Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:51, реферат
Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. В 1987 г. в толстых журналах была напечатана серия материалов о настоящем, прошлом и будущем России. В «Новом мире» появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.
1990-е гг. были очень
трудными для отечественной
Проблемы духовного развития общества. Кардинальные социально-политические и экономические изменения, произошедшие с конца 1980-х гг., создали сложную ситуацию в области духовного развития общества. Социологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дестабилизацией социального положения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?
Во-первых, в утрате прежнего
социалистического и
Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большей части общества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; притуплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества.
Уходит в прошлое тип
нравственности, связанный с коллективизмом,
со стремлением быть полезным обществу.
Одновременно выросла значимость индивидуалистических
ценностей эгоистической
О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.
Отсутствие общего идеала,
кризис ценностей вызывали озабоченность
у российской правящей элиты. В 1996 г.
российский президент призвал
Уход от авторитарной системы
управления и организации духовной
жизни способствовал
Определенное консолидирующее влияние в 1990-е гг. оказывало распространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствующего атеизма во второй половине 1980-х гг. значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль церкви. Утвердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в конституционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважительное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экстремизм прошлых лет был преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает историческую преемственность в духовнорелигиозной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза: с 4846 (1992 г.) до 17 427 (2000 г.).
В этих условиях повысился
уровень религиозности
Огромная роль в формировании
духовного климата в обществе
принадлежит средствам массовой
информации (СМИ). За годы реформ кардинально
изменились функции СМИ. Стали иными
структура периодических
Заметно выросла роль телевидения, в информационное пространство которого включено большинство населения России. В 1990-е гг. появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал необычайно широким диапазон информационных и развлекательных передач. Ныне в обществе превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рассматривает их как орган власти, другая — как орган гражданского общества. Отсюда в оценке их деятельности присутствует двойной стандарт, в основе которого — сложное взаимодействие между двумя основными функциями.
Утверждение свободы слова
в СМИ происходило не всегда безболезненно.
Их порой бросающаяся в глаза
ангажированность, резкий переход к
полифоническому изложению
Художественное творчество в России. Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художественного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990-х гг. можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических, а порой и нравственных ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.
Вместе с тем последнее
десятилетие XX столетия прошло под
знаком возвращения художественных
произведений, ранее недоступных
или малодоступных российским гражданам.
Этому способствовало и бурное развитие
частного книгоиздания. На прилавках
появились ранее запрещавшиеся
произведения выдающихся русских писателей,
поэтов, мыслителей — А. Ахматовой,
М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набокова,
М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского,
В. Максимова и многих других. Российские
читатели получили возможность познакомиться
с произведениями мировой литературы,
которые раньше в стране не издавались.
Новые газеты и журналы были рассчитаны
на самые разные вкусы. Восстанавливали
связи с Россией ранее
В литературе продолжалось развитие отечественных реалистических традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Астафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. В то же время большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетическое значение литературы, при этом авторы скептически относятся к возможности общественного идеала. В числе признаков этой «литературной» литературы называют: несущественность места действия, социальной принадлежности персонажей, афористичность текста произведения, отсутствие определенной идеи и пронизывающую все произведение иронию.
Новые экономические реалии
оказали заметное влияние на развитие
российского кинематографа. Отсутствие
государственной поддержки
Получило дальнейшее развитие
музыкальное искусство. С одной
стороны, ценители классики имели возможность
посещать концерты выдающихся дирижеров
и исполнителей симфонических произведений,
оперных и балетных спектаклей. С
другой стороны, 1990-е гг. стали временем
бурного развития новой молодежной
музыкальной культуры, отличающейся
большим стилевым разнообразием
и охватом самой широкой
В 1990-е гг. появилось много
ярких театральных постановок. Наряду
с известными театральными коллективами
появились новые театры, студии.
Возродились спектакли-
Информация о работе Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века