главного кремлевского цензора. Вина автора заключалась в том, что его видение эпохи Ивана Грозного не совпало с официальным. Сталин обвинил режиссера в невежестве за то, что тот представил «прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов», а самого царя, «человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным» -Эти формулировки были воспроизведены в постановлении ЦК ВКП(б) 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь».

Крупные музыкальные коллективы и театры были эвакуированы из Москвы и Ленинграда. Основная часть труппы Большого театра была вывезена в Куйбышев, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова — в Пермь, оркестр Ленинградской филармонии под руководством Е. Мравинского — в Новосибирск, Государственный симфонический оркестр — во Фрунзе. Но музыкальная жизнь в столице продолжалась. В Москве был создан филиал Большого театра, открывший сезон в ноябре

  1. г. оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В январе
  2. г. молодые артисты Большого театра, Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, выпускники Московской консерватории и Гнесинского училища организовали Фронтовой оперный театр.

Осенью 1941 г. в Ленинграде был создан оперный театр «Дебют». Но в первую блокадную зиму музыкальная жизнь в Ленинграде прервалась. Единственный оставшийся в городе оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством К. И. Элиасберга дал последние концерты в филармонии и по радио в декабре 1941 г. Зимой из 105 музыкантов оркестра от голода погибло 27. Но к лету 1942 г. оркестр, оперный театр и Театр музкомедии возобновили выступления. Крупным событием стало исполнение в Ленинграде 9 августа 1942 г. Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Шостаковича, написанной композитором в эвакуации.

Деятельность ведущих театров и симфонических оркестров в эвакуации способствовала оживлению культурной жизни провинции и созданию новых творческих коллективов. Так, в Куйбышеве после двухлетнего пребывания там Большого театра появился первый в истории города симфонический оркестр, в Новосибирске открылся Театр оперы и балета, во Фрунзе — отделение Московской консерватории. В ряде городов были созданы новые отделения творческих союзов: Союза композиторов — в Новосибирске, Союза художников — в Тюмени, Томске, Кемерове.

Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет находили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе. Об этом свидетельствуют многочисленные письма писателям. «Я получил от вас точно какую-то награду», — писал гвардеец Шубин А. Твардовскому. «Это была не книга, письмо, письмо от близкого человека», — так писала ленинградка Абрамова Н. С. Тихонову. «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, — писали бойцы с фронта А. Н. Толетому, — тоже являетесь бойцом, — и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши штыки... его огонь такой же убедительный, как огонь наших автоматов и пушек».

За годы войны произошли заметные изменения в духовной жизни общества. Более тесным стало межнациональное общение. Этому способствовали миграции населения в связи с мобилизацией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией. В творчестве писателей, художников, композиторов, эвакуированных в восточные республики, появились новые темы и мотивы. В творчестве военных лет композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Александрова, эвакуированных в Нальчик, слышны мотивы народной кабардинской и балкарской музыки. Время, проведенное в Ташкенте, наложило отпечаток на лирику военных лет А. Ахматовой. Активное участие в творческой жизни Казахстана приняли народные художники СССР А. Герасимов, Б. Иогансон, С. Меркуров, В. Мухина.

Возрос международный авторитет советской культуры, расширились ее зарубежные связи. В сентябре 1942 г. английский писатель Дж. Пристли писал: «...в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предшествующие 20 лет». В годы войны в ведущих английских и американских газетах публиковались статьи Л. Леонова, К. Симонова, Е. Петрова, Б. Полевого, К. Федина, М. Шолохова и других видных советских писателей. На театральных сценах США и Великобритании шли пьесы А. Грибоедова, А. Чехова, А. Афиногенова, К. Симонова, Л. Леонова, на киноэкранах демонстрировались фильмы «Щорс», «Александр Невский», «Суворов», «Разгром немецких войск под Москвой». Большой популярностью пользовалась русская и советская музыка. Во многих зарубежных странах проходили фестивали русской музыки, выставки советского изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Великая Отечественная война – не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным. С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее войны, но и её отдельным страницам.

В 2010 году исполняется 65 лет со дня Победы Советского Союза над фашистской Германией. На мой взгляд, не многие среди нас придают должное значение этому событию. Ещё меньше тех, кто вообще задумывается над тем, какова роль этого события в истории. Но всё-таки есть такие, кто хочет знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1941 – 1945 годах, как это было на самом деле.

В военные годы работники  культуры чётко понимали свои задачи, предельно ответственно относились к возложенной на них миссии. Их творческий труд вдохновлял тыловиков, помогал мобилизации сил людей в тылу, работавших без устали, веривших, что своим трудом они приближают День Победы.

Я думаю, что у подавляющего большинства, если не у всего советского народа, не было сомнений в победе над врагом, ему были свойственны высокие патриотические чувства, настроения, устремления. Но отношение к действительности не было однозначным. На мой взгляд, здесь сказалась не только атмосфера страха, присущая тому времени, но и уровень общей культуры, наличие информации, характер воспитания, гражданская позиция, прочие факторы.

В представленной работе мне удалось рассказать, как в годы Великой Отечественной войны люди искали душевного вдохновения, черпали надежду в музыке и песне, в театре и кино, в изобразительном искусстве.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

1. История искусств. Отечественное искусство. / Под ред. Т.В. Ильина. Москва высшая школа./ 2000

2. История русской культуры. / Под ред. В. С. Шульгина, Л. В. Кошмана, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина./ «Дрофа» - 2003

3. Эхо прошедшей войны. / Сост. А. М. Луковников./ 1983.

4. Плакаты Великой Отечественной /  Сост. А.В Шумаков., Р.Г. Алеев.,1985.

5. Друзья - однополчане // Рассказы о песнях, рожденных войной / Сост. А. Луковников. М., 1980; Ты помнишь, товарищ.../ Сост. А. Луковников. М., 1981; Эхо прошедшей войны / Сост. А. Луковников. М., 1983.

6. Песня в граните / Сост. А. Луковников. М./ 1977

 

 

 

 


Информация о работе Развитие культуры СССР в годы Великой Отечественной войны