Реформирование налогообложения при реформирование налогообложения при петре Iетре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:14, творческая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение опыта налогообложения России в период царствования Петра I (1682 – 1725).
И для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть взимание прямых налогов
2. Рассмотреть подушную подать
3. Рассмотреть взимание косвенных налогов
4. Рассмотреть взимание таможенных пошлин
5. Рассмотреть реорганизацию налогового аппарата

Содержание

Введение 3
Глава 1. Увеличение количества прямых налогов и введение подушной подати 4
1. Монетная реформа 4
2. Увеличение количества прямых налогов 5
3. Введение подушной подати 6
Вывод по Главе 1 13
Глава 2. Косвенные налоги и таможенные пошлины 14
1. Косвенные налоги 14
2. Таможенные пошлины 15
Вывод по Главе 2 16
Глава 3. Реорганизации налогового аппарата 16
Вывод по Главе 3 19
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение  
среднего профессионального образования города Москвы 
Финансовый колледж № 35

 

Студенческие  научные чтения

«Развитие государства, общества и профессий в истории России XVII- начала XX»

( посвященные  400-летию династии Романовых)

 

РЕФОРМИРОВАНИЕ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

 

Автор:

Добычина Анастасия Алексеевна

группа ДН-39, специальность  «Налоги и налогообложение»

 

Научный руководитель:

Меркулов Вадим Александрович,

Алифанова Елена Игоревна,

преподаватели ГБОУ СПО ФК № 35

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

Содержание

 

Введение

В истории русского государства  период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Именно в XVII столетии начался новый период русской  истории – это

 было переходное  время, характеризуемое прежде  всего постепенным формированием нового общественного познания, время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Преобразования в социально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной из важнейших характеристик переживаемого ныне периода реформ, ведущих к рынку, и правовым, налоговым, конституционным формам общественной жизни и государства. Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления.

Но несмотря на то, что  почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер.

Целью данной работы является рассмотрение опыта налогообложения  России в период царствования Петра I (1682 – 1725). И для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть взимание прямых налогов
  2. Рассмотреть подушную подать
  3. Рассмотреть взимание косвенных налогов
  4. Рассмотреть взимание таможенных пошлин
  5. Рассмотреть реорганизацию налогового аппарата

Решение данных задач  позволит наглядно рассмотреть данную тему.

Глава 1. Увеличение количества прямых налогов и введение подушной подати

1. Монетная реформа

Проблема пополнения бюджета при Петре I встала очень  остро, т.к. резко возросли расходы  — на войны, на проведение масштабных реформ, на строительство каналов  и городов, на создание регулярной армии и флота, на содержание непомерно выросшего чиновного аппарата. Например, военные расходы в 1702 и в 1703 гг. составили в бюджете страны соответственно 76,5 и 76,9%, в 1705 г. — 95,9%, в последующие годы — от 80 до 83%. Прежняя налоговая система не могла решить эти проблемы. Петр I использовал для пополнения бюджета монетную регалию (сокращал вес монет и содержание в них серебра при сохранении номинала, т.е. проводил «порчу» монет), госмонополии на продажу ряда товаров.

Значительные средства Петр получил от «порчи» монет. Общий итог чеканок серебряной монеты при Петре составил 38,4 млн. руб. (в переводе на 70-ю пробу) и медной монеты — на 4,3 млн. руб. Монетная реформа сыграла значительную роль в финансировании начального периода Северной войны.

 2. Увеличение количества прямых налогов

При Петре появилась должность прибыльщиков, которые изобретали новые налоги. В 1699 г. дворецкий князя А.А. Курбатова, путешествуя с барином за границей, узнал об изобретенном там недавно гербовом налоге. По возвращении он тотчас обратился к Петру с предложением ввести в России «орленую бумагу». Так появился в России гербовый сбор (который взимался путем обязательного, в определенных случаях, употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной ее стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства). Был установлен налог на бороду. Кроме того, были увеличены налоги на соль, питейные сборы, установлена монополия на продажу табака. В ведение казны были взяты рыбные ловли, за которые стал взиматься повышенный оброк. Увеличился оброк с торговых бань, лавок; домашние бани были переписаны и с них установлен оброк: по 3 руб. с бояр и гостей, по 1 руб. с дворянства и купечества, по 15 коп. с крестьянских бань. Были обложены налогом постоялые дворы и мельницы; сумма налога равнялась '/4 их дохода. С 1704 г. один за другим вводились сборы: померный, хомутейный, шапочный, сапожный, подужный (с извозчиков), покосовщинный (с покосов), кожный (с кож), пчелиный, с найма домов и углов, привальный и отвальный (с лодок и других судов), трубный (с печей), с продажи арбузов, огурцов, орехов. Установлен был двойной оклад податей для раскольников.

