Реформаторские проекты начала XIX в. Жизнь и деятельность Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

Содержание

Введение………………………………….. ………………………………..2
1.Проекты конституций и освобождения крестьян в царствование Александра I ………………………………………………………………..3
1.1Первый этап реформ…………………………………………………….3
а) Попытки решения крестьянского вопроса……………………..4
б) Проекты освобождения крестьян……………………………….5
в) Реформа в области образования………………………………. .5
1.2. Второй этап реформ …………………………………………………. 7
2. А.Аракчеев и перемены в политике Александра I…………………….8
3. Легенда о смерти Александра I ……………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по отечественной истории.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и информатики. 

          

РЕФЕРАТ

по отечественной истории 

Тема: «Реформаторские проекты начала XIX в.

Жизнь и деятельность Александра I.» 
 

Выполнил: студент 1 курса 

группа  Т-11

Тамрова Л.С.

                                                            Проверил: Ломакин  К.В. 
         
         
         

             Новосибирск 2011 

Реформаторские  проекты начала XIX в.

Жизнь и  деятельность Александра I.

    План

Введение………………………………….. ………………………………..2

  1.Проекты конституций и освобождения крестьян в царствование Александра I ………………………………………………………………..3

1.1Первый этап реформ…………………………………………………….3

            а) Попытки решения крестьянского вопроса……………………..4

            б) Проекты освобождения крестьян……………………………….5

            в) Реформа в области образования………………………………. .5

1.2. Второй этап реформ …………………………………………………. 7

2. А.Аракчеев и перемены в политике Александра I…………………….8 

3. Легенда о смерти  Александра I ……………………………………….10 

Заключение…………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 

Введение

Четырнадцатый по счету российский император Александр I, или, как его называли в народе, Александр Благословенный, - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства.

АЛЕКСАНДР I- родился 12 (23) декабря 1777, Петербург — умер 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог, первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.

Сразу после рождения Александр был  взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая  намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В  воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец  Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой.

Считается, что  незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол  в обход сына. По-видимому, внук был  в курсе этих ее планов, но принять  престол не согласился.

 После воцарения  Павла положение Александра еще  более осложнилось, ибо ему  приходилось постоянно доказывать  подозрительному императору свою  лояльность. Отношение же Александра  к политике отца носило резко  критический характер. Именно эти  настроения Александра способствовали  его вовлечению в заговор против  Павла, но на условиях, что заговорщики  сохранят его отцу жизнь и  будут добиваться лишь его  отречения. Трагические события  11 марта 1801 серьезно повлияли  на душевное cостояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. 
 
 

1.Проекты  конституций и  освобождения крестьян  в царствование  Александра I .

Александр I стремился  осторожно прозондировать почву  относительно разработки в России конституции. Наиболее полно конституционные  идеи Александра и его окружения  были воплощены, увы, не в России, а  на сопредельных территориях, недавно  вошедших в состав империи, – в  Финляндии и Польше, а также  во Франции после сокрушения Наполеона.

1.1.Первый  этап реформ.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь  осуществить радикальную реформу  политического строя России путем  создания конституции, гарантировавшей  всем подданным личную свободу и  гражданские права. Он сознавал, что  подобная "революция сверху" приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также  понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их "екатерининских стариков". Уже  в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет "по законам и по сердцу" Екатерины II. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих "молодых друзей" (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект "Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой", содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о "свободных хлебопашцах", разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян.

а)Попытки решения крестьянского вопроса.

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача  казенных крестьян.

- 12 декабря 1801 года — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 году).

- 20 февраля 1803 года — указ о «вольных хлебопашцах».

-1804—1805 годы — первый этап реформы в Прибалтике.

-10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

-С 1810 года началась практика организации военных поселений.

- За 1810—1811 годы в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.

-В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

- В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».

- 1816 год — новые правила организации военных поселений.

- В 1816—1819 годах завершилась крестьянская реформа в Прибалтике.

- В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.

- В 1818 году несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.

- В 1822 году было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

- 1823 год — указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

б)Проекты освобождения крестьян.

В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект  Мордвинова:

- крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.

- размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект  Аракчеева:

- освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект  Канкрина:

- медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

 Параллельно  Александр осуществлял административную  реформу и реформу образования.

в)Реформа в области образования.

- В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования:

*бессословность  учебных заведений;

*бесплатность  обучения на низших его ступенях;

*преемственность  учебных программ.

Уровни  системы образования:

*университет

*гимназия в  губернском городе

*уездные училища

*одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над  попечителями были учёные советы при  университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

-1804 год —  Университетский устав предоставлял  университетам значительную автономию:  выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство  высшей администрации в дела  университетов, право университетов  назначать учителей в гимназии  и училища своего учебного  округа.

-1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные  заведения — лицеи: в 1811 году —  Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

- В 1817 году  Министерство народного просвещения  было преобразовано в Министерство  духовных дел и народного просвещения.

- В 1820 году  в университеты направлена инструкция  о «правильной» организации учебного  процесса.

- В 1821 году  началась проверка выполнения  инструкции 1820 года, проводившаяся  очень жестко, необъективно, что  особенно наблюдалось в Казанском  и Петербургском университетах. 
 
 

1.2.Второй  этап реформ.

Он приближает к себе сначала А.А.Аракчеева, а  позднее М.Б.Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М.М.Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Проект Сперанского  предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом  парламентского типа. Реализация плана  Сперанского началась в 1809 году, когда  была отменена практика приравнивания  придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

1 января 1810г.  был учрежден Государственный  совет, заменивший Непременный.  Предполагалось, что изначально  широкие полномочия Государственного  совета будут затем сужены  после учреждения Государственной  думы. В течение 1810-1811 годах в  Государственном совете обсуждались  предложенные Сперанским планы  финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811г. было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и "Записка о древней и новой России" Н.М.Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812г. отправил его в отставку. 
 
 
 

2. А.Аракчеев и перемены в политике Александра I.

Алексей Андреевич  Аракчеев -  русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал артиллерии (1807).

14 мая 1803 Аракчеев  был принят на службу с назначением  на прежнее место, то есть  инспектором всей артиллерии  и командиром лейб-гвардии артиллерийского  батальона.

Информация о работе Реформаторские проекты начала XIX в. Жизнь и деятельность Александра I