Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:49, реферат
13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном.
1.Истоки раскола.
2.Церковные реформы патриарха Никона.
3. Конфликт между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.
4. Собор 1666-1667 годов.
5.Гонения на старообрядцев.
6. Заключение.
Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы
церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым
книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А
государь наш царя и
великий князь Алексей
простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они
православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет,
Аввакум писал царю:»Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»
Но в
Соловецком монастыре уже
молиться за такого царя? В народе стал подниматься ропот, начались
антиправительственные толки… Ни царь, ни церковь не могли оставить их без
внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о
сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения
вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках
начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали
монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание
было подавлено.
Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство
они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть как на мученический
подвиг. И даже искали его. Высоко подняв руку с двуперстным крестным
знамением, осуждённые истово говорили окружившему расправы народу: «За сие
благочестие стражду, за древлецерковное православие умираю и вас,
благочестивые, молю крепко стоять в древлем благочестии» И стояли сами
крепко… Именно «за великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном
срубе со своими соузниками и протопоп Аввакум.
Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие
жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру,
бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их
укрывателей, окончательно показали отношения государства к староверам.
Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.
Главным
убежищем ревнителей древнего
благочестия стали северные
России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в
архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты,
устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после
взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась
поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён,
известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реек
Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего
благочестия – Выголексинское общежительство.
Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля.
Ещё в 70-е годы XVII в бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую
веру, поп Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали
они небольшой скит. НО не прошло и двух десятков лет, как из этого скита
выросло 17 слобод. Когда волны государственных преследователей докатились
до стародубских беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и
поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи. Поселение стало
быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14
многолюдных слобод.
Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец,
названный по одноимённой речке. Множество скитов было построено в
чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к
которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки
тоже оказались
К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве.
Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.
6. Заключение
Вера в бога
была движущей силой
многих лет. Царя занимал трон только после помазания на царство
митрополитом. Митрополит был вторым человеком в государстве. Царь
советовался с ним по многим вопросам и иногда его мнение имело решающее
значение. Церковные каноны строго соблюдались и их нарушение было страшным
грехом. Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение
в духовной жизни Российского государства, так как коснулся одной из главных
его составляющих - церкви. Общество раскололось надвое. Одни приветствовали
реформы Никона, другие были не в состоянии реально обдумать их, они слепо
верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось
им богохульством. Люди запутались, не могли отличить, что допустимо, а что
действительно нарушает древние догматы. Они обращались за объяснением к
своим духовным отцам – священникам, которые в свою очередь не могли
объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода
реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. Часть
населения смирилась с произошедшими изменениями, но остальные, будучи не в
силах смириться, начали решительную борьбу. Староверов сжигали в срубах,
мучили в темницах, но не смогли сломить их воли и заставить их отступить от
своей веры. Староверы не смогли выиграть эту битву и им пришлось уйти. Они
ушли в северные районы России построили там скиты и продолжали жить.
Список использованной литературы.
1. Н.С. Богданов «Никониане» «Наука и религия» 1994 № 11
2. О.П. Ершова «Документы по истории старообрядчества» М. 1993
3. Н.И. Костомаров «Раскол» М. 1995
4. Э.С. Кульпин «Истоки государства Российского от церковного
собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1
5. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993