Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, курсовая работа
К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась коррупция на всех уровнях административного и партийного аппарата.
1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.
2. Советская Россия после распада СССР.
3. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г.
4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.
Но приватизация смогла сделать главное: теперь социально-экономические изменения в стране стали необратимыми, поскольку возникла их социальная опора.
Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в России в начале 1990-х гг. состоял из двухступенчатой системы органов народных представителей власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главою исполнительной власти являлся всенародно избранный Президент. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Рост напряжения в обществе передавался народным избранникам. Большинство депутатов Верховного Совета выступали за восстановление СССР и возврат прежней системы. Постепенно вокруг Верховного Совета начали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ. Вместе с тем после подавления августовского путча 1991 г. значительно изменился кадровый состав исполнительных органов власти. На ключевые посты в них были расставлены сторонники реформ и президента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между исполнительной и законодательной властью, характерное для советской системы, вело к обострению конфликта между сторонниками и противниками реформ. Постепенно углубляющийся экономический кризис, снижение жизненного уровня россиян вызывали у них раздражение и недовольство. Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В.С. Черномырдиным.
В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный суд (председатель В.Д. Зорькин) признал эти действия Б.Н. Ельцина противоречащими сразу 9 статьям Основного Закона. Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал Указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного Закона, в основу которого была положена идея президентской республики.
Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной всластью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г. Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий погибло несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и др.) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.
Обстрел Белого дома
После подавления сопротивления
оппозиции и разгона Верховного
Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента
РФ «О реформе местного самоуправления
в Российской Федерации» прекращалась
деятельность местных советов, а
их функции перешли к главам местной
администрации. 12 декабря 1993 г. прошли
выборы в Государственную Думу. Одновременно
с ними был проведен референдум по
принятию новой Конституции. Россия
объявлялась демократическим
В 1994 году правительство
сосредоточило свои усилия на стабилизации
уровня жизни населения, поощрении
предпринимательской
На фоне падения производства
(многие отрасли с высоким уровнем
технологий угасали) все заметнее становился
перекос в сторону производства
сырья. Например, доля отчислений в
бюджет такого монополиста как Газпром
составляет 25%. Росла доля импорта, особенно
продовольствия на фоне снижения производства
продуктов питания. В 1997 году удалось
остановить падения производства, но
инвестиций было недостаточно для подъема.
Высокая энергоемкость
Президентом России одно и
то же лицо не может избираться более
чем два раза. Такая норма содержится
в Конституции. Вопрос о преемнике
волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что
для сохранения стабильности в обществе
главой государства должен стать
человек, который продолжит
На выборах в Государственную
думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В.
Путиным общественно-
31 декабря 1999 г. первый
Президент России Б. Н. Ельцин
выступил с телевизионным
Владимир Владимирович Путин.
После распада СССР и провозглашения
Содружества Независимых
Обороноспособность страны
значительно пострадала. Военно-морской
флот лишился своих баз в
С 1992 года начался вывод
российских войск из Прибалтики, Грузии,
Молдавии, Таджикистана. Полностью
выведены российские войска из Армении.
Обустройство этих войск в новых
местах дислокации обернулось для России
значительными финансовыми
И все же, одной из первоочередных
задач российского руководства
по отношению к странам СНГ
и ближнего зарубежья остается налаживание
с ними взаимовыгодного
В последнее время усилились интеграционные процессы между Белоруссией и Россией. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза, однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной, так и с другой стороны. Тем не менее, 10 июня ратифицированный обеими сторонами договор и Устав вступил в силу.
В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России, ставшей правопреемницей СССР, характеризуется стремлением наладить дружественные и добрососедские отношения со всеми миролюбивыми государствами. Уже в 1992 году на встрече президентов России и США в Кэмп-Дэвиде было заявлено, что отношения между этими двумя ранее противоборствовавшими государствами теперь характеризуются дружбой и партнерством.
В январе 1993 года между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2, предусматривавший значительное сокращение ядерного потенциала двух стран. 31 августа 1994 года завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Еще раньше они покинули Польшу и Венгрию. Благодаря усилиям российской дипломатии значительно улучшились отношения с Южной Кореей и Китаем, с рядом арабских государств. Россия оказывает большую поддержку многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
В июне 1995 года Россия присоединилась
к программе НАТО (Партнерство
во имя мира), потребовав создания новой
системы безопасности в Европе и
отказа от расширения НАТО на Востоке.
Однако это последнее требование
руководство НАТО проигнорировало.
Вскоре ожидается вступление в НАТО
ряда стран Центральной и Восточной
Европы, входивших ранее в состав
социалистического содружества (Польши,
Чехии, Венгрии). Переговоры президента
России с руководителями западных держав,
а также с Генеральным
В конце июня 1997 года в Денвере (США) состоялась встреча лидеров семи наиболее развитых стран мира, на которую был приглашен и президент России. Несмотря на то, что России пока еще не удалось вступить в эту престижную международную организацию в качестве полноправного члена, факт участия президента России в ее работе весьма показателен.
Миролюбивая политика, которую проводит российское руководство на международной арене, значительно укрепляет его авторитет в очень трудный период становления нового государства.
Список литературы