Прибыльщики «в погоне за казенной прибылью доходили до виртуозности, до потери здравого смысла, предлагали сборы с рождений и браков»1. «Брачный налог» был положен на мордву, черемисов, татар, других нехристиан. К концу правления Петра обнаружилось, что сборы, предложенные прибыльщиками, «усилили налоговое напряжение и раздражение, донимая не только тяжестью некоторых из них, но еще более своей численностью, заходившей за 30» 1. Постепенно эти сборы падали, накапливались недоимки. «Работа прибыльщиков любопытна тем, что вскрывает одно из основных правил финансовой политики Петра: требовать невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного» 1.

Выросли прямые налоги на посадские и крестьянские дворы  введением новых сборов: драгунские деньги, корабельные, рекрутские, подводные. Продолжали взиматься «запросные» деньги: на жалованье мастеровым и работникам, строившим Петербург, свор на седла, портупеи, на провиант для Петербурга и т.п. Эти поборы тяжелым бременем ложились на податное население.

Не забывал Петр и  о таком потенциальном источнике налоговых поступлений, как церковь. В декабре 1701 г. он издал указ об изъятии у монастырей права на распоряжение их своими вотчинными доходами. Сбором налогов с монастырских вотчин ведал Монастырский приказ. Он определил денежные и хлебные дачи, равные для всех монахов без различия сана: по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на брата.

 3. Введение подушной подати

Петр решил увеличить  подворную подать и для этого  в 1710 г. провел перепись, которая, однако, показала значительную убыль населения. Причинами были наборы в рекруты (армия поглотила до 200 тыс. человек), принудительная вербовка рабочей силы на строительство Петербурга, каналов, верфей, бегство крестьян от непосильных налогов в южные районы страны и в Сибирь. По мнению П.Н. Милюкова, эти данные в совокупности с дефицитом бюджета свидетельствовали об экономическом кризисе в государстве. И причина его была только одна — «рост податного бремени, отрыв от земли лучшей части плательщиков».2

В такой ситуации, не желая отказываться от дальнейших реформ, Петр приказал собирать налоги по переписи 1678 г. Однако это оказалось невозможным. Повторная перепись 1715 г. вновь показала, что число дворов значительно меньше, чем в 1678 г. Вывод напрашивался сам собой: подворная система не позволяет увеличить налоговые поступления, охватить налогами больший контингент плательщиков.

П.Н. Милюков в своем  фундаментальном исследовании «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» использовал документы из «кабинетных бумаг» Петра. В одном из них под названием «Статьи ко умножению государственной казны для нужды настоящей войны» неизвестный автор пишет: «Мне кажется, что крестьянам не доведется быть больше отягченным, ...понеже по премногу суть отягчены. И если больше будут отягчены, останется земля без людей». Он предложил для пополнения казны:

  1. Уменьшить на 1/10 содержание серебра в монетах.
  2. Сделать внутренний заем на 1 млн. руб.
  3. Для торгово-промышленного населения в городах увеличить в 2 раза обложение дворовой земли.
  4. Установить госмонополию на продажу соли, вина, табака, поташа, смольчуга, соболей.

С 1713 г. начинают обсуждаться  проекты общей податной и административной реформы. Предлагается провести еще  одну перепись, чтобы проверить истинные причины убыли населения, т.к. высказывались мнения, что одной из главных причин является утайка душ при переписи. Перепись дворов 1716—1717 гг. еще раз показала убыль населения.

Другой неизвестный автор предложил  провести подушную перепись и ввести подушное обложение. Оно должно распространяться на низшие слои населения, а остальные должны платить налог в размере 1/10 части дохода. Правительство ухватилось за идею поголовного налога, но «не обратило внимания» на не менее интересную мысль — подоходного налога с богатых. Идею подушного налога, как более равномерного и справедливого, выдвигал также в 1714 г. обер-фискал А. Нестеров. Кстати, поголовный налог был давно известен; он широко применялся в ряде стран средневековой Западной Европы.

