Раскол в русской православной церкви XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время». Толчком к
Смуте, как отмечает русский историк В.О. Ключевский, послужило
«насильственное и таинственное пресечение старой династии и потом
искусственным её воскрешением в лице первого самозванца». Далее В.О.
Ключевский утверждает, что пресечение династии (со смертью царя Фёдора)
есть, конечно, несчастие в истории монархического государства; нигде оно не
сопровождалось такими разрушительными последствиями, как у нас.

Содержание

I. Вступление:
1. Историческая обстановка России, предшествующая расколу
II. Основная часть:
1. Начало раскола в православной церкви
2. Патриарх Никон
3. Протопоп Аввакум
4. Дальнейшее расширение раскола
5. Действия официальной церкви, царя
6. Новые формы раскола, усиление борьбы с ними государства
7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России
III. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

раскол церкви в 17 веке.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Сообщение на тему:

                                                                                     Раскол православной Русской церкви в 17 веке

                                                                                                    

                                                                                  Раскол в русской православной  церкви XVII века

Содержание:

 

   I. Вступление:

     1. Историческая  обстановка  России, предшествующая расколу . . . .  .

        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .  .

        . . . . . . . 2

   II. Основная часть:

      1. Начало раскола  в православной церкви . . . . . . . . . . . . . . 6

      2. Патриарх Никон  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .

         . . . . . . .  7

      3. Протопоп Аввакум  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .

         . . . . . . 12

      4. Дальнейшее расширение  раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         14

      5. Действия официальной  церкви, царя  . . . . . . . . . . . . . . .  .

         16

      6. Новые формы  раскола, усиление борьбы с  ними государства . . . . . .

         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         . . . . . . .17

      7. Описание раскола в трудах общественных деятелей, историков России .

         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

         . .19

   III. Заключение

 

 

 

               Раскол в русской православной  церкви XVII века

 

              Историческая  обстановка  России,  предшествующая

                                   расколу

 

   Начало XVII века вошло в  историю России как «Смутное  время».  Толчком  к

Смуте,   как   отмечает   русский   историк   В.О.   Ключевский,   послужило

«насильственное  и  таинственное  пресечение   старой   династии   и   потом

искусственным её воскрешением  в  лице  первого  самозванца».  Далее  В.О.

Ключевский утверждает, что пресечение  династии  (со  смертью  царя  Фёдора)

есть, конечно, несчастие в истории  монархического государства; нигде оно  не

сопровождалось такими разрушительными  последствиями, как у нас.

   Отличительной особенностью  Смутного времени является то, что в него  были

втянуты все классы русского общества и выступали, как  отмечает  Ключевский,

«в том самом порядке, в каком они лежали  в тогдашнем составе русского

общества,  как  были  размещены  по   своему   сравнительному   значению   в

государстве на социальной лестнице чинов. На вершине  этой  лестницы  стояло

боярство, оно и начало Смуту».

   В смуте участвовали   дворянство,  служилые  люди,  городское   и  сельское

население, казачество, представители  духовенства и чиновничества.

   Результатом  Смутного  времени  явилось  дальнейшее   обнищание   широких

народных масс, сокращение  территории  русских  земель,  падение  авторитета

русского государства, широкое  проникновение иноземного влияния, в том  числе

и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

   Конечным итогом Смутного  времени  явилось  возникновение   новой  династии

царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём  России  Михаила

Романова установилось монархическое  государство  на  более  чем  триста  лет

семьи Романовых.

   Особенно обострились   отношения  крестьянства  с   господствующей  властью

после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648  году.

Оно  навсегда  лишало  крестьян  права  менять  своих  хозяев  и  установило

бессрочный розыск беглых крестьян. Тем  самым  было  окончательно  оформлено

крепостное право в России. Были расширены права дворян на земли и  крестьян.

Уложение установило жёсткие наказания  за преступления против царя и церкви.

   Последующие годы после  Смуты и в  целом  весь  XVII  век  характеризуется

собиранием  русских  земель  под  эгидой  Москвы.  Особенно  усиленным   шло

продвижение России на северо-востоке (район Сибири),  продолжалась  война  с

Польшей,  Швецией  за  освобождение  исконно  русских  земель  -  Смоленска,

районов Прибалтики Белоруссии.

