Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. В 1987 г. в толстых журналах была напечатана серия материалов о настоящем, прошлом и будущем России. В «Новом мире» появились статьи И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра», Н. Шмелева «Авансы и долги». Эти и другие материалы вызвали большой интерес новизной привлеченных фактов и своим разоблачительным пафосом. В статьях ставился глобальный вопрос о содержании пройденного страной в XX в. пути и правильности избранной в 1917 г. модели развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов.docx

— 28.99 Кб (Скачать файл)

1990-е гг. были очень  трудными для отечественной науки.  Резкое сокращение инвестирования  в фундаментальные исследования  и НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на  состояние как естественных, так  и гуманитарных наук. Численность  работающих в научно-технической  сфере сократилась более чем  в 2,5 раза — с 2,1 млн человек  в 1990 г. до менее 800 тыс. в  2000 г. До критического уровня  снизился приток в науку молодых  специалистов: ныне средний возраст  докторов наук — более 60 лет,  кандидатов приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего  математиков, физиков, химиков,  биологов) были вынуждены покинуть  Россию и работать в других  странах. Сократилось обновление  материально-технической базы науки,  ее информационное обеспечение.  Согласно принятому в 1996 г.  Закону «О науке и государственной  научно-технической политике», расходы  на науку гражданского назначения  должны составлять не менее  4% расходной части бюджета, однако  добиться этого не удалось.  В этих условиях утверждается  представление о том, что приоритетному  финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологический прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия». Признанием достижений российской науки явилось награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

Проблемы духовного  развития общества. Кардинальные социально-политические и экономические изменения, произошедшие с конца 1980-х гг., создали сложную ситуацию в области духовного развития общества. Социологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дестабилизацией социального положения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

Во-первых, в утрате прежнего социалистического и коммунистического  идеала, который — при всех оговорках  — формировал картину мира советского человека. После 1991 г. путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался  как ошибочный и тупиковый, что  ставило под сомнение смысл жизни  многих людей. В то же время идея «демократических реформ» по западному  образцу показала неспособность  выступать в качестве долговременного  объединяющего идеала, тем более  что первые годы экономических и  политических преобразований многим не позволил ощутить преимущества радикальной  смены общественного строя. Негативное влияние на сознание оказывал и распад исторического Российского государства, фактическая утрата страной статуса  великой державы, которым ранее  было принято гордиться.

Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большей части общества. Смещались  понятия добра и зла, долга, чести, совести; притуплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества.

Уходит в прошлое тип  нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. Одновременно выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направленности. Размывалось представление о  такой прежде фундаментальной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали  нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отражение в  изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шоумену, даже проститутке. «Привлекательность»  второй группы профессий была связана  с видимой возможностью быстро и  легко заработать деньги, демонстрировать  стандарты высокого уровня потребления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как  социальная справедливость. Пренебрежение  ею со стороны советской партийно-государственной  бюрократии не выдерживало сравнения  с возможностями «новых русских» и «олигархов».

О кризисе культуры свидетельствовало  также размывание представлений  о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные  формы преступности — от мелкого  хулиганства и наркомании до организации  криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабоченность  у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи для  современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Уход от авторитарной системы  управления и организации духовной жизни способствовал формированию целой системы субкультур, т.е. «культуры  в культуре», имеющей свои четко  очерченные границы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, традиций. Социологи выделяют несколько основных субкультурных систем в России 90-х гг. Это — «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитарной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий и основанная на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

Определенное консолидирующее  влияние в 1990-е гг. оказывало распространение  религиозных взглядов. Отказ от идеологии  воинствующего атеизма во второй половине 1980-х гг. значительно повысил  воспитательную, мировоззренческую  и социальную роль церкви. Утвердилась  практика соблюдения прав верующих и  атеистов в конституционных рамках светского государства. Ведущие  политические партии и движения, включая  КПРФ, демонстрируют лояльное, уважительное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экстремизм прошлых  лет был преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает  историческую преемственность в  духовнорелигиозной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза: с 4846 (1992 г.) до 17 427 (2000 г.).

В этих условиях повысился  уровень религиозности населения. Особенно интенсивно его повышение  происходило в 1988—1992 гг. С середины 1990-х гг. тенденция роста уровня религиозности потеряла былые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфессиям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 — считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — последователи других конфессий, 12 — верят «по-своему» и не считают себя последователями какой-либо конфессии. Однако уровень реальной религиозности оценивается по-разному. В то же время церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации (СМИ). За годы реформ кардинально  изменились функции СМИ. Стали иными  структура периодических изданий, их объем, содержание, политическая и  информационная направленность. В 1990—1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился с 166 до 104 млн экземпляров, годовой же тираж  сократился в 5,4 раза. Для большинства  семей выписка и покупка периодики  стала недоступной. Крайне ограниченным стало поступление журналов и  газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты  и учреждения культуры. Аналогичные  изменения претерпело производство журнальной продукции.

Заметно выросла роль телевидения, в информационное пространство которого включено большинство населения  России. В 1990-е гг. появились новые  общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал необычайно широким диапазон информационных и  развлекательных передач. Ныне в  обществе превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рассматривает  их как орган власти, другая —  как орган гражданского общества. Отсюда в оценке их деятельности присутствует двойной стандарт, в основе которого — сложное взаимодействие между двумя основными функциями.

Утверждение свободы слова  в СМИ происходило не всегда безболезненно. Их порой бросающаяся в глаза  ангажированность, резкий переход к  полифоническому изложению событий, многоголосице в оценке фактов, тяготение  к сенсационности или, наоборот, к  замалчиванию событий оказывали  негативное влияние на общественное сознание, формировали скептическое отношение к СМИ. Право на свободу  слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой  информации.

Художественное  творчество в России. Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художественного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990-х гг. можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических, а порой и нравственных ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Вместе с тем последнее  десятилетие XX столетия прошло под  знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных  или малодоступных российским гражданам. Этому способствовало и бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках  появились ранее запрещавшиеся  произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познакомиться  с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Новые газеты и журналы были рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали  связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного наследия, возвращению утраченных в разные годы произведений отечественного искусства  проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистических традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Астафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и  др. В то же время большую популярность приобрели писатели, работающие в  постмодернистской манере. В числе  наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетическое значение литературы, при этом авторы скептически относятся к возможности общественного идеала. В числе признаков этой «литературной» литературы называют: несущественность места действия, социальной принадлежности персонажей, афористичность текста произведения, отсутствие определенной идеи и пронизывающую все произведение иронию.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на развитие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддержки привело  к резкому сокращению выпуска  фильмов. Если в 1991 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело  к тому, что в 1990-е гг. на российском кинорынке доминировали американские ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры столкнулись с проблемой  экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства  оказала влияние прежде всего  на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности 1990-х гг. нашли на экране достаточно «красочное» отражение, то вопрос о  положительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечественном  же кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старшего, В. Хотиненко. В стране стал ежегодно проводиться Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, а в конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Во второй половине 1990-х гг. бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающиеся большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной  стороны, ценители классики имели возможность  посещать концерты выдающихся дирижеров  и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С  другой стороны, 1990-е гг. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием  и охватом самой широкой аудитории.

В 1990-е гг. появилось много  ярких театральных постановок. Наряду с известными театральными коллективами появились новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и  новых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было присуще  также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило в себе незавершенность и противоречивость российских преобразований 1990-х гг. Перспективы духовного и культурного  прогресса страны напрямую зависят  от успеха начатых реформ.


Информация о работе Развитие культуры в России в конце 80-х начале 90-х годов ХХ века