Подворное обложение критиковал и  выдающийся мыслитель петровской эпохи Иван Тихонович Посошков. В то же время он отвергал и принцип подушного обложения. Несостоятельность подушной системы Посошков видел в том, что она игнорирует различия в имущественном положении плательщиков. Единственно правильной системой прямого обложения, по его мнению, должна быть поземельная подать, которая исчисляется «по владению земли и по засеву на том ево владенье»3. Он считал, что платить поземельный налог должны все сословия кроме духовенства. Тягловая единица «двор» должна представлять собой комбинацию двух принципов обложения — поземельного и подворного. Это обеспечило бы большую соразмерность величины подати с имущественным положением плательщиков, чем при подушном и подворном обложении в отдельности.

Посошков критически относился к множественности налогов на торговый оборот, порядку их взимания. Его предложение — вместо всех прежних налогов и сборов установить с купечества единый сбор в размере 10% с цены товара, причем он должен взиматься только один раз, независимо от места продажи товара.

Петр поддержал идею подушной подати, т.к. причин замены подворного обложения накопилось достаточно:

  • Подворная система не обеспечивала возросшие потребности армии и флота, т.к. число дворов неуклонно убывало.
  • Принцип обложения по дворам перестал соответствовать налоговой политике правительства. Оно стремилось охватить налогами возможно больший круг плательщиков. К концу существования подворной системы стала заметной тенденция к назначению повинности не на конкретное «дворовое число», а на всех наличных плательщиков.
  • Кризис подворного обложения, выразившийся в утайке «дворового числа», недоимках, усугублялся несовершенной системой сбора налогов.

К этому можно добавить, что подворная система не давала возможности воспользоваться при сборе налогов приростов населения. Обложение по душам гарантировало привлечение к уплате всех податных лиц.

Первый опыт введения поголовной подати относится к 1705 г., когда этот налог был введен на торговых людей, мастеров и работных людей «разного чина». В 1710 г. в Азовской губернии в порядке эксперимента был проведен сбор налогов не со двора, а с лиц обоего пола от 10 до 60 лет.

После проведения подушной переписи в 1719—1721 гг. было выявлено        4 889 719 душ мужского пола. В это число кроме крестьян и посадского населения были включены также дворовые люди, холопы, «гулящие люди» и священники, живущие на частновладельческих землях. Имея сведения об утайках податных душ при переписи, правительство в январе 1722 г. назначило проверку ее результатов, которая была поручена военным — генералам и офицерам. В ходе проверки были вскрыты многочисленные случаи утайки; виновные подвергались строгим наказаниям, вплоть до конфискации сел, в которых была допущена утайка. Фигурантом самого громкого дела об утайке оказался А.Д. Меншиков (скрыл около 3 тыс. душ). На следствии выяснилось также, что ему удавалось на протяжении всей Северной войны (1700— 1721) освобождать свою вотчину от уплаты налогов. В результате Меншикову пришлось заплатить крупный штраф — свыше 27 тыс. руб. На май 1724 г. новое подушное число составило 5,5 млн. человек.

Петр I планировал использовать средства подушного налога на нужды  армии. В то время содержание одного пешего солдата составляло 28 руб. 40 коп. в год, одного драгуна — 40 руб. 17 коп. Таким образом, одного пехотинца содержали 35 1/2 душ, драгуна — 50 1/4 душ. Расходы на армию были определены в 4 млн. руб. Эта сумма была разложена на податное население: частновладельческие крестьяне платили 74 коп. в год, государственные 1 руб. 14 коп. (к 74 коп. прибавлялась оброчная подать в 40 коп.), посадское население — 1 руб. 20 коп. Подушная подать должна была заменить все прежние прямые налоги.

Новый налог не вводился в Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, Малороссии, Слободской Украине; его не платили астраханские и уфимские татары и коренное население Сибири; приписные крестьяне (приписанные к мануфактурам) в количестве 200 тыс. человек отрабатывали подушную подать на заводах.

Исследователи отмечают, что «податная  душа» никогда не соответствовала наличной живой душе. «Личность отдельного крестьянина растаяла и исчезла» в системе подушной подати. На ее место встала отвлеченная «податная душа», зарегистрированная в ревизских сказках. На протяжении целых столетий, вплоть до наших дней, русская податная политика не знает и не хочет знать фактического состава главного податного класса».4

Информация о работе Реформирование налогообложения при реформирование налогообложения при петре Iетре I