   Большая помощь оказывалась  украинскому народу  за  свою  независимость  с

Польшей. В ходе этой борьбы в 1653  году  Земский  собор  принял  решение  о

воссоединении  Украины  с  Россией  и  объявлении  совместной  войны  против

польской шляхты.

   После разгрома интервентов  (поляков), окончания  Смутного  времени  стали

заметно расширяться связи  России  с  Англией,  Голландией,  Ираном.  Россия

стала всё больше и шире использовать передовые  достижения  Запада:  оружие,

передовой  опыт  ведения  военных  действий.  Западные   товары   постепенно

проникают в города России, начал складываться рынок. Русские купцы сначала

робко проникали со своими товарами на  рынок  Западной  Европы.  Развиваются

связи между  отдельными  регионами  страны.  Появляется  класс  буржуазии  и

работников наёмного труда.

   В Россию  стали  приглашаться  западные  специалисты;  врачи,  строители,

умельцы  железного  дела,  рудознатцы  и  т.  д.  Образуется  обширный  круг

иностранцев, проживающие в построенной  иностранной  слободе  в  Москве.  Их

поведение,  культура,  одежда  резко  отличаются  от  патриархального   быта

населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование,  повышается

процент грамотных среди населения. Создаются  первые  учебные  заведения,  в

которых  ведущую  роль   играют   сначала   иностранцы.   Наблюдается   рост

ремесленничества, образование  мелких  мануфактур  и  заводов  (производство

необходимых для населения и  военных нужд оружия и товаров).

   Передовая  часть   общества   видит   преимущества   иностранного   быта,

мастерства,  поведения  и  начинает  перенимать  у  них  всё  положительное,

рациональное.

   Влияние Запада коснулось  и церкви. Одни увидели в них  угрозу Латынянства,

т. е.  поглощения  православной  церкви  Католической,  другие  поняли,  что

необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что  из-за  отсутствия

тесных связей  местных  церквей  с  центром,  накопилось  много  различий  в

понимании  религиозной  литературы,   осуществления   религиозных   обрядов.

Появились воинствующие религиозные  деятели из духовенства,  которые  яростно

защищали патриархальный быт народа, его  религиозные  взгляды  и  стремились

сохранить  незыблемыми  церковные  обряды,  старинные  духовные  книги.  Они

выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».

   В конечном счете, эти  предпосылки в развитии религии привели к расколу  в

православной  церкви.  В   эту   орбиту   были   втянуты   массы   верующих,

представителей духовенства, пролито  много крови, гибли люди.

   Последствия раскола православной  церкви проявляются и сейчас, в настоящее

время. Если сравнить раскол православной церкви с Западом, то он  сродни  по

некоторым проявлениям с реформацией  в Католической церкви.  Реформация,  как

известно,  создала  целый  рад  протестантских  церквей,   отделившихся   от

римского католицизма.  Главными  из  них  являются:  Лютеранство  (Германия,

Скандинавия);   Кальвинизм   (Швейцария,    Нидерланды);    пресвитерианство

(Шотландия).

   Роль церкви в  жизнь   российского  общества  всегда  была  очень  высока.

Влияние церкви проявлялось на все стороны духовной  жизни  общества,  семьи,

уклада и быта русского народа.  В  XVII  веке  церковь  тесно  срастается  с

монархическим строем России.  Она  становится  опорой  самодержавия,  верной

слугой и выразителем его  интересов.

   В самой  церкви  сложился  такой  же  уклад  и  взаимоотношения  во  всей

церковной иерархии, церковно-обрядовой  практики.  Во  главе  русской  церкви

стоял патриарх, наделённый большой  церковной властью. Впервые  патриарх  был

избран собором русских иерархов в 1589 году.

   Патриархи, как правило,  были крупными собственниками, имели  большой  опыт

религиозной  деятельности,  активно   участвовали   в   политической   жизни

государства. Иногда, они  свою  власть  «от  бога»,  ставили  выше  светской

власти, власти царя. По этой причине  между  царём  и  патриархом  возникали

иногда сложные отношения. При  выборе  нового  патриарха  самодержец  всегда

стремился в его лице иметь своего сторонника и помощника.

