Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и мир в конце ХХ в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

К концу 70-х гг. достаточно четко обозначился кризис советской модели государственного развития. Плановая экономика демонстрировала устойчивую неспособность к интеграции достижений научно-технического прогресса. Росла «теневая экономика», усиливалась коррупция на всех уровнях административного и партийного аппарата.

Содержание

1. Перестройка государственного механизма в СССР в 1985–1991 гг. Распад СССР.
2. Советская Россия после распада СССР.
3. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г.
4. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
5. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 429.22 Кб (Скачать файл)

Но приватизация смогла сделать  главное: теперь социально-экономические  изменения в стране стали необратимыми, поскольку возникла их социальная опора.

Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в России в начале 1990-х гг. состоял из двухступенчатой системы органов народных представителей власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главою исполнительной власти являлся всенародно избранный Президент. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Рост напряжения в обществе передавался народным избранникам. Большинство депутатов Верховного Совета выступали за восстановление СССР и возврат прежней системы. Постепенно вокруг Верховного Совета начали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ. Вместе с тем после подавления августовского путча 1991 г. значительно изменился кадровый состав исполнительных органов власти. На ключевые посты в них были расставлены сторонники реформ и президента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между исполнительной и законодательной властью, характерное для советской системы, вело к обострению конфликта между сторонниками и противниками реформ. Постепенно углубляющийся экономический кризис, снижение жизненного уровня россиян вызывали у них раздражение и недовольство. Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В.С. Черномырдиным.

В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть  депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять  ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке  управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии  президенту. До этого времени деятельность Верховного Совета РФ приостанавливалась. Конституционный суд (председатель В.Д. Зорькин) признал эти действия Б.Н. Ельцина противоречащими сразу 9 статьям Основного Закона. Экстренно был созван IХ съезд народных депутатов, который классифицировал Указ Ельцина как попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного Закона, в основу которого была положена идея президентской республики.

Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной  всластью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. Он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г. Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома. К вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено. В ходе этих событий погибло несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и др.) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

Обстрел Белого дома

 

После подавления сопротивления  оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а  их функции перешли к главам местной  администрации. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления. Советская власть, просуществовавшая в нашей стране 76 лет, была ликвидирована.

 

    1. Основные направления социально-экономического развития России после 1993 г.

 

В 1994 году правительство  сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении  предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов.

На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем  технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в  бюджет такого монополиста как Газпром  составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось  остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт  единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращаются в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства достигли 50%, 45% предприятий убыточны, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство оборудование не заменяется и не обновляется. Инфляция не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий, за чертой бедности от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.

 

 

    1. Отставка Президента Б. Н. Ельцина

 

Президентом России одно и  то же лицо не может избираться более  чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике  волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что  для сохранения стабильности в обществе главой государства должен стать  человек, который продолжит демократические  реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность Председателя Правительства, Президент заявил, что именно его  видит своим преемником на высшем государственном посту.

На выборах в Государственную  думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство  голосов избирателей.

31 декабря 1999 г. первый  Президент России Б. Н. Ельцин  выступил с телевизионным обращением  к народу. Он объявил о своей  отставке: «Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед». Исполняющим обязанности Президента страны стал Председатель Правительства В. В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.

Владимир Владимирович Путин.

 

 

    1. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI века.

 

После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Страна лишилась своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. На всем протяжении своих границ Россия получила целый ряд независимых государств, бывших союзных республик, правительства которых, например стран Балтии, невсегда дружелюбно были настроены по отношению к своему соседу.

Обороноспособность страны значительно пострадала. Военно-морской  флот лишился своих баз в Прибалтике. Затянувшаяся ситуация с «дележом»  Черноморского флота и определением статуса города Севастополя в  Крыму не позволяет нормализовать  добрососедские отношения с Украиной. Развалилась ранее единая сеть противовоздушной обороны страны. Часть своих полетов  в космическое пространство наша первая в мире космическая держава  должна осуществлять уже из-за границы  – с территории арендованного  у Казахстана космодрома Байконур.

С 1992 года начался вывод  российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдавии, Таджикистана. Полностью  выведены российские войска из Армении. Обустройство этих войск в новых  местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. С другой стороны, российские миротворческие вооруженные формирования осуществляют свою гуманную миссию в Таджикистане, Абхазии и ряде других горячих  точек. Российские пограничные части  охраняют таджикско-афганскую границу.

И все же, одной из первоочередных задач российского руководства  по отношению к странам СНГ  и ближнего зарубежья остается налаживание  с ними взаимовыгодного сотрудничества, культурных и образовательных связей. Спорные вопросы решаются в процессе переговоров. В этом отношении СНГ  играет свою положительную роль в  укреплении связи между его участниками.

В последнее время усилились  интеграционные процессы между Белоруссией  и Россией. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был  подписан Устав нового союза, однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной, так и с другой стороны. Тем не менее, 10 июня ратифицированный обеими сторонами договор и Устав  вступил в силу.

В отношении дальнего зарубежья  внешняя политика России, ставшей  правопреемницей СССР, характеризуется  стремлением наладить дружественные  и добрососедские отношения со всеми  миролюбивыми государствами. Уже в 1992 году на встрече президентов России и США в Кэмп-Дэвиде было заявлено, что отношения между этими двумя ранее противоборствовавшими государствами теперь характеризуются дружбой и партнерством.

В январе 1993 года между Россией  и США был подписан договор  ОСНВ-2, предусматривавший значительное сокращение ядерного потенциала двух стран. 31 августа 1994 года завершился вывод  российских войск из Германии и Прибалтики. Еще раньше они покинули Польшу и  Венгрию. Благодаря усилиям российской дипломатии значительно улучшились отношения с Южной Кореей и  Китаем, с рядом арабских государств. Россия оказывает большую поддержку  многосторонней деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В июне 1995 года Россия присоединилась к программе НАТО (Партнерство  во имя мира), потребовав создания новой  системы безопасности в Европе и  отказа от расширения НАТО на Востоке. Однако это последнее требование руководство НАТО проигнорировало. Вскоре ожидается вступление в НАТО ряда стран Центральной и Восточной  Европы, входивших ранее в состав социалистического содружества (Польши, Чехии, Венгрии). Переговоры президента России с руководителями западных держав, а также с Генеральным секретарем НАТО по этому вопросу пока успеха не принесли.

В конце июня 1997 года в  Денвере (США) состоялась встреча лидеров  семи наиболее развитых стран мира, на которую был приглашен и президент России. Несмотря на то, что России пока еще не удалось вступить в эту престижную международную организацию в качестве полноправного члена, факт участия президента России в ее работе весьма показателен.

Миролюбивая политика, которую  проводит российское руководство на международной арене, значительно  укрепляет его авторитет в  очень трудный период становления  нового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список литературы

 

    1. Трофимов А.П. Распад СССР. Исторический очерк.

 

    1. http://www.km.ru

 

    1. http://ru.wiktionary.org

 

    1. Лекции по истории

Информация о работе Распад СССР. Становление новой российской государственности. Социально-экономическое развитие России в 1990-ые гг. Россия и мир в конце ХХ в.