   Возрастание роли России  в этот  период  на  международной   арене,  подрыв

влияния  Православной  церкви,  связанной  с  борьбой  Османской  империи  с

Византией,  создают  предпосылки  на  роль  лидера  Вселенской  православной

церкви. Царь и русский  патриарх  начинают  реально  проводить  политику  на

решении этой задачи.

   Церковь в XVII веке является  не только выразителем духовной,  религиозной

идеологии  во  всех  слоях  общества,  но  так  же  крупным   собственником.

Монастыри, приходы крупные церковные  деятели  владели  обширными  земельными

угодьями, накопили большие материальные ценности.

   Многие черты XVII века  присущи  и  настоящему  времени,  особенно  после

совершения революции 1917  года.  Устоявший  быт,  сложившиеся  общественные

отношения начали силой, кровью переделывать на  свой  лад,  а  церковь,  как

таковую, практически свели к  нулю. Всё  это  принесло  большие  страдания  и

муки русскому народу.

 

 

 

                    Начало раскола в православной  церкви

 

   Современная историография  под расколом понимает определённое  религиозно-

общественное движение, возникшее в России в середине XVII века.

   Историограф  Ключевский  русским   церковным   расколом   называет   лишь

отделением   значительной   части   русского   православного   общества   от

господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает  причины

возникновения раскола, его ход  и  последствия.  Поводом  для  возникновения

раскола, как известно, послужила  церковно-обрядовая реформа, которую  в  1653

году  начал  проводить  патриарх  Никон   с   целью   укрепления   церковной

организации  в  России,  а  так  же  ликвидировать  все  разногласия   между

региональными православными церквями. Они составляли Восточную  православную

церковь. В неё входили Александрийский  патриархат – Египет, иерусалимский  –

Палестина,  Константинопольский,  церковь  восточных  славян   –   Болгарии,

Румынии, Украины, Белоруссии и России.

   С падением Константинополя,  его захватом в 1453 году Османской   империей,

роль ближнеазиатских  православных патриархов падает. Всё сильнее и  сильнее

падает  роль  и Константинопольской церкви  (Византийской),  как ведущего

органа православия.

   К началу XVII века русская  православная церковь  (Московский  патриархат)

начинает  играть  ведущую  роль  и  патриарх  московский  стремится   занять

лидирующее положение в православной Восточной  церкви  (Вселенской).  Однако

этому мешало ряд объективных обстоятельств.

   В  русской  православной  церкви  с  течением  времени   накопилось  много

различий, отступлений от канонов, особенно  от  Греческой  церкви,  ибо  вся

религиозная литература писалась и  печаталась  на  древнегреческом  языке.  С

течением времени в русских  церковных  книгах  обнаруживается  много  ошибок,

разночтений, о которых с упрёком  говорили иерархи восточной  церкви  Москве,

а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.

 

 

 

                                      Патриарх Никон

 

   В сан патриарха возведён  в 1652  году.  Выходец  из  народа  (мордовского

крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В  1635

г.  стал  монахом Соловецского  монастыря.  С 1643  года  Никон – игумен

Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии  и  воли,  на

что обратил внимание  царя  Алексия  Михайловича.  В  1646  году  Никон  был

поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в  Москве.  С  1648  года  –

митрополит в Новгороде. В 47 лет  становится патриархом Русской  православной

церкви,  что  в  истории  русского  патриаршества   бывает   редко.   Обычно

патриархом   избирают   людей   более   зрелого   возраста,   выходцем    из

господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.

   Церковно-обрядовая реформа,  начатая в 1653 году  Никоном   с  установления

единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была  одной

из опор феодально-крепостного государства, соответственно  в  единой  церкви

должен  был  быть  единый  культ.  За  проведение  такой  церковной  реформы

выступал и сам  царь,  а  так  же  многие  члены  влиятельного  религиозного

«кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и  светских

лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан  Вонифатьев.  В

кружок  входили:  Ртищев,   новоспасский   архимандрит   Никон,   настоятель

Казанского собора Иван Неронов; протопопы  Аввакум, Логгин,  Лазарь,  Даниил.

Члены «кружка  ревнителей  благочестия»  выделялись  своей  образованностью,

высоким положением в царской и  светской иерархиях.

Информация о работе Раскол в русской православной церкви XVII века